СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская и проектная деятельность во внеурочное время по биологии .

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В селах мало учреждений, где ребенок может развивать творческие способности, мала сфера общения. Специфика условий сельской школы имеет ряд объективных факторов, использование которых способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы в целом и осуществлению экологического образования школьников в процессе обучения биологии в частности. К таким объективным факторам, прежде всего, следует отнести близость живой природы

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская и проектная деятельность во внеурочное время по биологии .»

Научно-исследовательская и проектная деятельность во внеурочное время по биологии  Учитель биологии МБОУ «Шумячская СШ им..В.Ф.Алешина» Василенкова О.В.

Научно-исследовательская и проектная деятельность во внеурочное время по биологии

Учитель биологии МБОУ «Шумячская СШ им..В.Ф.Алешина» Василенкова О.В.

Расскажи мне — и я забуду.  Покажи мне — и я запомню.  Дай мне действовать самому — и я научусь.      Китайская мудрость

Расскажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне действовать самому — и я научусь.

Китайская мудрость

Педагогический опыт ЦЕЛЬ: Развитие способностей учащихся на основе формирования устойчивого интереса к проектной и исследовательской деятельности АКТУАЛЬНОСТЬ: Технология проектов и исследований направлена на повышение компетентности школьников в предметной области и на создание или исследование продукта, имеющего значимость для других. ПРЕИМУЩЕСТВА: Формирование УУД Возможность самостоятельного успешного усвоения знаний Формирование умений учиться ВЕДУЩИЕ ИДЕИ: поиск решения интересной «жизненной» задачи интеграция знаний по различным предметам

Педагогический опыт

  • ЦЕЛЬ:
  • Развитие способностей учащихся на основе формирования устойчивого интереса к проектной и исследовательской деятельности
  • АКТУАЛЬНОСТЬ:
  • Технология проектов и исследований направлена на повышение компетентности школьников в предметной области и на создание или исследование продукта, имеющего значимость для других.
  • ПРЕИМУЩЕСТВА:
  • Формирование УУД
  • Возможность самостоятельного успешного усвоения знаний
  • Формирование умений учиться
  • ВЕДУЩИЕ ИДЕИ:
  • поиск решения интересной «жизненной» задачи
  • интеграция знаний по различным предметам
Актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности Повышается познавательный уровень учащихся к предмету и углубленному изучению его. В решение проблемной ситуации, вовлекаются учащиеся, имеющие в дальнейшем максимальную возможность для самореализации; Необходимо применение различных способностей учащихся (аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных и др.); Решается обязательная задача педагога –дать каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела. В корне меняются отношения «учитель –  ученик»

Актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности

  • Повышается познавательный уровень учащихся к предмету и углубленному изучению его.
  • В решение проблемной ситуации, вовлекаются учащиеся, имеющие в дальнейшем максимальную возможность для самореализации;
  • Необходимо применение различных способностей учащихся (аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных и др.);
  • Решается обязательная задача педагога –дать каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
  • В корне меняются отношения «учитель – ученик»

Виды научно-исследовательских работ   Фундаментальные  Расширение теоретических знаний. Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области; научные основы, методы и принципы исследований Поисковые  Увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Разработка прогнозов развития науки ; открытие путей применения новых явлений и закономерностей Прикладные  Разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий. Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик.

Виды научно-исследовательских работ

  • Фундаментальные

Расширение теоретических знаний. Получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области; научные основы, методы и принципы исследований

  • Поисковые

Увеличение объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Разработка прогнозов развития науки ; открытие путей применения новых явлений и закономерностей

  • Прикладные

Разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий. Получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик.

Отличия проектной и исследовательской деятельности 1.Цель исследовательской деятельности: - уяснение сущности явления, истины 2.Этапы научного исследования Формулировка проблемы, актуальность темы. Постановка цели и конкретных задач исследования Определение объекта и предмета исследования. Выбор методики проведения исследования Описание процесса исследования . Формулирование выводов и оценка полученных результатов 1.Цель проектной деятельности: - реализация проектного замысла 2.Этапы выполнения проекта Выбор темы проекта Поиск и анализ проблемы Цель ,задачи Сбор и изучение информации, определение формы продукта, составление плана работы и распределение обязанностей Выполнение технологических операций Подготовка и защита проекта Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта

