АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 9»)
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 29.08.2018 | Утверждаю Директор О.В. Антышева Приказ № 267-ОД от 29.08.2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«К чистому истоку»
для обучающихся 8-10 классов основного общего, полного общего образования
АНУФРИЕВОЙ ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ
педагога-психолога высшей категории
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «К чистому истоку» составлена в соответствии с Положением о дополнительном образовании в МБОУ «СШ №9» г. Смоленска а также на основе программы комплексного курса «Основы нравственности» и реализуется с помощью одноименного учебно-методического пособия Романа Янушкявичюса и Ольги Янушкявичене «Основы нравственности»: учебное пособие для школьников и студентов/ Р. Янушкявичюс, О. Янушкявичене:- из-во «ПРО–ПРЕСС», 2011.
Освоение данного курса старшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у обучающихся 14-16 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, к самопознанию и поиску своего места в мире. Старшеклассники достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, иллюстрация, и пр.), а также испытывают потребность в активных формах освоения информации – диспут, дискуссия, мозговой штурм, обсуждение, тренинг.
Цели кружковой работы по указанному направлению:
1.Духовно-нравственное воспитание обучающихся - старших подростков на основе сопряжения психологической науки, культуры и традиций православия;
2. Личностное осмысление обучающимися отношения к духовно-нравственным ценностям, к православной культуре, ближайшему социальному окружению.
3.Формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций, развитие мотивации к самопознанию.
Задачи кружка:
формировать и развивать у обучающихся интерес к православной культуре и духовно-нравственным традициям возникшим под ее влиянием, углублять и расширять представления о том, что общечеловеческие ценности сформировались, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции;
приобщать обучающихся к духовным, нравственным и культурным ценностям российского народа, развивать представления о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества, способствовать осознанию того, что духовно-нравственная культура современного человека является основой всей жизни и деятельности, берет свои истоки в традиционных нравственных ценностях предыдущих поколений;
способствовать раскрытию индивидуальных способностей каждого ученика и ориентировать его на путь самопознания и самосовершенствования на основе нравственного выбора;
расширять образовательный и мировоззренческий кругозор обучающихся, повышать общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство эмпатии, любви к близким, потребности в милосердии и сострадании;
формировать у обучающихся ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие окружающего социума, формировать интерес к культуре и науке при изучении гуманитарных предметов на уровне основного и полного общего образования;
Формы работы:
1) теоретические - работа со стимульным материалом (литературные тексты, научные статьи, наглядный материал);
2) практические - беседа, анализ ситуации, дискуссия, диспут, тренинг, «мозговой штурм».
На освоение курса «К чистому истоку» отводится 1 час в неделю, общее число часов 34.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Название разделов и тем | Количество часов | Содержание курса кружковой деятельности | Формы организации и виды деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Вводное занятие | 1 | Инструктаж с обучающимися по принятию правил участия в занятиях, ознакомление с содержанием изучаемого курса. | беседа |
Раздел 2 Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 16 | Содержание основных понятий: нравственность, мораль, совесть, нравственный выбор. Психология и философия о нравственности и морали. Религиозное понимание нравственности. Личность или индивид, индивидуальность или общество. Добро и справедливость: знак равенства? Идеалистические представления о добре и справедливости. Критерии добра и справедливости. Светская и религиозная этика, экзистенциальная психология. Поиск истины и смысла: зачем человеку дана жизнь? Материалистические и духовные критерии смысла жизни. Взаимосвязь духовности и нравственности. | |
Раздел 3 Человек в поисках смысла | 12 | Проблема смысла жизни в русской классической литературе. Вопрос о смысле жизни в древнерусской живописи. Понятие смысла жизни в философиях и религиях мира. Языческие религиозные системы, философия древних греков, римлян и славян. Поиски веры. Возникновение христианства и новой морали. Зачем крестили Русь? Влияние православия на формирование нравственных ценностей древнерусского общества. Роль религии в духовно-нравственной жизни человека. Десять заповедей. Христианское понимание смысла жизни. | |
