СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "К чистому истоку" для обучающихся 8-10 классов основного общего, полного общего образования

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка «К чистому истоку» составлена в соответствии с Положением о дополнительном образовании в МБОУ «СШ №9» г. Смоленска а также на основе программы комплексного курса «Основы нравственности» и  реализуется с помощью одноименного учебно-методического пособия Романа Янушкявичюса и  Ольги Янушкявичене «Основы нравственности»: учебное пособие для школьников и студентов/ Р. Янушкявичюс, О. Янушкявичене:- из-во «ПРО–ПРЕСС», 2011.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "К чистому истоку" для обучающихся 8-10 классов основного общего, полного общего образования»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 9»)





Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 29.08.2018

Утверждаю

Директор О.В. Антышева

Приказ № 267-ОД от 29.08.2018






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«К чистому истоку»

для обучающихся 8-10 классов основного общего, полного общего образования


АНУФРИЕВОЙ ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ


педагога-психолога высшей категории



















2018



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа кружка «К чистому истоку» составлена в соответствии с Положением о дополнительном образовании в МБОУ «СШ №9» г. Смоленска а также на основе программы комплексного курса «Основы нравственности» и реализуется с помощью одноименного учебно-методического пособия Романа Янушкявичюса и Ольги Янушкявичене «Основы нравственности»: учебное пособие для школьников и студентов/ Р. Янушкявичюс, О. Янушкявичене:- из-во «ПРО–ПРЕСС», 2011.

Освоение данного курса старшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у обучающихся 14-16 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, к самопознанию и поиску своего места в мире. Старшеклассники достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, иллюстрация, и пр.), а также испытывают потребность в активных формах освоения информации – диспут, дискуссия, мозговой штурм, обсуждение, тренинг.

Цели кружковой работы по указанному направлению:

1.Духовно-нравственное воспитание обучающихся - старших подростков на основе сопряжения психологической науки, культуры и традиций православия;

2. Личностное осмысление обучающимися отношения к духовно-нравственным ценностям, к православной культуре, ближайшему социальному окружению.

3.Формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций, развитие мотивации к самопознанию.

Задачи кружка:

    • формировать и развивать у обучающихся интерес к православной культуре и духовно-нравственным традициям возникшим под ее влиянием, углублять и расширять представления о том, что общечеловеческие ценности сформировались, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции;

    • приобщать обучающихся к духовным, нравственным и культурным ценностям российского народа, развивать представления о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества, способствовать осознанию того, что духовно-нравственная культура современного человека является основой всей жизни и деятельности, берет свои истоки в традиционных нравственных ценностях предыдущих поколений;

    • способствовать раскрытию индивидуальных способностей каждого ученика и ориентировать его на путь самопознания и самосовершенствования на основе нравственного выбора;

    • расширять образовательный и мировоззренческий кругозор обучающихся, повышать общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство эмпатии, любви к близким, потребности в милосердии и сострадании;

    • формировать у обучающихся ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие окружающего социума, формировать интерес к культуре и науке при изучении гуманитарных предметов на уровне основного и полного общего образования;

Формы работы:

1) теоретические - работа со стимульным материалом (литературные тексты, научные статьи, наглядный материал);

2) практические - беседа, анализ ситуации, дискуссия, диспут, тренинг, «мозговой штурм».

На освоение курса «К чистому истоку» отводится 1 час в неделю, общее число часов 34.





2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Название разделов и тем

Количество часов

Содержание курса кружковой деятельности

Формы организации и виды деятельности

1

2

3

4

Раздел 1

Вводное занятие


1

Инструктаж с обучающимися по принятию правил участия в занятиях, ознакомление с содержанием изучаемого курса.

беседа

Раздел 2

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества




16

Содержание основных понятий: нравственность, мораль, совесть, нравственный выбор. Психология и философия о нравственности и морали. Религиозное понимание нравственности.

Личность или индивид, индивидуальность или общество. Добро и справедливость: знак равенства? Идеалистические представления о добре и справедливости. Критерии добра и справедливости. Светская и религиозная этика, экзистенциальная психология. Поиск истины и смысла: зачем человеку дана жизнь? Материалистические и духовные критерии смысла жизни.

