Проектная деятельность в сельской школе
Коклина Л. А
МКОУ «Глебовская средняя
общеобразовательная школа»
Фатежского района
( Из опыта работы, районный семинар учителей физики, ноябрь , 2015г)
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов внедрения образовательной деятельности.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Тематика проектов разнообразна и определяется целями и задачами предстоящей работы.
Проекты, выполняемые на основе физических знаний, можно свести к четырём типам:
проекты, связанные с созданием практически значимого для человека продукта с заданными свойствами, который является новым объектом и представляет собой техническое устройство, модель, макет какого-либо реального объекта, прибор и т. д., например, стенд с информацией по определённой теме, универсальная мензурка;
проекты, связанные с оценкой или нахождением значений параметров свойств объектов в определенном состоянии, например, «Зависимость периода колебаний нитяного маятника от массы маятника»;
проекты, связанные с разработкой технологии получения практически значимого продукта, например, «Разработка способов уменьшения трения при перемещении тяжёлой мебели по поверхности пола»;
проекты, связанные с установлением причины явления, процесса, например, «Изучение факторов, влияющих на рост интенсивности испарения жидкости в открытом сосуде».
Проекты по цели, которую ставит перед работой исполнитель, можно разделить на такие виды:
предметные (расширяют знания по предмету, показывают взаимосвязь с другими предметами, практическую значимость);
социальные (учат видеть социальные проблемы и пути их решения);
культурные (обучают организации и проведению досуга, воспитывают умение достойно проводить досуг);
спортивные (формируют культуру здорового образа жизни) и др.
Внедрение и использование проектной методики обучения соответствует уровню компетентности учителя. Я отношу себя к начинающим осваивать этот метод деятельности.
Чтобы вызвать интерес у учащихся к проектной деятельности я на уроках физики учу умению выполнять отдельные действия, входящие в метод создания нового практически значимого для человека продукта и технологии его получения:
- формулировать цель деятельности (выделять конечный продукт, его свойства);
рассчитывать энергетические затраты по созданию продукта и т. д.,
выполнять мини - проекты (они непродолжительны во времени и для их осуществления требуются простые элементы проектного метода обучения).
Для применения проектного метода обучения в школьном курсе физики есть немало благодатных тем.
Например, после выполнения лабораторной работы «Определение цены деления мензурки» я предлагаю учащимся 7 класса поучаствовать в индивидуальном проекте «Универсальная мензурка», а дополнительное задание к лабораторной работе «Измерение объёма тела» обращаю в проект «Измерение объёма тела неправильной формы». Эти два индивидуальных проекта в дальнейшем позволяют мне реализовать на уроке групповой проект. Лабораторную работу «Определение плотности твёрдого тела» в 7 классе я заменяю на проект «Определение плотности вещества», состоящий из трёх частей: «Определение плотности вещества твёрдых тел правильной формы», «Определение плотности вещества твёрдых тел неправильной формы», «Определение плотности жидкости», для чего создаю три «лаборатории», каждая из которых трудится над своей частью проекта, в конце урока каждая «лаборатория» презентует свои технологии получения конечного продукта – способа определения плотности вещества.
С 8 классом мы, изучая тему «Электрическое сопротивление», реализовали проект «Стенд для изучения зависимости электрического сопротивления проводника от геометрических параметров проводника и рода вещества».
Использую проектный метод и при объяснении нового материала. Например, при изучении темы «Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах» в 9 классе. Тему урока предлагаю как тему проекта.
Вначале устанавливается мотив необходимости работы над этим проектом в виде значимости земного притяжения для нас- землян и получения формулы для ускорения свободного падения, затем ставлю проблемные вопросы: «Как меняется ускорение свободного падения с высотой ?», «Почему ускорение свободного падения от географической широты места на земном шаре?», «Как определить ускорение свободного падения на других планетах?» и по их числу создаю проектные группы. В конце урока представители проектных групп защищают свои проекты.
Есть в моей работе и более серьёзные проекты. Это социальный проект «Сколько стоит зимой открыть дверь», объектом изучения в нём являются затраты на энергию, потраченную зря, а предметом – потери энергии при открывании двери зимой. Выполнили этот проект учащиеся 8 класса. Вторая половина класса участвовала в предметном проекте «Исследование последовательного и параллельного соединений проводников», объект изучения которого – последовательное и параллельное соединения проводников, а предмет – законы этих соединений.
Учащиеся 9 класса создали и реализовали культурный проект «Слабое звено», в котором объектом изучения стало культурное мероприятие для «Недели естественно-математических наук», предметом проекта – задания, вопросы с физическим содержанием для игры «Слабое звено».
Теоретический проект «Атомная энергетика России и экологические проблемы АЭС» учащиеся 10 класса выполнили в рамках элективного курса «Энергетика и окружающая среда». Объект изучения этого проекта – атомная энергетика России, предмет – экологические проблемы АЭС.
Защиту проектов осуществляем либо в рамках «Недели естественно – математических наук» либо на школьной итоговой конференции, где рассматриваются результаты работы различных школьных кружков, элективных курсов, факультативов и другой внеклассной работы.
Эти проекты выполнялись вне уроков за счёт личного времени учащихся и учителя. Участие в проектах, как и всякое творчество, возможно на добровольной основе. Мотив участия в проекте, как правило, не хитр – повысить уровень знаний по физике и, как следствие, оценку по предмету в четверти. Однако такая мотивация не исключает возможности развивать у школьников способности к самостоятельному познанию нового, интеграции знаний, формировать умения решать жизненные проблемы, создавать новый значимый продукт.
Такие проекты не требуют больших материальных затрат и сложного оборудования и могут быть выполнены в любой сельской общеобразовательной школе, было бы желание учителя освоить такой вид деятельности и метод работы с учащимися