СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс "Методы создания проблемной ситуации на уроке"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема :Методы создания проблемной ситуации на уроке

Цель: Познакомить с технологией проблемно-диалогового обучения, развить интерес к данной технологии.

Вступление.

1.Здравствуйте, уважаемые коллеги .Давайте знакомиться. Надеемся на благотворное сотрудничество и  вашу поддержку.

Слайд 1

ТЕМА : Методы создания проблемной ситуации на уроке

Для того, чтобы работать дальше, выясним, что вы уже знаете о технологии проблемно-диалогового обучения.  

СЛАЙД 2

ТПДО

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

СЛАЙД 3

Напомним типы проблемных ситуаций.

Типы проблемных ситуаций.

1. Создание «ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.

С «удивлением».

 

Пример.

Урок математики в 6 м классе по теме «Задачи на проценты»

 

Анализ

Учитель

Ученики

 

 

 

 

 

вопрос

–  Предположим,  цена  то

– Цена товара не изменилась.

 

«на ошибку»

вара  была  А.  Затем  цена

(Житейскоепредставле

 

 

повысилась на 10%, а к Но

ние.)

 

 

вому  году  снизилась  на

 

 

 

10%.  Изменилась  ли  цена

 

 

 

товара?

 

 

 

 

 

 

П

предъявление

 

– Считаем. Цена товара бы

– 99 руб !

 

о

научного факта

ла 100 руб. После повыше

 

 

 

с

 

 

 

расчетами

 

ния на 10% стала 110 руб.

 

 

т

 

(Проблемная ситуация.)

 

а

 

 

А после понижения на 10%

 

н

 

 

стала?

 

 

о

 

 

 

 

 

в

побуждение

к

– Что вы сказали сначала?

– Цена не изменится.

 

к

 

а

осознанию

 

– А что оказывается на са

–  Цена  уменьшилась.  (Осо

 

п

 

 

мом деле?

знание противоречия.)

 

 

 

 

 

 

р

побуждение

к

– Значит, каких задач мы

– Задачи на проценты. (Тема.)

 

о

 

б

проблеме

 

еще не умеем решать? Ка

 

 

л

 

 

кая будет тема урока?

 

 

ы

 

 

 Фиксируется на доске

 

 

 

2. Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.

Пример.   Тема : Урок математики в 3 м классе по теме «Умножение на двузначное число».

 

Анализ

 

Учитель

Ученики

 

 

 

 

 

 

 

П

задание на

 

– Найдите площадь прямо

Легко выполняют задание.

 

о

известный

 

угольника со сторонами 15 и

 

 

с

материал

 

3 см. Работайте в тетради.

 

 

т

 

 

 

 

 

а

задание на

 

–  На  листочках  найдите

Испытывают   затруднение.

 

н

новый

 

площадь прямоугольника со

(Проблемная ситуация.)

 

о

 

 

материал

 

сторонами 56 и 21 см.

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

к

побуждение

к

– Смогли выполнить зада

– Нет, не смогли.

 

а

 

осознанию

 

ние?

 

 

 

 

 

 

п

проблемы

 

– В чем затруднение?

– Это новое умножение.

 

 

 

– Чем это задание не похо

–  Надо  умножить  на  дву

 

р

 

 

же на предыдущее?

значное число, а мы такого

 

о

 

 

 

еще  не  решали.  (Осознание

 

б

 

 

 

проблемы.)

 

л

 

 

 

 

побуждение

к

– Какова сегодня тема урока?

– Умножение на двузначное

 

е

 

проблеме

 

 

число. (Тема.)

 

м

 

 

 

 

 

 

 

 

ы

тема

 

Фиксирует тему на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?» или «Как бы вы сформулировали последующие действия?» Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка. В начальной школе этот тип наиболее часто применяется.

Пример «Яркого пятна» (сказки, легенды, шутка, загадка, случаи из жизни).

Прием «Актуальность»

Цель: заинтриговать учащихся, пробудить интерес.

