№ 1 от «30» августа 2017 г. № от «14» сентября 2017 г
Ерцево, 2017г.
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Духовно-нравственное воспитание с позиции Истоковедения- приобщение детей и родителей к ценностям , идеалам и традициям нашего Отечества. В соответствии с требованиями ФГОС одним из основных принципов дошкольного образования является содействие и сотрудничество детей и взрослых, детского сада с семьей. Программа «Истоки» для дошкольного образования успешно решает задачу духовно-нравственного развития детей, обладает большими возможностями для организации взаимодействия детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
-первоначальное прочуствованное восприятие социокультурных категорий- Слово, Образ, Книга;
-развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение;
-развитие коммуникативных умений ( умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному)
-объединить усилия детского сада и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой системы социокультурных и духовных ценностей;
-повышать педагогическую культуру родителей.
- обучать выполнению правил поведения в ресурсном круге.
-развивать коммуникативно-речевые умения и навыки детей.
-воспитывать добрые чувства и отношения к сверстникам и окружающим взрослым.
-воспитывать уважительное отношение к имени человека.
-индивидуальная.
Данный курс состоит из 18 занятий по 10 – 15 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели ( 2 раза в месяц). Продолжительность курса составляет 9 месяцев для первого года обучения.
6 «Доброе слово. Развитие речи» книга 1
8 «Добрый мир. Развитие речи» книга 2
10 «Добрая книга. Развитие речи» книга 3
Месяц | Тема | Цели и задачи, содержание. | Кол-во занятий | Литература |
Сентябрь 2 неделя | «Любимое имя» | Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя». Русский фольклор. Песенки «Катя-Катя маленькая», «Наша Машенька в дому», «Николенька – гусачок». Сказки «Теремок». Поэзия «Березонька кудрявая». Русская народная песня «Береза моя, березонька». Хороводная игра «Стоит в поле теремок» Чтение потешек об имени. Загадывание загадок об имени. | 1 | Книга 1 для развития детей «Доброе слово». Книга 1 для развития речи «Доброе слово развитие речи» Страница альбома «Любимое имя» |
4 неделя | «Любимое имя» | Мотивация родителей на совместную деятельность с ребенком и воспитателем. Хороводная песенка «Заинька». Хороводные игры «Ходит Ваня», «Именины». Поэзия «Белая березка». Прибаутка «Петушок». Словесная игра «Сравни мышку и Мишку». Чтение стихотворения «Корова». | 1 | Книга 1 для развития детей «Доброе слово». Книга 1 для развития речи «Доброе слово развитие речи» Страница альбома «Любимое имя» |
Работа с родителями: 1.Игровое упражнение «Назови свое имя» 2.Работа в круге: чтение потешек с именами детей. 3.Хороводная игра «Ходит Ваня». 4.Ресурсный круг «Каким ласковым именем называет тебя мама?» 5.Оформление страницы альбома «Любимое имя» | Семейное чтение 1 части «Любимое имя» книги 1 «Доброе слово». Страница альбома «Любимое имя» |
Октябрь 2 неделя | «Доброе слово» | Первоначальное знакомство с сциокультурной категорией «Слово». Чтение русского фольклора. Разучивание потешек: «Ой, люшеньки – люшки!», «Эх, водичка, хороша», «Петушок у нас горластый». Поэзия Э.Костина «Доброе утро», А.Яшина «Я люблю, когда при встрече…». Игровое упражнение «С добрым утром». Речевая игра «Разговор по телефону». | 1 | Книга 1 для развития детей «Доброе слово». Книга 1 для развития речи «Доброе слово развитие речи» Страница альбома «Доброе слово» |
4 неделя | «Доброе слово» | Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям. Русская народная прибаутка «Ладушки, ладушки!». Хороводная песня «Кто у нас хороший?». Речевая игра «Придумай продолжение истории». Стихотворение Е.Королевой «Солнышко» Знакомство детей с пословицами. | 1 | Книга 1 для развития детей «Доброе слово». Книга 1 для развития речи «Доброе слово развитие речи» Страница альбома «Доброе слово» |
Работа с родителями: 1.Работа в круге. Разговор с детьми о добром слове на основе задания к русской народной сказке «Теремок» и личного опыта детей. 2.Сюжетно-дидактическая игра «У нас в гостях кукла Катя» 3.Ресурсный круг «Доброе слово» 4.Оформление страницы Альбома «Доброе слово» | Семейное чтение 2 части «Доброе слово» книги 1. Страница альбома «Доброе слово» |
