Тема урока | Создание проблемной ситуации | Этап урока, на котором можно использовать проблемную ситуацию |
«Первоначальные сведения о строении вещества» |
Строение вещества. Молекулы. | Если к 50 см3 прибавить 50 см3 сколько получится? Опыт: Смешивание спирта и воды равного объема. Как такое возможно? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Лабораторная работа «Определение размеров малых тел». | Предложите различные способы определения радиуса мяча и измерьте одним из них мяч дома. | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах. | Предложите способ измерения скорости распространения диффузии в газах и жидкостях. Измерьте эту скорость. | Анализ и обобщение изученного материала |
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | Фронтальный опыт. Капля воды соединяет две стеклянные пластинки так, что их трудно разделить, а два кусочка пластилина не соединяет. Почему? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | Почему, если открыть крышку чайника, пар выходит, а вода остаётся? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
«Взаимодействие тел» |
Механическое движение. | Что меняется при переходе из одной системы отсчета в другую? | Овладение новым учебным материалом |
Равномерное и неравномерное механическое движение | Рассмотрите движение 3 тел. Определите, к какому из них относится каждый график движения. | Овладение новым учебным материалом |
Скорость. Единицы скорости | Построить график зависимости пути от времени собственного движения в школу. | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Явление инерции. | Древнегреческий учёный Аристотель писал: «Всё движущее необходимо бывает движимо чем-то», а итальянский учёный Галилео Галилей писал: «Когда тело движется по горизонтальной плоскости, не встречая никакого сопротивления движению, то… движение его является равномерным и продолжалось бы бесконечно, если бы плоскость простиралась в пространстве без конца». Какого мнения придерживаетесь Вы? Обоснуйте. Почему поскользнувшийся человек падает назад, а споткнувшийся вперёд? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом Контроль и оценка результатов учебной работы |
Взаимодействие тел. | Понаблюдайте за движением различных тел. Что происходит со скоростью этих тел? Почему? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | Почему трудно выпрыгнуть на берег из лёгкой надувной лодки? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Плотность вещества. | Что больше плотность кипящей воды или плотность находящего над ней пара? | Анализ и обобщение изученного материала |
Лабораторная работа «Измерение плотности твердого тела» | Определите (можно вдвоем с другом) плотность в домашних условиях (на выбор ученика) соли, сахара, муки, своего тела и т.п. Другой вариант: Сравните плотность сахара и соли, муки и соли, муки и сахара. | Анализ и обобщение изученного материала |
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести | Пронаблюдайте за движением тела при различной скорости. Какие закономерности вы наблюдаете? Почему автомобиль не может въехать на крутую гору? | Овладение новым учебным материалом |
Сила упругости. Закон Гука. | Придумайте способы сравнения жесткости двух различных пружин. | Анализ и обобщение изученного материала |
Вес тела. | Чем отличается вес тела от силы тяжести и массы? | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Центр тяжести | Определите центр тяжести неправильной формы. | Анализ и обобщение изученного материала |
Динамометр. | Градуирование динамометра с круглой шкалой | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. | Экспериментальная задача. Какой должна быть равнодействующая сила? | Овладение новым учебным материалом |
Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. | Куда направлена сила трения при ходьбе человека? | Овладение новым учебным материалом |
Трение в природе и технике. | Когда трение необходимо уменьшать, а когда увеличить? Предложите несколько способов изменения трения. | Анализ и обобщение изученного материала |
Тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
Давление тел на опору. Единицы давления. | Вам надо нести тяжелую покупку за верёвку. Предложите способы уменьшения боли в пальцах. | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Способы уменьшения и увеличения давления | Изменение каких параметров тела приводит к изменению давления? Почему? При каких условиях давление необходимо увеличивать, а при каких уменьшать?. | Овладение новым учебным материалом Анализ и обобщение изученного материала |
Давление газа | Можно ли увеличить объем шарика, не развязывая нити. Демонстрационный опыт: Раздувание шарика при откачивании воздуха из- под колокола воздушного насоса. | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Закон Паскаля | Демонстрационный опыт: Ученик, стоит на гладкой доске, находящейся на воздушном шарике. Почему шарик не лопнул? | Овладение новым учебным материалом |
Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. | Выясните зависимость давления внутри жидкости от положения тела в пространстве, плотности жидкости и глубины погружения. | Овладение новым учебным материалом |
Сообщающиеся сосуды | Применение сообщающихся сосудов в быту и технике. | Анализ и обобщение изученного материала |
Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует атмосфера. | Демонстрационный опыт: Колокол воздушного насоса легко отрывается от тарелки, но если откачать воздух из – под колокола, то крышка поднимается вместе с тарелкой и гирей 5 кг. Объясните это явление. Какими физическими явлениями объясняется вдох и выдох воздуха человеком? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом Анализ и обобщение изученного материала |
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | Придумайте водяной барометр. | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Барометр- анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | Как барометр можно использовать для определения высоты подъема самолета, вертолёта, ракеты? | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Манометры | Придумать прибор для измерения давления, которое больше или меньше атмосферного. | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Поршневой жидкостной насос Гидравлический пресс | Калитка, ведущая в сад американского изобретателя Томаса АлваЭдинсона, очень тяжело открывалась. Один из его гостей укорил хозяина в несовершенстве конструкции. На что, изобретатель возразил, что конструкция калитки идеальна, просто пока гость открывал, насос домашнего водопровода накачал 20 литров воды. Придумайте варианты возможного изобретения Эдинсона. | Овладение новым учебным материалом |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила | Собака легко перетаскивает утопающего в воде. Однако на берегу, она не может сдвинуть его с места. Почему? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Плавание тел | Опыт. В одном сосуде яйцо тонет, в другом всплывает, в третьем плавает. Как это можно объяснить? Подтверждение или опровержение при помощи компьютерного исследования условий плавания тел. | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Плавание судов Воздухоплавание | Работа с информацией. Обсуждение детских докладов «Плавание судов», «Воздухоплавание». | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Тема «Работа и мощность. Энергия» |
Механическая работа. | Опытным путём определите, от чего и как зависит механическая работа? СD УМК «Живая физика» модель Э1 | Овладение новым учебным материалом |
Мощность | Какую мощность Вы развиваете при подъеме с первого на второй этаж в кабинет физики? | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы | Мальчик помогает девочке нести тяжёлую большую сумку. Для удобства сумку повесили на палку. Как поступить мальчику, чтобы девочке было легче нести груз? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
«Золотое правило» механики | Можно ли с помощью простых механизмов получить выигрыш в работе? Какой? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Энергия. Потенциальная и кинетическая Превращение одного вида энергии в другой. | Защита фантастических идей использования в будущем превращения одного вида энергии в другой. | Анализ и обобщение изученного материала |
Тема урока | Создание проблемной ситуации | Этап урока, на котором можно использовать проблемную ситуацию |
Тема «Тепловые явления» |
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия | Можно ли движение молекул считать механическим? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Способы изменения внутренней энергии тела. | Придумайте варианты использования внутренней энергии различных веществ. | Анализ и обобщение изученного материала |
Теплопроводность. Излучение. Конвекция. | Серия демонстрационных опытов на теплопроводность, конвекцию и излучение. Что общего в этих тепловых явлениях и чем они отличаются? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Особенности различных способов теплопередачи | Какие особенности различных способов теплопередачи использует человек в быту и технике? | Анализ и обобщение изученного материала |
Количество теплоты. Единицы количества теплоты | Повлияет ли заварка чая (или сахар) на скорость остывания воды? Как это проверить? или опровержение гипотез. | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Удельная теплоемкость Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении | Можно ли утверждать, что для нагревания 200 г воды потребуется большее количество теплоты, чем для нагревания 100 г воды? Почему? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива | Как опытным путём оценить удельную теплоту сгорания спирта? | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Закон сохранения и превращения энергии | Способы использования закона сохранения и превращения энергии в быту и технике. | Овладение новым учебным материалом |
Агрегатное состояние вещества. График плавления и отвердевания. | Почему при переходах вещества из одного агрегатного состояния в другое температура не меняется? | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Испарение. | Если подуть на руку, то чувствуете холод, а если подышать, то тепло? Почему? Фронтальный эксперимент: установление зависимости испарения жидкости от рода жидкости, температуры, площади свободной поверхности жидкости, а также ветра. Придумайте холодильник без льда. | Первичное ознакомление с новым учебным материалом Овладение новым учебным материалом Контроль и оценка результатов учебной работы |
Кипение. Удельная теплота парообразования. | Демонстрационный опыт: кипение воды при низкой температуре, при откачивании воздуха из колбы. Объясните наблюдаемое явление. Предложите способ определения удельной теплоты парообразования спирта. | Первичное ознакомление с новым учебным материалом Контроль и оценка результатов учебной работы |