Фрагмент урока физики в 7 м классе по теме «Способы  изменения давления»

 

Слайд 4

Вторая часть в названии технологии: Диалоговое обучение

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по - разному устроены, подразумевают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект. Психолог Мельникова Е.Л. так дает различия в диалогах:

«Побуждающий диалог - это бульдозер. Он подталкивает ребенка к прыжку через пропасть. Это рискованно, в полете легко сбиться с курса и попасть не туда. Подводящий диалог – локомотив, который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения.»

По мнению Мельниковой Е.Л., побуждающий диалог позволяет точно повторить этапы научного творчества и более активно формирует творческие способности

СЛАЙД 5

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.

Например 

Продолжение урока по теме «Умножение на двузначное число».

 

 

Анализ

Учитель

Ученики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

материал для

– Сейчас будете по группам

Разбиваются по группам, на

 

 

 

о

выдвижения

решать пример 56 х 21 = ?

чинают работу.

 

 

 

гипотез

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

побуждение

Подходит к каждой группе:

Каждая  группа  выдвигает

 

 

 

к

к гипотезам

–  Какие  есть  гипотезы?

гипотезу и фиксирует ее на

 

 

 

подсказка к

С чего нужно начать?

листе.

 

 

 

 

 

 

 

 

решающей

–  Воспользуйтесь  распре

 

 

 

 

 

гипотезе

делительным свойством!

 

 

 

 

р

представление

– Группы, поместите листы

Представляют две гипотезы:

 

 

 

е

 

 

 

гипотез

на  доску  и  прокомменти

50 х 20 + 6 х 1 = 1006

 

 

 

ш

 

 

 

группами

руйте свой способ решения.

(ошибочная)

 

 

 

е

 

 

56 х 20 + 56 х 1 = 1176

 

 

 

н

 

 

(решающая)

 

 

 

побуждение

– Как проверить, какой из

Молчат.

 

 

 

и

 

 

 

к проверке

двух способов верный?

 

 

 

 

я

подсказка

– Может быть, воспользу

– Можно проверить на каль

 

 

 

 

к плану

емся каким то прибором?

куляторе! (План проверки.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Делайте! Что получилось?

                                                          – При умножении на

                                                      каль куляторе  получается 

 

 

 

 

                                                                      1176.                                             

 

 

вывод

–  Значит,  как  надо  умно

                                              

Формулируют правило.

 

 

 

жать на двузначное число?

 

(Открытие нового знания.)

 

 

учебник

–  Сравните  свой  вывод  с

                                  – Все верно.

 

 

 

учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

Подводящий диалог, по мнению того же автора, мощно развивает логическое мышление

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.  Он используется на этапе поиска решений.

Урок геометрии в 8 м классе по теме «Подобные треугольники»

 

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Методы создания проблемной ситуации на уроке"»

Девиз : «Открывать знания  вместе с детьми».

Девиз : «Открывать знания

вместе с детьми».

 Технология проблемно-диалогового обучения   для всех и каждого - технология «открытия» знаний учениками для учителя - ключ к успеху и творчеству для ученика - интересный и понятный урок для образования - реализация развивающего обучения для методиста - универсальная педагогическая технология

Технология проблемно-диалогового обучения

  • для всех и каждого

- технология «открытия» знаний учениками

  • для учителя

- ключ к успеху и творчеству

  • для ученика

- интересный и понятный урок

  • для образования

- реализация развивающего обучения

  • для методиста

- универсальная педагогическая технология

    Тип проблемной ситуации С «удивлением»  (ситуация успеха) Тип противоречия С «затруднением» ( интеллектуальный разрыв) Приемы создания проблемной ситуации между 2 положениями между житейским (ошибочным) представлением учащихся и научным фактом Предъявить противоречивые факты, теории, столкнуть разные мнения учеников Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя Сокращенный способ Предъявить научный факт. Дать практическое задание не выполнимое вообще, не сходное с предыдущим Формулирование учебной задачи вместе с учителем диалог или сообщение темы С мотивирующим приемом «Яркое пятно» или «Актуальность».