Ноябрь 2 неделя | «Ласковая песня» | Первоначальное знакомство с сциокультурной категорией «Песня». Разучивание колыбельных песенок «Ай, люли-люленьки»; «Баю, баю, баиньки»; «Баю – баю, люли» Чтение стихов Г. Ладонщикова «Кукольная колыбельная», А.Майкова «Спи, дитя мое, усни». Слушанье музыки «Звездочка моя» -муз. Старченко (музыкальные движения) Обыгрывание стихотворения «Бурый мишка» | 1 | Книга 1 для развития детей «Доброе слово». Книга 1 для развития речи «Доброе слово развитие речи» Страница альбома «Ласковая песня» |
4 неделя | «Ласковая песня» | Развитие умения слушать друг друга. Пение «Серенька кошечка»-муз.Витлина, «Ладушки»-обр Фрида. Слушание «Колыбельная» -муз. Моцарта. Чтение стихотворения И.Токмаковой «Баиньки»; Н.Найденовой «Кошечка»; Г.Сапгир «Спать пора зайчатам» Разучивание колыбельной «Баю – бай» М.Чарная. Речевая игра «Найди в колыбельных ласковые слова» | 1 | Книга 1 для развития детей «Доброе слово». Книга 1 для развития речи «Доброе слово развитие речи» Страница альбома «Ласковая песня» |
Работа с родителями: 1.Разговор с детьми о колыбельных песнях в ходе сюжетно-дидактической игры «Уложи свою любимую куклу спать». 2.Пение колыбельной Г.Ладоньщикова «Кукольная колыбельная» 3.Ресурсный круг «Колыбельная песня» с использованием колыбельных песен. 4.Оформление страницы альбома «Ласковая песня» | Семейное чтение 3 части «Ласковая песня» книги 1. Страница альбома «Ласковая песня» |
Декабрь 2 неделя | «Праздничная песня» | Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Песня» Пение «Нарядили елочку» музыка А.Филиппенко слова М.Познанской. Стихотворение «Рождество»; «На свете так бывает» И.Токмакова; «В этот светлый праздник» А.С.Хомяков. Рассматривание иллюстраций. | 1 | Книга 1 для развития детей «Доброе слово». Книга 1 для развития речи «Доброе слово развитие речи» Страница альбома «Праздничная песня» |
4 неделя | «Праздничная песня» | Приобщение к традиции празднование Рождества. Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. Чтение К.Лукашевич «Елка». Пение «Елочка» музыка М.Красевой слова З.Александровой. Стихотворение «От деда мороза Ф.М.Достоевский; «Поздравляем с рождеством» Т.Бокова | 1 | Книга 1 для развития детей «Доброе слово». Книга 1 для развития речи «Доброе слово развитие речи» Страница альбома «Праздничная песня» |
Работа с родителями: 1.Работа в круге. Беседа с детьми о празднике на основе стихотворения «Рождество», рассказа К.Лукошевич «Елка», выполнения задания и личного опыта детей. 2.Новогодний хоровод «Елочка» или «Нарядили елочку» с участием родителей. 3.Ресурсный круг «Рождественская елочка». 4.Оформление страницы Альбома «Праздничная песня» | Семейное чтение 4 часть «Праздничная песня» книги 1. Страница альбома «Праздничная песня» |
Январь 2 неделя | «Любимый образ» | Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Образ» Чтение сказки «Золотое яичко». Стихотворение «Матушке»: «В мире нет ее роднее» Игра «Помощники» Поэзия И.Рутенин«Праздник». Слушание «Бабушка моя», «Мамочке любимой» муз. Гомоновой. «Песенка для мамы» музыка Е.Теличеевой слова М.Ивенсен | 1 | Книга 2 для развития детей «Добрый мир». Книга 2 для развития речи «Добрый мир развитие речи» Страница альбома «Любимый образ» |
4 неделя | «Любимый образ | Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям, понимать чувства других людей Песенка «Выглянуло солнышко» музыка Ю.Чичкова слова Стихотворение «Моя мама» Пословицы по теме. Беседа «Как мама готовится вместе с детьми к рождеству» | 1 | Книга 2 для развития детей «Добрый мир». Книга 2 для развития речи «Добрый мир развитие речи» Страница альбома «Любимый образ» |
Работа с родителями: 1.Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Моя мама» на основе стихотворений, пословиц и личного опыта. 2.Игра «Помощники» 3.Ресурсный круг «Мамочка моя» 4.Оформление страницы Альбома «Солнышко для мамы» | Семейное чтение 5 часть «Любимый образ» книги 2. Страница альбома «Любимый образ» |
Февраль 2 неделя | «Образ света» | Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ» Потешки «Солнышко, солнышко, красное ведрышко»: «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко!», «Солнышко, покажись!» Поэзия А.Бродский «Солнечный зайчик». Пение «Есть у солнышка дружок» музыка Е. Тиличеевой, слова Е.Каргановой | 1 | Книга 2 для развития детей «Добрый мир». Книга 2 для развития речи «Добрый мир развитие речи» Страница альбома «Образ света» |
