СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема :Методы создания проблемной ситуации на уроке
Цель: Познакомить с технологией проблемно-диалогового обучения, развить интерес к данной технологии.
Вступление.
1.Здравствуйте, уважаемые коллеги .Давайте знакомиться. Надеемся на благотворное сотрудничество и вашу поддержку.
Слайд 1
ТЕМА : Методы создания проблемной ситуации на уроке
Для того, чтобы работать дальше, выясним, что вы уже знаете о технологии проблемно-диалогового обучения.
СЛАЙД 2
ТПДО
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
СЛАЙД 3
Напомним типы проблемных ситуаций.
Типы проблемных ситуаций.
1. Создание «ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.
С «удивлением».
Пример.
Урок математики в 6 м классе по теме «Задачи на проценты»
Анализ |
Учитель |
Ученики |
|
||
|
|
|
|
||
вопрос |
– Предположим, цена то |
– Цена товара не изменилась. |
|
||
«на ошибку» |
вара была А. Затем цена |
(Житейскоепредставле |
|
||
|
повысилась на 10%, а к Но |
ние.) |
|
||
|
вому году снизилась на |
|
|
||
|
10%. Изменилась ли цена |
|
|
||
|
товара? |
|
|
||
|
|
|
|
||
П |
предъявление |
|
– Считаем. Цена товара бы |
– 99 руб ! |
|
о |
научного факта |
ла 100 руб. После повыше |
|
|
|
с |
|
|
|
||
расчетами |
|
ния на 10% стала 110 руб. |
|
|
|
т |
|
(Проблемная ситуация.) |
|
||
а |
|
|
А после понижения на 10% |
|
|
н |
|
|
стала? |
|
|
о |
|
|
|
|
|
в |
побуждение |
к |
– Что вы сказали сначала? |
– Цена не изменится. |
|
к |
|
||||
а |
осознанию |
|
– А что оказывается на са |
– Цена уменьшилась. (Осо |
|
п |
|
|
мом деле? |
знание противоречия.) |
|
|
|
|
|
|
|
р |
побуждение |
к |
– Значит, каких задач мы |
– Задачи на проценты. (Тема.) |
|
о |
|
||||
б |
проблеме |
|
еще не умеем решать? Ка |
|
|
л |
|
|
кая будет тема урока? |
|
|
ы |
|
|
Фиксируется на доске |
|
|
2. Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.
Пример. Тема : Урок математики в 3 м классе по теме «Умножение на двузначное число».
|
Анализ |
|
Учитель |
Ученики |
|
|
|
|
|
|
|
П |
задание на |
|
– Найдите площадь прямо |
Легко выполняют задание. |
|
о |
известный |
|
угольника со сторонами 15 и |
|
|
с |
материал |
|
3 см. Работайте в тетради. |
|
|
т |
|
|
|
|
|
а |
задание на |
|
– На листочках найдите |
Испытывают затруднение. |
|
н |
новый |
|
площадь прямоугольника со |
(Проблемная ситуация.) |
|
о |
|
|
|||
материал |
|
сторонами 56 и 21 см. |
|
|
|
в |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
к |
побуждение |
к |
– Смогли выполнить зада |
– Нет, не смогли. |
|
а |
|
||||
осознанию |
|
ние? |
|
|
|
|
|
|
|
||
п |
проблемы |
|
– В чем затруднение? |
– Это новое умножение. |
|
|
|
– Чем это задание не похо |
– Надо умножить на дву |
|
|
р |
|
|
же на предыдущее? |
значное число, а мы такого |
|
о |
|
|
|
еще не решали. (Осознание |
|
б |
|
|
|
проблемы.) |
|
л |
|
|
|
|
|
побуждение |
к |
– Какова сегодня тема урока? |
– Умножение на двузначное |
|
|
е |
|
||||
проблеме |
|
|
число. (Тема.) |
|
|
м |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
ы |
тема |
|
Фиксирует тему на доске. |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?» или «Как бы вы сформулировали последующие действия?» Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка. В начальной школе этот тип наиболее часто применяется.
Пример «Яркого пятна» (сказки, легенды, шутка, загадка, случаи из жизни).
Прием «Актуальность»
Цель: заинтриговать учащихся, пробудить интерес.
Фрагмент урока физики в 7 м классе по теме «Способы изменения давления»
Слайд 4
Вторая часть в названии технологии: Диалоговое обучение
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по - разному устроены, подразумевают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект. Психолог Мельникова Е.Л. так дает различия в диалогах:
«Побуждающий диалог - это бульдозер. Он подталкивает ребенка к прыжку через пропасть. Это рискованно, в полете легко сбиться с курса и попасть не туда. Подводящий диалог – локомотив, который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения.»
По мнению Мельниковой Е.Л., побуждающий диалог позволяет точно повторить этапы научного творчества и более активно формирует творческие способности
СЛАЙД 5
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.
Например
Продолжение урока по теме «Умножение на двузначное число».
|
|
Анализ |
Учитель |
Ученики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П |
материал для |
– Сейчас будете по группам |
Разбиваются по группам, на |
|
|
|
о |
выдвижения |
решать пример 56 х 21 = ? |
чинают работу. |
|
|
|
гипотез |
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
побуждение |
Подходит к каждой группе: |
Каждая группа выдвигает |
|
|
|
к |
к гипотезам |
– Какие есть гипотезы? |
гипотезу и фиксирует ее на |
|
|
|
подсказка к |
С чего нужно начать? |
листе. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
решающей |
– Воспользуйтесь распре |
|
|
|
|
|
гипотезе |
делительным свойством! |
|
|
|
|
р |
представление |
– Группы, поместите листы |
Представляют две гипотезы: |
|
|
|
е |
|
|
|||
|
гипотез |
на доску и прокомменти |
50 х 20 + 6 х 1 = 1006 |
|
|
|
|
ш |
|
|
|||
|
группами |
руйте свой способ решения. |
(ошибочная) |
|
|
|
|
е |
|
|
56 х 20 + 56 х 1 = 1176 |
|
|
|
н |
|
|
(решающая) |
|
|
|
побуждение |
– Как проверить, какой из |
Молчат. |
|
|
|
|
и |
|
|
|||
|
к проверке |
двух способов верный? |
|
|
|
|
|
я |
подсказка |
– Может быть, воспользу |
– Можно проверить на каль |
|
|
|
|
к плану |
емся каким то прибором? |
куляторе! (План проверки.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– Делайте! Что получилось? |
– При умножении на каль куляторе получается |
|
||
|
|
|
1176. |
|
||
|
вывод |
– Значит, как надо умно |
|
Формулируют правило. |
|
|
|
|
жать на двузначное число? |
|
(Открытие нового знания.) |
|
|
|
учебник |
– Сравните свой вывод с |
– Все верно. |
|
||
|
|
учебником |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слайд 6
Подводящий диалог, по мнению того же автора, мощно развивает логическое мышление
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Он используется на этапе поиска решений.
Урок геометрии в 8 м классе по теме «Подобные треугольники»
|
Анализ |
Учитель |
Ученики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
П подводящий |
– У вас на партах по три тре |
Видят треугольники. |
|
|
|
||
о |
без проблемы |
угольника. Рассмотрите их. |
|
|
|
|
|
диалог |
|
|
|