    Тип проблемной ситуации

    С «удивлением»

    (ситуация успеха)

    Тип противоречия

    С «затруднением»

    ( интеллектуальный разрыв)

    Приемы создания проблемной ситуации

    между 2 положениями

    между житейским (ошибочным) представлением учащихся и научным фактом

    Предъявить противоречивые факты, теории, столкнуть разные мнения учеников

    Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

    между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя

    Сокращенный способ

    Предъявить научный факт. Дать практическое задание не выполнимое вообще, не сходное с предыдущим

    Формулирование учебной задачи вместе с учителем диалог или сообщение темы

    С мотивирующим приемом «Яркое пятно» или «Актуальность».

        Виды  диалога Побуждающий Подводящий  диалог диалог

    Виды диалога

    Побуждающий Подводящий

    диалог диалог

       Побуждающий диалог   Структура Вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль ученика Признаки Скачок к неизвестному, догадка – переживание учеником броска, риска. Возможны неожиданные ответы учеников. Может быть прекращен с появлением нужной мысли ученика

    Побуждающий диалог

    Структура

    Вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль ученика

    Признаки

    Скачок к неизвестному, догадка – переживание учеником броска, риска.

    Возможны неожиданные ответы учеников.

    Может быть прекращен с появлением нужной мысли ученика

    Подводящий диалог Структура Система посильных ученику вопросов и заданий, поводящих его к открытию мысли Признаки Пошаговый ход, жесткое ведение мысли ученика, последний вопрос на обобщение. Переживание учеником открытия в итоге. Почти невозможны неожиданные ответы учеников. Не может быть прекращен, идет до конца.

    Подводящий диалог

    Структура

    Система посильных ученику вопросов и заданий, поводящих его к открытию мысли

    Признаки

    Пошаговый ход, жесткое ведение мысли ученика, последний вопрос на обобщение. Переживание учеником открытия в итоге. Почти невозможны неожиданные ответы учеников. Не может быть прекращен, идет до конца.

    Формы подводящего диалога  Анализирующее коллективное наблюдение . (групповая и парная работа)  Фронтальная дискуссия

    Формы подводящего диалога

    • Анализирующее коллективное наблюдение . (групповая и парная работа)
    • Фронтальная дискуссия
    Процесс «производства» новых знаний включает четыре звена:       Постановку проблемы (возникает проблемная ситуация, т.е. столкновение с противоречием); Поиск решения (учащиеся выдвигают гипотезы, но только одна превращается в решение); Выражение решения (фиксация с помощью схемы, формулы, таблицы, опоры и т.д.) Реализация продукта (формулировка, опорный сигнал, создание художественного образа)

    Процесс «производства» новых знаний включает четыре звена:

         

    • Постановку проблемы (возникает проблемная ситуация, т.е. столкновение с противоречием);
    • Поиск решения (учащиеся выдвигают гипотезы, но только одна превращается в решение);
    • Выражение решения (фиксация с помощью схемы, формулы, таблицы, опоры и т.д.)
    • Реализация продукта (формулировка, опорный сигнал, создание художественного образа)
    Технология проблемно-диалогического обучения является :  результативной ;  здоровьесберегающей ;  общепедагогической.

    Технология проблемно-диалогического обучения является :

    • результативной ;
    • здоровьесберегающей ;
    • общепедагогической.
    Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002. 168 с. … .. ..В данном пособии в популярной форме рассматриваются вопросы технологии и подготовки проблемного урока – урока «открытия» знаний. Книга адресована школьному учителю. http://pdo-mel.ru

    Мельникова Е.Л.

    Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками:

    Пособие для учителя.

    М., 2002. 168 с.

    … ..

    ..В данном пособии в популярной форме рассматриваются вопросы технологии и подготовки проблемного урока – урока «открытия» знаний. Книга адресована школьному учителю.

    http://pdo-mel.ru


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

     

    Анализ

    Учитель

    Ученики

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    П   подводящий

    – У вас на партах по три тре

    Видят треугольники.

     

     

     

    о

    без проблемы

    угольника. Рассмотрите их.

     

     

     

     

     

    диалог