Отличия проектной и исследовательской деятельности

1.Цель исследовательской деятельности: - уяснение сущности явления, истины

2.Этапы научного исследования

  • Формулировка проблемы, актуальность темы.
  • Постановка цели и конкретных задач исследования
  • Определение объекта и предмета исследования.
  • Выбор методики проведения исследования
  • Описание процесса исследования .
  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов

1.Цель проектной деятельности: - реализация проектного замысла

2.Этапы выполнения проекта

Выбор темы проекта

Поиск и анализ проблемы

Цель ,задачи

Сбор и изучение информации, определение формы продукта, составление плана работы и распределение обязанностей

Выполнение технологических операций

Подготовка и защита проекта

Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта

В селах мало учреждений, где ребенок может развивать творческие способности, мала сфера общения.  Специфика условий сельской школы имеет ряд объективных факторов, использование которых способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы в целом и осуществлению экологического образования школьников в процессе обучения биологии в частности. К таким объективным факторам, прежде всего, следует отнести близость живой природы.

В селах мало учреждений, где ребенок может развивать творческие способности, мала сфера общения. Специфика условий сельской школы имеет ряд объективных факторов, использование которых способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы в целом и осуществлению экологического образования школьников в процессе обучения биологии в частности. К таким объективным факторам, прежде всего, следует отнести близость живой природы.

Близость живой природы позволяет учителям сельских школ чаще проводить экскурсии в природу, фенологические наблюдения за объектами живой природы, использовать на уроках натуральные объекты. Чаще общаясь с природой, школьники имеют возможность изучать живые объекты в их естественной среде, выявлять черты приспособленности к среде обитания, выявлять различные взаимоотношения между живыми организмами, проводить различные мероприятия по охране растений и животных.

Близость живой природы позволяет учителям сельских школ чаще проводить экскурсии в природу, фенологические наблюдения за объектами живой природы, использовать на уроках натуральные объекты. Чаще общаясь с природой, школьники имеют возможность изучать живые объекты в их естественной среде, выявлять черты приспособленности к среде обитания, выявлять различные взаимоотношения между живыми организмами, проводить различные мероприятия по охране растений и животных.

Реализацию своей педагогической проблемы я осуществляю используя:  исследовательский метод (метод-проектов). Исследовательская работа учащихся - неотъемлемая часть эффективного образования в области биологии и экологии. Так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода, задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования.  Именно проектная технология направлена на создание условий для проявления и развития творческого потенциала личности, ее способности быть субъектом своего познавательного, творческого и личностного развития.

Реализацию своей педагогической проблемы я осуществляю используя: исследовательский метод (метод-проектов). Исследовательская работа учащихся - неотъемлемая часть эффективного образования в области биологии и экологии. Так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода, задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. Именно проектная технология направлена на создание условий для проявления и развития творческого потенциала личности, ее способности быть субъектом своего познавательного, творческого и личностного развития.

Взаимодействие школьников с природой в «искусственных» условиях – «живые» экспозиции и уголки, искусственно созданные природные ландшафты, оранжереи, а также общение с домашними животными.  Создавая условия для взаимодействия школьников с природой, учитель должен помнить, что без осознанного желания ребят их взаимодействие с природными объектами не будет обладать развивающим потенциалом.

Взаимодействие школьников с природой в «искусственных» условиях – «живые» экспозиции и уголки, искусственно созданные природные ландшафты, оранжереи, а также общение с домашними животными. Создавая условия для взаимодействия школьников с природой, учитель должен помнить, что без осознанного желания ребят их взаимодействие с природными объектами не будет обладать развивающим потенциалом.

Как логическое продолжение заданий выполняемых в течение учебного года разрабатываются летние задания, которые получают школьники. Летние природоведческие работы по ботанике и зоологии могут предусматривать изучения флористического состава и экологических особенностей растений, составляющих местные фитоценозы.

Как логическое продолжение заданий выполняемых в течение учебного года разрабатываются летние задания, которые получают школьники. Летние природоведческие работы по ботанике и зоологии могут предусматривать изучения флористического состава и экологических особенностей растений, составляющих местные фитоценозы.

Проект « Биогеоценозы Шумячского района» Итогом работы являются ответы, на вопросы: 1.  Что мы  научилась понимать в мире природы? 2.  Как человек влияет на биогеоценозы? 3.  Как нужно правильно себя вести в природе ? 4.  Как можно изменить экологическую ситуацию к лучшему? 5.  Что может сделать каждый , чтобы изменить к лучшему жизненное состояние изученных природных объектов?

