«Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в рамках эколого-патриотического воспитания
в сельской школе»
Сливканич Л.Н.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2015 года № 392 настоящий 2017 год в России объявлен годом экологии с целью привлечения внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшения состояния экологической безопасности страны. (Слайд 2)
Основной задачей проведения года экологии является сохранение уникальной природы России.
Как известно, наше село Мысхако располагается на берегу Черного моря в уникальном месте, имеет свой богатую историю, которая начинается ещё с античных времен, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки и предметами быта.
(Слайд 3) Село Мысхако это район, богатый своим историческим прошлым, тесно связанный с героическими событиями Великой Отечественной войны 1941-1945г.
(Слайд 4) Кроме этого, достаточно мягкий климат, разнообразные ландшафты, красивая природа, теплые ласковые воды Черного моря и отсутствие развитой туристической индустрии делают Мысхако привлекательным местом для спокойного отдыха у берега Черного моря.
(Слайд 5) К нам приезжают туристы, сюда едут из разных уголков земли, в том числе, и из-за границы все те, кто родился, учился здесь; едут полюбоваться природой, подышать свежим воздухом, отдохнуть. Но не все готовы к культурному отдыху, культура взаимоотношений с природой в нашем обществе, к сожалению, еще не выработана. Кому же, как не нам, школе, у себя в селе наводить порядок, охранять природу, заниматься воспитанием учащихся?
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края, является одним из средств формирования патриотических чувств.
Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире и вырастает из любви к близким и родным местам.
Стоит отметить, что патриотическое и экологическое воспитание - это два неразрывно-связанных направления воспитания учащихся.
В работе нашего семинара мы решили попробовать объединить оба эти направления. Для нашей школы они являются одними из приоритетных. Этому есть ряд причин: уникальное географическое расположение школы;
ухудшение экологической обстановки;
актуальность темы для территории (результаты социсследования);
имеющийся положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся.
(Слайд 6) В 2015 году МБОУ СОШ № 27 был присвоен статус муниципальной инновационной площадки по теме: «Модель организации внеурочной деятельности школьников на примере эколого-патриотической тропы «Мысхако» как средство формирования метапредметных результатов».
В школе проводится большая работа по эколого-патриотическому воспитанию обучающихся, уделяется внимание изучению краеведческого
материала. Работа ведется по различным направлениям: - проектно-исследовательская деятельность, - природоохранительные акции (уборка берега моря, акции «Чистый берег») и благоустройство памятников, - проведение экскурсий, - развитие экотуризма. (Слайд 7)
Уроки английского языка включены в систему межпредметных связей.
С моей точки зрения при изучении тем эколого-патриотической направленности, вполне эффективной является работа над проектами. Она преследует следующие цели: (Слайд 8)
образовательные:
формирование у учащихся целостной картины мира;
вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;
организция проектной деятельности.
воспитательные:
воспитание экологически грамотного человека
воспитание терпимости к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других;
через содержание учебного проекта подвести учащихся к мысли, что человек в ответе за все, что его окружает.
развивающие:
развитие умения мыслить, проектировать в процессе изучения экологических проблем;
развитие умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, проводить исследовательскую деятельность;
развитие способности к самоконтролю действий по достижению действий целей и рефлексии.
Выполнение экологических проектов в процессе изучения английского языка решает следующие задачи: (Слайд 9)
1. Воспитание экологической культуры и патриотизма обучающихся.
2. Углубление и расширение экологических знаний на уроках английского языка.
3. Развитие познавательной, творческой, общественной активности в ходе реализации проекта;
4. Формирование чувства бережного отношения к природе, к своей малой Родине.
5. Публичное признание значимости интеллектуального труда и его продукта.
6. Повышение мотивации к изучению английского языка, как средству международного общения.
7. Формирование и развитие навыков публичных выступлений, ведения дискуссий.
Экологическое и патриотическое воспитание являются одним из приоритетных направлений развития современной педагогической науки и должно быть обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.
Особое внимание необходимо уделить процессу эколого-патриотического воспитания на уроках английского языка в средней школе (5–9 классы). Педагогами и психологами доказано, что именно на средней ступени снижается мотивация к изучению иностранного языка. Причиной того являются трудности, возникающие в процессе овладения иностранным языком, отсутствие реальных возможностей применения языка в повседневной жизни и др. Следовательно, требуется тщательная подготовка к уроку со стороны учителя. Необходимо применение таких разнообразных форм и методов работы в урочное и внеурочное время, как ИКТ на уроках иностранного языка, метод проектов, игровой метод, подбор краеведческого материала и др.