4 неделя | «Образ света» | Развитие умения выражать свои добрые чувства. Развитие эмоциональной сферы ребенка. Потешки «Солнышко – ведрышко» «Свети, свети, солнышко!» «Солнышко»- музыка Раухвергера. Слушание «Солнышко» муз Попатенко. Стихотворение «Гори-гори ясно!» «Подсолнух» | 1 | Книга 2 для развития детей «Добрый мир». Книга 2 для развития речи «Добрый мир развитие речи» Страница альбома «Образ света» |
Работа с родителями: 1.Работа в круге. Беседа с детьми о солнышке на основе потешек, русской народной песни «Солнышко» и личного опыта детей. 2.Игра «Солнышко и дождик» и «Есть у солнышка дружок» 3.Ресурсный круг «Позови солнышко» с использованием потешек о солнышке. 4.Оформление страницы Альбома «Образ света» | Семейное чтение 6 часть «Образ света» книги 2. Страница альбома «Образ света» |
Март 2 неделя | «Добрый мир» | Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ» Стихотворение «С добрым утром» Е.Благинина Хороводная игра «Песня про солнышко» музыка Филиппенко, слова Волгиной. Проза Е.Королева «Наш дом» Пословицы по теме. Беседа с детьми о своем доме. | 1 | Книга 2 для развития детей «Добрый мир». Книга 2 для развития речи «Добрый мир развитие речи» Страница альбома «Добрый мир» |
4 неделя | «Добрый мир» | Развитие мотивации на общение со взрослыми, развитие положительного восприятия мира. Хороводная игра «Солнышкино платьице» «Рассказ «Самый лучший в мире дом» Э.Михаленко Стихотворение «Добрый мир», «Мы с сестрой на полянку пришли» Е.Королева | 1 | Книга 2 для развития детей «Добрый мир». Книга 2 для развития речи «Добрый мир развитие речи» Страница альбома «Добрый мир» |
Работа с родителями: 1.Работа в круге. Разговор с детьми о добром мире на основе задания к сказке К.Д.Ушинского «Золотое яичко», стихотворения Е.Королевой «Наш дом» и рассказа Э.Михайленко «Самый лучший в мире дом». 2.Игра «Вышла курочка гулять». 3.Ресурсный круг «Добрый мир». 4.Оформление страницы Альбома «Добрый мир» предлагается выполнить дома вместе с родителями. | Семейное чтение 7 часть «Образ света» книги 2. Страница альбома «Добрый мир» |
Апрель 2 неделя | «Добрая книга» | Первоначальное знакомство социокультурной категорией «Книга» Сказка «Репка». Потешки «Ай, люли, ай люли», «Сидит белка на тележке». Поэзия –Н.Полякова «Доброе лето», А.Плещеева «Хлопотливая птичка» | 1 | Книга 3 для развития детей «Добрая книга». Книга 3 для развития речи «Добрая книга развитие речи» Страница альбома «Добрая книга» |
4 неделя | «Добрая книга» | Воспитание интереса, любви, бережного отношения к книге. Умение слышать друг друга. Я.Егоров «Мальчик и рыбки». Рассказ Л.Нечаев «Самый вкусный пирожок». Сказки «Три медведя», «Колобок», «Кот, петух и лиса» Хороводная игра «Репка» | 1 | Книга 3 для развития детей «Добрая книга». Книга 3 для развития речи «Добрая книга развитие речи» Страница альбома «Добрая книга» |
Работа с родителями: 1.Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Чему учит добрая книга» на основе русской народной сказки «Репка», потешек, рассказа «Самый вкусный пиражок» Л.Нечаева, стихотворений А.Плещеева и Я.Егорова и личного опыта детей. 2.Хороводная игра «Репка». 3.Ресурсный круг «Добрая книга». 4.Оформление страницы Альбома «Добрая книга» | Семейное чтение 8 часть «Добрая книга» книги 3. Страница альбома «Добрая книга» |
Май 2 неделя | «Любимая книга» | Дальнейшее наполнение содержанием социокультурной категории «Книга» Инсценирование сказок «Репка», «Колобок», Теремок» (с пением). Сказка «Маша и медведь». Поэзия И.Брусова «Доброта». Загадки по сказкам. | 1 | Книга 3 для развития детей «Добрая книга». Книга 3 для развития речи «Добрая книга развитие речи» Страница альбома «Любимая книга» |
4 неделя | «Любимая книга» | Развитие взаимодействия детей и взрослых. Создание позитивного настроения на общение в группе. Муз.движения, игры-инсценирование «Репка», «Теремок», «Колобок» (с пением). Словесная игра «Вставь слово» по сказке. | 1 | Книга 3 для развития детей «Добрая книга». Книга 3 для развития речи «Добрая книга развитие речи» Страница альбома «Любимая книга» |
Работа с родителями: 1.Совместное чтение книг: родители читают книги детям. Выполнение задания «Загадайте детям загадки». 2.Работа в круге. Беседа с детьми и родителями «О любимых книгах». 3.Игра из любимой книги. Варианты: хороводная игра «На лугу», игры-драматизации по русским народным сказкам «Репка», «Теремок», «Маша и медведь» и сказке К.Д.Ушинского «Золотое яичко». 4.Ресурсный круг «Моя любимая книга» 5.Оформление страницы Альбома «Любимая книга моего ребенка» предлогается выполнить дома вместе с родителями. | Семейное чтение 9 часть «Добрая книга» книги 3. Страница альбома «Любимая книга» |