СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа исследования

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа исследования»

Программа исследования Тема: « Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения»

Программа исследования

Тема: « Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения»

Актуальность темы моей работы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности. В этих условиях учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа – на формирование творческой социально-адаптированной личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности. Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

Актуальность темы моей работы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности. В этих условиях учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа – на формирование творческой социально-адаптированной личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности.

Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru

Проблема исследования : условия развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения. Объект исследования –развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения. Предмет исследования –педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. Цель исследования –теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия для развития творческих способностей у младших школьников.

Проблема исследования : условия развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.

Объект исследования –развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.

Предмет исследования –педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Цель исследования –теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия для развития творческих способностей у младших школьников.

Гипотеза исследования: данной работы базируется на предположении о том, что процесс развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения будет осуществляться наиболее эффективно, если учитель начальных классов будет: применять упражнения на уроках, направленные на развитие творческих способностей у младших школьников; применять на уроках приемы творческого исследования произведений, чтения с остановками; создавать ситуации, способствующие увеличению уровня самостоятельности младшего школьника при выполнении упражнений ; использовать различные формы работы на уроках литературного чтения.

Гипотеза исследования: данной работы базируется на предположении о том, что процесс развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения будет осуществляться наиболее эффективно, если учитель начальных классов будет:

  • применять упражнения на уроках, направленные на развитие творческих способностей у младших школьников;
  • применять на уроках приемы творческого исследования произведений, чтения с остановками;
  • создавать ситуации, способствующие увеличению уровня самостоятельности младшего школьника при выполнении упражнений ;
  • использовать различные формы работы на уроках литературного чтения.
Задачи: Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей у младших школьников.  2. Разработать и обосновать педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения. 3. Разработать и апробировать упражнения по развитию творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения. 4. Разработать уроки литературного чтения , направленные на развитие творческих способностей младших школьников, с учетом выдвинутых условий и апробировать их. 5. Составить методические рекомендации, направленные на развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. Методы исследования: теоретические методы – анализ, обобщение, сравнение; эмпирические – метод тестов, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ данных.

Задачи:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей у младших школьников.

2. Разработать и обосновать педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.

3. Разработать и апробировать упражнения по развитию творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.

4. Разработать уроки литературного чтения , направленные на развитие творческих способностей младших школьников, с учетом выдвинутых условий и апробировать их.

5. Составить методические рекомендации, направленные на развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Методы исследования: теоретические методы – анализ, обобщение, сравнение; эмпирические – метод тестов, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ данных.

Описание нововведений:  Творчество  - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.  Творческие способности – это синтез свойств и особенностей личности, ее уровневая характеристика, предполагающая наличие определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность продукта совершаемой деятельности, уровень ее результативности.  В процессе изучения понимания творческих способностей, проанализировать мнения ведущих психологов-педагогов по данному аспекту. В программе исследования автор должен обратить свое внимание на проблему определения понятия творческих способностей, опираясь на психолого-педагогическую литературу, выявить различные подходы к данной проблеме. Провести подробный анализ компонентов творческих способностей с точки зрения разных отечественных и зарубежных авторов, так как в систему творческих способностей входит целый комплекс различных способностей, включающие эмоционально-мотивационные компоненты, коммуникативные, а также творческое воображение и творческое мышление.

Описание нововведений:

Творчество  - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. 

Творческие способности – это синтез свойств и особенностей личности, ее уровневая характеристика, предполагающая наличие определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность продукта совершаемой деятельности, уровень ее результативности.

В процессе изучения понимания творческих способностей, проанализировать мнения ведущих психологов-педагогов по данному аспекту. В программе исследования автор должен обратить свое внимание на проблему определения понятия творческих способностей, опираясь на психолого-педагогическую литературу, выявить различные подходы к данной проблеме. Провести подробный анализ компонентов творческих способностей с точки зрения разных отечественных и зарубежных авторов, так как в систему творческих способностей входит целый комплекс различных способностей, включающие эмоционально-мотивационные компоненты, коммуникативные, а также творческое воображение и творческое мышление.

Следует выделить ряд педагогических условий в рамках образовательного процесса, при развитии творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения :

  • Во-первых, на уроках литературного чтения необходимо создать атмосферу успеха, поддерживая творческое начало в обучающихся.
  • Во-вторых, создание атмосферы свободы творческих попыток учащихся, а также оказание помощи при возникновении сложностей.
  • В-третьих, ежедневное использование системы приемов, упражнений, способствующих повышению творческого потенциала ребенка, создание проблемных ситуаций в рамках анализа литературного произведения.
  • В-четвертых, необходимо поощрять самостоятельность и активность учащегося, учитывать его интересы и способности.
  • В-пятых, организовывать работу с родителями по вопросам развития творческих способностей учащихся в контексте бесед, совместных творческих проектов, мероприятий.
  • В-шестых, использовать различные формы работы с учащимися

Развитие творческих способностей у младших школьников может быть осуществлено, если учитель начальных классов будет соблюдать педагогические условия.

Провести опытно-экспериментальную работу, целью этой работы будет диагностика творческих способностей у младших школьников, а также их развитие на уроках литературного чтения с учетом выдвинутых условий. Эксперимент будет проходить в три этапа: констатирующий , который включает в себя определение уровня развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения; формирующий , который представляет собой организацию процесса развития творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения на фоне выделенных педагогических условий его эффективного осуществления, а также разработанных упражнений; контрольный , который включает в себя непосредственный анализ экспериментальных данных, полученных в ходе исследования.