Раздел 4 Сохранение духовно-нравственных ценностей в современном мире | 4 | Поиск духовности – исключительная черта человека. Существует ли свобода воли в современном мире или навязанные «ценности». Совесть как всеобщий естественный закон, психологическая сторона совести. Самовоспитание. | |
Раздел 5 Подведение итогов | 1 | Мое отношение к духовности и нравственности. | |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1. | Вводное занятие | 1 | |
2. | Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 16 | |
3. | Человек в поисках смысла | 12 | |
4. | Сохранение духовно-нравственных ценностей в современном мире | 4 | |
5. | Подведение итогов | 1 | |
ИТОГО | | 34 | |
4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА
на 2018/2019 учебный год (34 часа в год/ 1 в неделю)
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Корректировка КТП |
1. | Вводное занятие. | 1 | | |
| Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 16 | | |
2,3 | Содержание основных понятий: нравственность, мораль, совесть, нравственный выбор. | 2 | | |
4. | Психология и философия о нравственности и морали. | 1 | | |
5. | Религиозное понимание нравственности. | 1 | | |
6,7 | Личность или индивид, индивидуальность или общество. | 2 | | |
8. | Добро и справедливость: знак равенства? | 1 | | |
9. | Идеалистические представления о добре и справедливости. | 1 | | |
10. | Критерии добра и справедливости. | 1 | | |
11. | Светская и религиозная этика. | 1 | | |
12. | Экзистенциальная психология. | 1 | | |
13, 14 | Поиск истины и смысла: зачем человеку дана жизнь? | 2 | | |
15 | Материалистические и духовные критерии смысла жизни. | 1 | | |
16, 17 | Взаимосвязь духовности и нравственности. | 2 | | |
| Человек в поисках смысла | 12 | | |
18. | Проблема смысла жизни в русской классической литературе. | 1 | | |
19 | Вопрос о смысле жизни в древнерусской живописи | 1 | | |
20, 21 | Понятие смысла жизни в философиях и религиях мира. | 2 | | |
22 | Языческие религиозные системы, философия древних греков, римлян и славян. | 1 | | |
23 | Поиски веры. Возникновение христианства и новой морали. | 1 | | |
24 | Зачем крестили Русь? | 1 | | |
25, 26 | Влияние православия на формирование нравственных ценностей древнерусского общества. | 2 | | |
27 | Роль религии в духовно-нравственной жизни человека. | 1 | | |
28 | Десять заповедей. | 1 | | |
29 | Христианское понимание смысла жизни. | 1 | | |
| Сохранение духовно-нравственных ценностей в современном мире | 4 | | |
30 | Поиск духовности – исключительная черта человека. | 1 | | |
31 | Существует ли свобода воли в современном мире или навязанные «ценности». | 1 | | |
32, 33 | Совесть как всеобщий естественный закон, психологическая сторона совести. | 2 | | |
34 | Подведение итогов | 1 | | |
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;
• понимание ценности духовно-нравственных традиций своего народа, знание основных нравственных норм, стремление к их выполнению;
• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на свои поступки, поступки одноклассников, других людей, соотносить их с традиционными общероссийскими духовно-нравственными ценностями;
• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, умение оценить свои поступки в соответствии с мнением окружающих (одноклассников, родственников, учителей);
• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о культуре России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;
• стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями здоровья, представителями другой национальности.
• умение участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
• сотрудничать с учителем и одноклассниками, родителями и другими людьми при решении проблемных ситуаций; проявлять готовность к совместной деятельности, отвечать за результаты своих действий, поступков;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к инакомыслию, при сохранении собственных твердых убеждений, основанных на традиционных духовных ценностях;
• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания кружка (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести
диалог;
• проявлять инициативу, предлагать собственные способы разрешения проблемных ситуаций общения;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для разрешения проблемных ситуаций: из методических пособий, справочников, энциклопедий (текстовый и иллюстративный материал), наблюдений, общения с людьми;
• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации, включая Интернет; обобщать и систематизировать её;
•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию собственных поступков и поступков окружающих.