СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа исследования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации описана программа исследования на тему: "Лингвистические игры во 2 классе как средство воспитания познавательного интереса к изучению русского языка". Оформлена разработка программы исследования: построение логики исследования, выбор методов и подбор инструментов исследования.

Просмотр содержимого документа
«Программа исследования»

Лушникова М., 27 ПНК

Программа исследования

Название исследования: Лингвистические игры во 2 классе как средство воспитания познавательного интереса к изучению русского языка.

  • Составление биографии. Цель: документация и обоснование достоверности и точности фактов, статистических данных, цитат и другой информации, представленной в тексте курсовой работы.

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2019. – 41с. – (Стандарты второго поколения). Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/

  2. Трубинова К. М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). – Казань: Молодой учёный, 2017. – 9-14 с. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12881/

  3. Педагогический словарь, 2010-2021. Режим доступа: https://rus-pedagog-dict.slovaronline.com/

  4. Подласый И. П. Педагогика: учебник для студ. пед. вузов – 2-е изд., доп. / И.П. Подласый. – Москва: Юрайт, 2011. – 574 с. Режим доступа: https://urait.ru/book/pedagogika-361824

  5. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 2012. – 309 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007039508

  6. Гуссоева А. И. Особенности развития познавательного интереса младших школьников / Международный студенческий научный вестник, 2018 - №6 – 152-159 с. Режим доступа: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19337

  7. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 2016. – 246 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007654570

  8. Панов Б. Т. Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе: пособие для учителя / Б. Т. Панов, Л. Б. Яковлева. - М.: Просвещение, 2011. – 272 с. Режим доступа: https://mx3.urait.ru/uploads/pdf_review/AA035DFA-7FCA-4FE3-9387-A4272D767EED.pdf

  9. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М: ВЛАДОС, 2012. – 228 с. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTM#$p1

  10. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. для студентов вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 2011. – 608 с. Режим доступа: https://sdo.mgaps.ru/books/K4/M6/file/1.pdf

  11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский //Вопросы психологии, 2011. - №6. – 44-47 с. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/138/38773/

  12. Вергелес Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Учебное пособие к спецкурсу /Г. И. Вергелес. — Л.: Педагогика, 2013 г. – 128 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001458104

  13. Ануфриев А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей: психодиагностические таблицы; психодиагностические методики; коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. - М.: Ось-89, 2015. – 272 с. - (Практическая психология). Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0407/index.shtml

  14. Коменский Я. А. Великая дидактика: Изд.: «Книга по Требованию», 2012 г. – 318 с. Режим доступа: https://books.academic.ru/book.nsf/66004222/Великая+дидактика

  15. Ушакова О. Д. Интересный русский язык для младших школьников: книга / О. Д. Ушакова, З. И. Сысоева, И. А. Вдовина. - С-П.: Литера, 2011. - 137с. Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/245410/

  16. Халатова П. А. Технология лингвистической игры как средство формирования познавательной активности на уроках русского языка / П. А. Халатова // Наука. Мысль, 2016. - №2 – 18-23 с. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-lingvisticheskoy-igry-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnoy-aktivnosti-na-urokah-russkogo-yazyka-kak-nerodnogo/viewer



  • Цитирование. Цель: выявление дословных выдержек из какого-либо письменного высказывания ученых, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли в курсовой работе.

  1. Морозова Н. Г. утверждает, что «интерес – это активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру». [7, с. 213]

  2. По мнению В.А. Сластенина интерес – это «потребностное отношение людей к миру, которое реализуется в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развёртывающейся преимущественно во внутреннем плане» [10, с.415].

  3. Щукина Г. И. определяет интерес как «особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношения личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям и процессам» [5, с.106].

  4. Трубинова К. М. рассматривала особенности развития познавательного интереса у младших школьников, и отмечает, что «младшему школьнику не свойствен познавательный интерес, так как сильны интересы, характерные для дошкольника». В связи с этим учителю начальных классов при организации учебной деятельности важно использовать игровые технологии. [2, с. 10].

  5. А. И. Гуссоева, И. Л. Качмазова и Н. В. Тимашкина считают, что «возрастные психологические особенности учеников начальной школы, их естественное любопытство, чувствительность, особое отношение к овладению новым, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для формирования познавательного интереса» [6, с. 153].

  6. В работе О. В. Булатовой говорится: «Высокий уровень познавательного интереса представляет интерес учащихся младшего школьного возраста к установлению общих принципов, действующих в различных условиях явлений, к выявлению тех или иных закономерностей, к установлению причинно-следственных связей. Обозначенный уровень непосредственно взаимосвязан с элементами исследовательской творческой деятельности, сопровождается одновременным совершенствованием усвоенных способов действия и приобретенных» [25, с. 115].

  7. Так, Е. А. Степанова отмечает, что «Игра в учебном процессе – мощный стимул к изучению языка» [10, с 66].

  8. «Лингвистическая игра является одной из основных разновидностей дидактической игры. Она помогает поддерживать интерес к обучению, и направлена на приобретение знаний собственными усилиями, путем выявления особенностей устройства и функционирования языка, скрытых в его обычном использовании» [16, с. 18].



  • Моделирование. Цель: изложить содержание курсовой работы в удобный формат для восприятия.



Применение

Фонетика



Осуществление в учебной деятельности





Лексика





Устная форма



Письменная форма

Синтаксис







Морфология



Лингвистические игры









Примеры



  • Метод опрос (беседа). Цель: выявление того, использует ли педагог лингвистические игры, и повышают ли они познавательный интерес к русскому языку. Предмет: лингвистические игры. Инструмент: опросный лист.

Опросный лист:

  1. Назовите, пожалуйста, свои имя, отчество, класс в котором Вы преподаете.

  2. Как Вы думаете, интерес к русскому языку у учеников меньше, чем к другим предметам? Если да, то с чем это может быть связано, по Вашему мнению?

  3. Какие предметы для воспитания интереса учащихся к изучению русского языка Вы используете?

  4. Используете ли Вы лингвистические игры на уроках русского языка?

  5. Приведите, пожалуйста, пример такой игры.

  6. Помогают ли данные игры в воспитании познавательного интереса обучающихся к русскому языку? И в чем это проявляется?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!