Содержание и методика констатирующего этапа эксперимента:

  • Тест креативных способностей Э.П. Торренса (образная батарея), адаптированный Е.Е. Туник – диагностика эмоционального компонента. Критерии методики : беглость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию, абстрактность названия
  • Методика «Наборщик» Л.Ю. Субботиной – диагностика когнитивного компонента . Критерии методики: оригинальность слов, количество букв, скорость выполнения задания.
  • Опросник креативности Д. Джонсона в модификации Е.Е. Туник – диагностика поведенческого компонента . Критерии методики : креативность

На формирующем этапе эксперимента предлагается использовать ряд упражнений: «Нарисуй портрет персонажа произведения» - словесное «рисование» портрета персонажа; «Весёлый синквейн »; «Рецензирование иллюстрации» - цветовая гамма, выбранная учеником, может свидетельствовать также об отношении учащегося к изображаемому эпизоду; «Иллюстрация к эпизоду» - нарисовать иллюстрацию, и объяснить выбор именно этого эпизода ; «Фантазируй, чем бы могло закончиться » - придумать, чем может закончиться произведение, опираясь на уже изученную характеристику героев данного рассказа ; «Перепутанница» - учащемуся необходимо восстановить первоначальный текст предлагаемого стихотворения, меняя местами строчки, первая и последняя строчки стихотворения должны оставаться неприкосновенными; «Такой предмет» - ребятам предлагается выбрать один из объектов в стихотворении, представить себя на его месте, а затем рассказать, что ощущает этот объект во время дождя, акцентируя свое внимание на ощущениях и эмоциях; и т.д.

Посредством выполненных упражнений, учащиеся усвоят пройденный материал более целостно, также возрастёт интерес к предлагаемым упражнениям.

Для осуществления цели, разработать комплекс из десяти уроков, который будет содержать данные упражнения по развитию творческих способностей на уроках литературного чтения. Кроме того, стоит отметить, что в рамках данных уроков нужно внедрить прием «Чтение с остановками», когда учащимися читается текст по частям, в промежутках между чтением проводится анализ каждой из частей, задаются вопросы, в ответах на которые дети должны раскрыть свое отношение к прочитанному, поделиться эмоциями и впечатлениями. Работа с внедрением такого приема и его реализации на уроке помогает увидеть насколько активируются даже те учащиеся, которые не принимают активного участия в совместной работе.

Для осуществления цели, разработать комплекс из десяти уроков, который будет содержать данные упражнения по развитию творческих способностей на уроках литературного чтения.

Кроме того, стоит отметить, что в рамках данных уроков нужно внедрить прием «Чтение с остановками», когда учащимися читается текст по частям, в промежутках между чтением проводится анализ каждой из частей, задаются вопросы, в ответах на которые дети должны раскрыть свое отношение к прочитанному, поделиться эмоциями и впечатлениями.

Работа с внедрением такого приема и его реализации на уроке помогает увидеть насколько активируются даже те учащиеся, которые не принимают активного участия в совместной работе.

Уроки должны быть реализованы с упражнениями, которые направлены на развитие творческих способностей у младших школьников, а в частности, таких компонентов, как когнитивный, эмоциональный, поведенческий. При оценивании результатов практической деятельности учащихся, прежде всего, нужно учитывать значимость каждого принятого решения, а так же старание учащегося при решении поставленной задачи. Развитию творческих способностей у младших школьников способствуют разнообразные формы работы: индивидуальная, парная групповая. После проведения формирующего этапа эксперимента нужно выполнить контрольный этап. По результатам исследовательской программы, можно сделать вывод о том, что комплекс разработанных внедренных уроков и упражнений к ним, даст положительную динамику, а уровень развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения – возрастёт.

Уроки должны быть реализованы с упражнениями, которые направлены на развитие творческих способностей у младших школьников, а в частности, таких компонентов, как когнитивный, эмоциональный, поведенческий. При оценивании результатов практической деятельности учащихся, прежде всего, нужно учитывать значимость каждого принятого решения, а так же старание учащегося при решении поставленной задачи.

Развитию творческих способностей у младших школьников способствуют разнообразные формы работы: индивидуальная, парная групповая.

После проведения формирующего этапа эксперимента нужно выполнить контрольный этап.

По результатам исследовательской программы, можно сделать вывод о том, что комплекс разработанных внедренных уроков и упражнений к ним, даст положительную динамику, а уровень развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения – возрастёт.

Выводы: В результате, если использовать на уроках литературного чтения, разработанные в исследовании упражнения, опираясь на педагогические условия, то это позволит развить творческие способности младших школьников. Так же планируется составить методические рекомендации, направленные на развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Выводы:

В результате, если использовать на уроках литературного чтения, разработанные в исследовании упражнения, опираясь на педагогические условия, то это позволит развить творческие способности младших школьников.

Так же планируется составить методические рекомендации, направленные на развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Библиографический список

 

1. Бумаженко, Н. И. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного / Н. И. Бумаженко, Т. И. Шашуткина // Поддержка одаренности – развитие креативности: материалы Междунар. конгресса // под ред. И. М. Прищепа ; Витебский государственный университет им. П. М. Машерова. – Витебск, 2014. С. 33–36.

2. Григорьева, О.А. Социальные условия развития творческих способностей детей [Текст] / О.А. Григорьева // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2012. – №4. – С.25-28.

3. Карпова, Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников [Текст] / Л.Г. Карпова // Омский научный вестник. – 2015. – №2. – С.35-39.

4. Кондратьева, Н.В. Структура творческих способностей младших школьников [Текст] / Н.В. Кондратьева, В.П. Ковалев // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №5. – С.165-172.

5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк [Текст] : Кн. для учителя / Л.С. Выготский. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 93 с.

6. Гаврилова, Т.В. Развитие творческих способностей школьников при работе с произведением С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» / Т. В. Гаврилова // Начальная школа. – 2014. – № 3. – С. 20–22.

7.Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. – №9. – С. 45-49.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!