Влажность воздуха | Как вы считаете, почему затрудняется дыхание в пустыне и на крайнем севере? Что произойдет, если влажность воздуха резко понизится, повысится? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом Контроль и оценка результатов учебной работы |
Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. | Учимся работать с информацией. Обсуждение достоинств и недостатков детских презентаций по темам «История создания тепловых двигателей». «Использование двигателей внутреннего сгорания» | |
Паровая турбина Холодильник. КПД тепловых двигателей | . Учимся работать с информацией. Обсуждение достоинств и недостатков детских презентаций по темам «Паровые машины». «Экологические проблемы использования тепловых машин» | Анализ и обобщение изученного материала |
Экологические проблемы использования тепловых машин и охрана среды | Создание и защита собственных моделей: «Экологическая тепловая машина будущего». | Анализ и обобщение изученного материала |
Тема «Электрические явления» |
Электризация тел, Два рода зарядов | Фронтальный эксперимент. Как определить знак заряда у разных тел? | Овладение новым учебным материалом |
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества | Придумайте электрометр, который позволил бы вам вечером измерять свой электростатический заряд. | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Делимость заряда. Строение атомов. | Может ли тело быть заряжено один раз положительно, а другой - отрицательно? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Объяснение электрических явлений | Могут ли одноименно заряженные тела притягиваться? | Овладение новым учебным материалом |
Электрический ток. Источники тока. | Придумайте новые источники тока, которые возможны в ближайшие 20-30 лет. | Анализ и обобщение изученного материала |
Электрическая цепь | Предложите варианты обозначения различных электрических приборов на электрических схемах? Или наоборот, какие приборы можно изобразить следующими элементами электрическими схем? Изобразите схему электрической цепи, в которой можно включать и выключать электрическую лампу, присоединенную к источнику тока, в разных концах длинного коридора. | Первичное ознакомление с новым учебным материалом Контроль и оценка результатов учебной работы |
Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. | Где и как можно использовать различные действия электрического тока? | Анализ и обобщение изученного материала |
Электрическое сопротивление закон Ома для участка цепи. | От чего зависит электрическое сопротивление человека? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Удельное сопротивление. | Предложите способы увеличения и уменьшения сопротивления проволок. | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Реостаты. | Мозговой штурм. Придумайте различные виды реостатов. | Анализ и обобщение изученного материала |
Последовательное сопротивление проводников. Параллельное соединение проводников. | У вас три сопротивления 10 Ом, 20 Ом и 30 Ом. Какие сопротивления вы можете получить? | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Работа и мощность электрического тока. | Почему вечером, когда все включают электроприборы, напряжение в сети падает? | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Закон Джоуля – Ленца. | На длинных высоковольтных проводах теряется много энергии. Придумайте способы борьбы с потерей этой энергии. | Анализ и обобщение изученного материала |
Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители. | Обсуждение презентаций «Лампа накаливания», «Короткое замыкание», «Предохранители». | Овладение новым учебным материалом |
Тема «Оптика» |
Источники света. Распространение света. | Египетский ученый Эратосфен во II в. н.э. измерил радиус Земли, отдыхая в полдень в саду и наблюдая за тенью от дерева. Как это ему удалось? | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Отражение света. Законы отражения. | На модели выведите зависимость между падающим лучом и отраженным. Физикон «Открытая физика» модель «Отражение и преломление света» | Овладение новым учебным материалом |
Плоское зеркало. Построение изображений | Использование плоских зеркал в быту и технике. | Анализ и обобщение изученного материала |
Преломление света. Законы преломления. | Можно ли сфотографировать мираж? | Анализ и обобщение изученного материала |
Линзы. Оптическая сила линзы | У вас в наличии три линзы, разной оптической силы: 3дптр, -5 дптр и 7 дптр. Какой оптической силы линзы вы можете получить? | Контроль и оценка результатов учебной работы |
Изображения, даваемые линзой. | Можно ли, используя одну собирающую линзу, получить один раз прямое изображение, а другой - перевернутое? А рассеивающей линзой? | Первичное ознакомление с новым учебным материалом |
Глаз и зрение | Определите с физической точки зрения достоинства и недостатки человеческого глаза. | Анализ и обобщение изученного материала |
Тема «Электромагнитные явления» |
Магнитное поле. Магнитные линии. | Как меняются магнитные линии вокруг проводника с током на модели? Физикон «Открытая физика» модель «Магнитные линии» | Овладение новым учебным материалом |
Магнитное поле катушки с током. | Где можно использовать электромагнит? | Контроль и оценка результатов учебной работы |