Проект « Биогеоценозы Шумячского района»

Итогом работы являются ответы, на вопросы:

1.  Что мы  научилась понимать в мире природы?

2.  Как человек влияет на биогеоценозы?

3.  Как нужно правильно себя вести в природе ?

4.  Как можно изменить экологическую ситуацию к лучшему?

5.  Что может сделать каждый , чтобы изменить к лучшему жизненное состояние изученных природных объектов?

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются естественные заросли шиповника обыкновенного (собачьего) –  Rosa canina на территории школы и близлежащей территории

Объект и предмет исследования.

  • Объектом исследования являются естественные заросли шиповника обыкновенного (собачьего) –  Rosa canina на территории школы и близлежащей территории
Результаты проделанной работы На территории МБОУ «Шумячская СШ им В.Ф.Алешина» произрастают лекарственные растения которые можно и нужно использовать как в профилактических целях – общеукрепляющие средства, так и в лечебных при определенных заболеваниях или состояниях организма. Необходимо учитывать особенности каждого из этих растений.

Результаты проделанной работы

  • На территории МБОУ «Шумячская СШ им В.Ф.Алешина» произрастают лекарственные растения которые можно и нужно использовать как в профилактических целях – общеукрепляющие средства, так и в лечебных при определенных заболеваниях или состояниях организма. Необходимо учитывать особенности каждого из этих растений.
Актуальность исследований Смоленская область является одним из перспективным районов для выращивания плодовых деревьев, в том числе и яблонь.

Актуальность исследований

Смоленская область является одним из перспективным районов для выращивания плодовых деревьев, в том числе и яблонь.

Методы исследований наблюдение фотографирование сбор и обработка информации теоритические математические и статистические

Методы исследований

  • наблюдение
  • фотографирование
  • сбор и обработка информации
  • теоритические
  • математические и статистические
Место исследования Объект исследования: школьный сад на территории МБОУ Шумячской СШ им. В.Ф. Алёшина.

Место исследования

Объект исследования: школьный сад на территории МБОУ Шумячской СШ им. В.Ф. Алёшина.

Результаты проделанной работы Полученные результаты показывают, что физико-географические условия территории оказывают значительное воздействие на урожайность культуры. Большое значение оказывает и уход. Оказалось, что на территории школы растут разные сорта, в основном районированные: Антоновка, Белый налив, Штрифель и Бузовьязовское.

Результаты проделанной работы

Полученные результаты показывают, что физико-географические условия территории оказывают значительное воздействие на урожайность культуры. Большое значение оказывает и уход.

Оказалось, что на территории школы растут разные сорта, в основном районированные: Антоновка, Белый налив, Штрифель и Бузовьязовское.

Оценка пришкольной территории по наличию и расположению рядом с ней основных функциональных зон и формирование у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.   

Оценка пришкольной территории по наличию и расположению рядом с ней основных функциональных зон и формирование у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.  

Цель исследования Целью исследования стало выяснения вопроса о изучении влияния древесных пород на воздушную среду и здоровье учащихся.

Цель исследования

  • Целью исследования стало выяснения вопроса о изучении влияния древесных пород на воздушную среду и здоровье учащихся.

Методика исследования  подготовленности по отношению к группе здоровья. На втором этапе исследования обработала данные, обобщила результаты и сделала выводы.

Методика исследования

подготовленности по отношению к группе здоровья. На втором этапе исследования обработала данные, обобщила результаты и сделала выводы.

Изучение видового состава древесных пород на территории пришкольного участка Было выяснено, что на территории пришкольного участка встречаются древесные породы, обладающие фитонцидными свойствами (береза, липа, рябина, сирень и т.д.) и они размещены со стороны автодороги, защищая школу от пыли и вредных микроорганизмов.

Изучение видового состава древесных пород на территории пришкольного участка

Было выяснено, что на территории пришкольного участка встречаются древесные породы, обладающие фитонцидными свойствами (береза, липа, рябина, сирень и т.д.) и они размещены со стороны автодороги, защищая школу от пыли и вредных микроорганизмов.