Обилие экологических материалов, представленных в учебниках 5-9 классов УМК «English» под ред. В.П. Кузовлева, можно объяснить необходимостью достижения личностных и метапредметных результатов освоения общей образовательной программы, для которых ФГОС определяет наличие эколого-патриотической направленности: (Слайд 10)
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
(Слайд 11)В примерной программе по иностранному языку для 5 - 9 классов ФГОС ООО проектная и исследовательская формы учебной деятельности определены как ведущие. Разработчики Примерной программы считают их механизмом развития познавательных исследовательских универсальных учебных действий: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
ФГОС и Примерные программы по учебным предметам характеризуются высокой степенью практической направленности и интегрированного подхода к изучению иностранного языка. Примерные программы обеспечили преемственность в изучении подавляющего большинства лексических тем, в том числе и тем, связанных с экологическим и патриотическим воспитанием. В УМК «English» под ред. В. П. Кузовлева по английскому языку изучение этих тем заканчивается итоговым творческим заданием – проектной работой.
(Слайд 12)Основные методы выполнения учебных проектов – это наблюдение, фотографирование, систематизация наблюдаемых фактов, анкетирование. Выполнение учебных проектов позволяет реализовать задачи формирования социокультурной, социально-политической, коммуникативной, информационной, предметной компетенций учащихся.
(Слайд 13)Принципы, которыми мы руководствуемся при выполнении учебных проектов, – это:
1.Личностно - значимая тема проекта.
2.Связь с реальной жизнью.
3.Доступность используемых методов, соответствие их возрасту учащихся .
4.Четкое соблюдение структуры и этапов выполнения проектной работы. Реализация проектной технологии в полном объеме.
5.Проект – это творческая работа по закреплению лексики и грамматики раздела учебника.
6.Состояние постоянного включения в экологическую тематику: формирование и развитие экологического взгляда на окружающий мир, экологического сознания.
При использовании данного УМК, представляется целесообразным ознакомить учащихся с самого начала с тематикой будущих проектов по эколого-патриотической тематике с тем, чтобы дети были постоянно включены в процессы наблюдения, фиксирования интересных фактов и явлений в своей повседневной жизни. За время работы с УМК был подготовлен ряд проектов по экологической и патриотической тематике на английском языке. (Слайд 15)
Обзор созданных проектов представлен в таблице 1.
| Тема проекта | Класс |
1. | I live in Myskhako | 3-4 |
2. | Cossacks village | 3 |
3. | Ecological actions in our school | 5 |
4. | Eco-book | 6 |
5. | Ecology of our region | 7 |
6. | Name of Myskhako | 8 |
7. | Map of Myskhako (tourist guide) | 9 |
8. | Sights of our place | 10 |
9. | Welcome to Myskhako | 10 |
10. | Prospects for the development of ecotourism in the village of Myskhako | 10 |
Следует особо отметить, что выполнение проектной и исследовательской работы занимает не только урочное, но и внеурочное время. Как правило, на уроке осуществляется старт и текущая корректировка работы, публичная презентация продукта проекта или результатов исследования, а выполнение самого исследования, оформление результатов, подготовка к публикации или презентации занимает большое количество внеурочного времени. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность экологической направленности в рамках предмета «Английский язык» является и частью системы по организации детского досуга.
Для повышения языковой компетенции во внеурочное время необходимо поддерживать интерес к предмету через разнообразные мероприятия: участие в неделе иностранного языка, конкурс чтецов на английском языке, концерты для родителей, выступление на НПК, проведение экскурсий.
Умение презентовать свое творчество, проявить себя в том виде творчества, который тебя интересует — важный показатель успешности ученика.
Очень перспективным направлением может стать составление мини сборников или журналов, которые можно выпускать периодически на различные темы, включающие в себя статьи об истории и культуре страны и малой родины.
Одним из способов воспитания патриотизма может послужить стенгазета на английском языке, в которой можно будет отражать жизнь своей школы и города, а также рассказывать о людях, которые прославили город.
В настоящее время школьный предмет «Английский язык» является замечательным инструментом для формирования и развития экологического мышления школьников, патриотического воспитания и их экологической культуры.
Определение ФГОС проектной и исследовательской деятельности приоритетными педагогическими технологиями на уроках английского языка способствует образованию школьников, как в теоретическом, так и практическом аспекте. (Слайд 15)
Анализируя достигнутые результаты проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт.
2. Решается задача экологического и патриотического воспитания учащихся средствами учебного предмета «Английский язык».
3. Отработана методика выполнения учебно-исследовательских проектов эколого-патриотической направленности на уроках английского языка.
4. Реализуется создание учебно-исследовательских проектов эколого-патриотической направленности, как формы творческой работы на уроках английского языка.
5. Обучающиеся и преподаватели школы вовлечены в учебно-исследовательскую деятельность.
IV . Информационные источники
Основные источники
1. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. –
5. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009.
6. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М., 2003. - 432 с.
7. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка .М.Дрофа.,2003
8. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам .- М.,1986.-51с.
Нормативные документы
1. Закон РФ об образовании
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
4. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.
5. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011
Интернет ресурсы:
1. http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