СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Истоки"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка по духовно-нравственному воспитанию "Истоки"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Истоки"»

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «ИСТОКИ»

Пояснительная записка

Программа духовно-нравственного воспитания и развития направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеурочную, социально – значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместно социально – педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Вопрос духовно – нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом. Планирование духовно – нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания. Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Образованию отводится ключевая роль в духовно – нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре.

Программа составлена на основе:

- Сборника «Примерные программы внеурочной деятельности» под редакцией В.А. Горского, М.Просвещение, 2015г.

- Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения и на основе программы по организации внеурочной деятельности в МОБУ « Верхнеднепровская СОШ №3».

- Конвенции ООН «О правах ребёнка»,

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 г.,

- Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 «Об образовании (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)»,

- Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 04. 02. 2010 года № Пр-271,

- Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”,

- СанПиНа от 3.03.2011 г. «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»,

- Федерального закона от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), ориентирована на учащихся 8-9 классов.



Цели духовно – нравственного воспитания и развития:

–воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации;

- формирование общечеловеческих норм гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные возможности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения;

- воспитание в духе демократии, гуманизма, межнациональной солидарности и социальной активности, готовности защищать честь и национальное достоинство родного народа;

- формирование национального самосознания, патриотизма, гражданственности, духовно – нравственного идеала и культуры, межнациональной толерантности;

Задачи в области формирования личностной культуры:

- формирование способности к духовному развитию;

- укрепление нравственности;

- формирование основ морали;

- формирование нравственного самосознания личности (совести);

- принятие базовых общенациональных ценностей, национальных и этических духовных ценностей;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости, настойчивости в достижении результата;

- осознание школьниками ценности человеческой жизни;

- формирование нравственного смысла учения.

Задачи в области формирования социальной культуры:

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- формирование патриотизма и гражданской солидарности;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- укрепление доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционной российской религии, к вере и религиозным убеждениям;

- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

Задачи в области формирования семейной культуры:

- формирование отношения к семье как к основе российского общества;

- формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- формирование представления о семейных ценностях, знакомство с культурно - историческими традициями российской семьи.

Ценностные установки духовно-нравственного воспитания обучающихся

Содержанием духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени основного общего образования являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность ( правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьёй, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания);

- человечность ( мир во всём мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

- честь;

-достоинство;

- свобода (личная и национальная);

-доверие (к людям, институтам государства);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о продолжении рода);

- любовь ( к близким, друзьям, школе и действия во благо их);

- здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие и бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

- традиционные российские религии (Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьникам в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);

- искусство и литература ( красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

-природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения обучающегося в процесс выбора для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Планируемые результаты:

В школе формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:

- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- имеют представление об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Организация образовательного процесса

Главное внимание в процессе обучения уделяется воспитанию активной гражданской позиции. Занятия могут проводиться в учебных классах с привлечением специалистов, с применением наглядной агитации.

При создании программы автор руководствовался следующими принципами педагогической деятельности:

- внимание к возрастным, физиологическим и психологическим особенностям обучающихся, их потенциальным способностям и возможностям;

- индивидуализация обучения ( диагностика и прогнозирование развития подростка);

- принцип целесообразности (доступная учебная нагрузка, адекватные методы и формы работы);

- принцип обучения на высоком уровне сложности;

- принцип значимости учебного (дискуссионного) материала;

- принцип развивающего характера обучения (направленность на формирование приёмов познавательной деятельности, расширение кругозора);

- инновационно - творческий подход (формы и методы проведения занятий, творческие задания);

- интеграция со смежными науками (комплексное изучение явлений).

Образовательные технологии

Определяя главные цели программы как развитие личности и социализация школьника, каждое учебное занятие обеспечивает развитие личности в интеллектуальном и социальном планах. В ходе реализации программы используются:

- личностно-ориентированная технология обучения и воспитания;

- технология обучения в сотрудничестве;

- технология индивидуализации обучения;

- групповые технологии;

- технология коллективного взаимодействия;

- технология исследовательского (проблемного) обучения;

- технология творческой деятельности.

Основные методы и формы организации занятий

На занятиях применяются следующие методы работы:

- объяснительно – иллюстративный;

- репродуктивный;

- частично – поисковый;

- проблемный;

- исследовательский;

- практический;

-логический;

- методы стимулирования и поощрения.

Используются различные формы работы:

- «Мозговой штурм»;

- пресс – конференция;

- дискуссия;

- дебаты;

- круглый стол;

- тренинги;

- социологический опрос;

- беседы;

- устные журналы;

- проекты учащихся;

- просмотр и обсуждение видеоматериала;

- творческие конкурсы.

Кодекс нашего кружка:

В отношении к людям - это доброта, отзывчивость, забота, чуткость.


В отношении к обществу: бережное отношение ко всем элементам общественной среды, чувство ответственности.


В отношении к труду: трудолюбие, дисциплинированность.


В отношении к самому себе: требовательность, самокритичность, простота, скромность, стремление вести здоровый образ жизни.


В отношении к Родине: патриотизм, бережное отношение к природе, истории и культуре своего края.



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Умение отвечать за содеянное – прекрасная черта характера настоящего человека.

1


2

Верный друг - живое сокровище.

1


3-4

«Порочный круг» (месть)

2


5

Наблюдая за чужим характером, исправляй свой.

1


6

Здоровье – бесценное богатство

1


7

Сказанное слово – выпущенная стрела

1


8

О зависти и завистниках

1


9

О рыцарстве и рыцарях

1


10

Мы все такие разные, этим и прекрасны мы.(ко дню толерантности)

1


11

Ежели вы вежливы

1


12

Экология и нравственность

1


13-14

О знаниях и нравственности

2


15-16

Всегда ли в жизни есть место подвигам?

2


17

Жить с достоинством – что это значит?

1


18

У меня такой характер…

1


19

Что делает человека сильным?

1


20

Патриотизм, необходимо ли это в современной жизни…

1


21

Гражданин и обыватель – твой выбор…

1


22

Легко ли иметь свой голос?

1


23

Свобода и ответственность или абсолютная свобода…

1


24

Я имею на это право?

1


25

Как уметь оценить себя?

1


26

Проблема «отцов и детей»

1


27

Ты и твоё поколение.

1


28

Ваше свободное время… Знаете ли вы, как его использовать?

1


29

Разумное и нравственное… всегда ли совпадают?

1


30

Людских судеб чёрная боль – Чернобыль.

1


31

Какая мера у счастья?

1


32

Верно, что мечта – парус жизни?

1


33

О красоте человека.

1


34

Что я хочу от жизни?
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!