Санитарно-гигиенические функции зеленых насаждений Санитарно-гигиенические функции зеленых насаждений Снижение запыленности и загазованности воздуха. Тополь, клен, сирень. Газозащитная роль зеленых насаждений Клен ясенелистный, осина, тополь, калина обыкновенная, смородина черная, сирень, береза бородавчатая. Ветрозащитная роль. Все виды. Фитонцидное действие Береза, тополь, сосна, сирень, черемуха, можжевельник и т. д.

Санитарно-гигиенические функции зеленых насаждений

Санитарно-гигиенические функции зеленых насаждений

Снижение запыленности и загазованности воздуха.

Тополь, клен, сирень.

Газозащитная роль зеленых насаждений

Клен ясенелистный, осина, тополь, калина обыкновенная, смородина черная, сирень, береза бородавчатая.

Ветрозащитная роль.

Все виды.

Фитонцидное действие

Береза, тополь, сосна, сирень, черемуха, можжевельник и т. д.

Диагностика здоровья учащихся в режиме школы

Диагностика здоровья учащихся в режиме школы

Выводы В ходе работы проанализировано достаточно много материала, проведены исследования, сделаны выводы. Использовались следующие принципы: работа для школы должна быть полезной; работа должна быть направлена на решение вопросов охраны здоровья детей; работа должна способствовать обретению учащимися дополнительных знаний в области экологической культуры, медицины и сохранения здоровья.

Выводы

В ходе работы проанализировано достаточно много материала, проведены исследования, сделаны выводы. Использовались следующие принципы:

  • работа для школы должна быть полезной;
  • работа должна быть направлена на решение вопросов охраны здоровья детей;
  • работа должна способствовать обретению учащимися дополнительных знаний в области экологической культуры, медицины и сохранения здоровья.

Изучение дикорастущих лекарственных растений окрестностей посёлка Шумячи Смоленской области

Изучение дикорастущих лекарственных растений окрестностей посёлка Шумячи Смоленской области

Места исследования Участок леса в районе д.Пустосёл Луг вдоль побережья реки Остер

Места исследования

Участок леса в районе д.Пустосёл

Луг вдоль побережья реки Остер

Методы исследований наблюдение фотографирование работа с карточками определителями растений сбор и обработка информации сбор гербарного материала

Методы исследований

  • наблюдение
  • фотографирование
  • работа с карточками
  • определителями растений
  • сбор и обработка информации
  • сбор гербарного материала
Определение значимости лекарственных растений для жителей посёлка Был проведен опрос медперсонала Шумячской районной больницы Также было проведено анкетирование жителей (60 чел.) п.Шумячи по вопросам выращивания лекарственных растений на их участках и использованию этих трав в лечебных целях. От провизора аптеки п.Шумячи получены данные о наиболее востребованных лекарственных средствах растительного производств а

Определение значимости лекарственных растений для жителей посёлка

  • Был проведен опрос медперсонала Шумячской районной больницы
  • Также было проведено анкетирование жителей (60 чел.) п.Шумячи по вопросам выращивания лекарственных растений на их участках и использованию этих трав в лечебных целях.
  • От провизора аптеки п.Шумячи получены данные о наиболее востребованных лекарственных средствах растительного производств а

Результаты проделанной работы В окрестностях п.Шумячи произрастает большое количество лекарственных растений, которые можно и нужно использовать как в профилактических целях - общеукрепляющие средства, так и в лечебных при определенных заболеваниях или состояниях организма. Необходимо учитывать особенности каждого из этих растений.

Результаты проделанной работы

  • В окрестностях п.Шумячи произрастает большое количество лекарственных растений, которые можно и нужно использовать как в профилактических целях - общеукрепляющие средства, так и в лечебных при определенных заболеваниях или состояниях организма. Необходимо учитывать особенности каждого из этих растений.
  • Проект - это метод обучения
  • Может применяться на уроке и во внеурочное время Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим
  • Может применяться на уроке и во внеурочное время
  • Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален
  • Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен
  • Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим
  • Проектирование - это содержание обучения Может быть частью предмета и самостоятельным предметом, лечь в основу профильных спецкурсов
  • Может быть частью предмета и самостоятельным предметом, лечь в основу профильных спецкурсов
  • Проект - это форма организации учебного процесса Может стать альтернативой классно-урочному обучению
  • Может стать альтернативой классно-урочному обучению
  • Проект - это особая философия образования: Философия цели и деятельности
  • Философия цели и деятельности
  • Философия результатов и достижений


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!