Взаимосвязь духовности и нравственности.


Раздел 3

Человек в поисках смысла



12

Проблема смысла жизни в русской

классической литературе. Вопрос о смысле жизни в древнерусской

живописи. Понятие смысла жизни в философиях и религиях мира. Языческие религиозные системы, философия

древних греков, римлян и славян. Поиски веры. Возникновение христианства и новой морали. Зачем крестили Русь? Влияние православия на формирование нравственных ценностей древнерусского общества. Роль религии в духовно-нравственной жизни человека. Десять заповедей. Христианское понимание смысла жизни.


Раздел 4

Сохранение духовно-нравственных ценностей в современном мире


4

Поиск духовности – исключительная черта человека. Существует ли свобода воли в современном мире или навязанные «ценности». Совесть как всеобщий естественный закон, психологическая сторона совести. Самовоспитание.


Раздел 5

Подведение итогов

1

Мое отношение к духовности и нравственности.



3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название темы

Количество часов

Резерв

1.

Вводное занятие

1


2.

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества


16


3.

Человек в поисках смысла

12


4.

Сохранение духовно-нравственных ценностей в современном мире


4


5.

Подведение итогов

1


ИТОГО


34



4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА

на 2018/2019 учебный год (34 часа в год/ 1 в неделю)


занятия

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Корректировка

КТП

1.

Вводное занятие.



1




Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества



16



2,3

Содержание основных понятий: нравственность, мораль, совесть, нравственный выбор.

2



4.

Психология и философия о нравственности и морали.

1



5.

Религиозное понимание нравственности.

1



6,7

Личность или индивид, индивидуальность или общество.

2



8.

Добро и справедливость: знак равенства?

1



9.

Идеалистические представления о добре и справедливости.

1



10.

Критерии добра и справедливости.

1



11.

Светская и религиозная этика.

1



12.

Экзистенциальная психология.

1



13, 14

Поиск истины и смысла: зачем человеку дана жизнь?

2



15

Материалистические и духовные критерии смысла жизни.


1




16, 17

Взаимосвязь духовности и нравственности.

2




Человек в поисках смысла

12



18.

Проблема смысла жизни в русской

классической литературе.

1



19

Вопрос о смысле жизни в древнерусской

живописи

1



20, 21

Понятие смысла жизни в философиях и религиях мира.

2



22

Языческие религиозные системы, философия

древних греков, римлян и славян.

1



23

Поиски веры. Возникновение христианства и новой морали.

1



24

Зачем крестили Русь?

1



25, 26

Влияние православия на формирование нравственных ценностей древнерусского общества.

2



27

Роль религии в духовно-нравственной жизни человека.

1



28

Десять заповедей.

1



29

Христианское понимание смысла жизни.

1




Сохранение духовно-нравственных ценностей в современном мире


4



30

Поиск духовности – исключительная черта человека.

1



31

Существует ли свобода воли в современном мире или навязанные «ценности».

1



32, 33

Совесть как всеобщий естественный закон, психологическая сторона совести.

2



34

Подведение итогов

1




5. ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;

• понимание ценности духовно-нравственных традиций своего народа, знание основных нравственных норм, стремление к их выполнению;

• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на свои поступки, поступки одноклассников, других людей, соотносить их с традиционными общероссийскими духовно-нравственными ценностями;

• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, умение оценить свои поступки в соответствии с мнением окружающих (одноклассников, родственников, учителей);

• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о культуре России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;

• стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями здоровья, представителями другой национальности.

• умение участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

• сотрудничать с учителем и одноклассниками, родителями и другими людьми при решении проблемных ситуаций; проявлять готовность к совместной деятельности, отвечать за результаты своих действий, поступков;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к инакомыслию, при сохранении собственных твердых убеждений, основанных на традиционных духовных ценностях;

• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания кружка (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести

диалог;

• проявлять инициативу, предлагать собственные способы разрешения проблемных ситуаций общения;

• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для разрешения проблемных ситуаций: из методических пособий, справочников, энциклопедий (текстовый и иллюстративный материал), наблюдений, общения с людьми;

• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации, включая Интернет; обобщать и систематизировать её;

•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию собственных поступков и поступков окружающих.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!