СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ромасева Юлия Андреевна, студентка «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»,

г. Красноярск

 

Проблемное обучение на уроках физики

 

Необыкновенное очарование таят в себе вопросы детей. Юный исследователь довольно часто доставляет немало хлопот взрослым, задавая им бесконечные вопросы. Более того, на некоторые из этих вопросов дети сами пробуют найти ответы, особенно тогда, когда взрослые помогают, наталкивают их на ответ.  [2, c.61]

На современном уроке физике, среди усилий учителя на первый план выступает проблема активизации учащихся при помощи соответствующих  методов учебно-воспитательной работы, а особенно так называемое проблемное обучение. [2, c.62]

Проблемное обучение нельзя представить как непрерывную самостоятельную работу учащихся.  Данное обучение предполагает сочетание репродуктивной и творческой деятельности учащихся по усвоению знаний.

Используя метод проблемного обучения на уроке, учитель физики  излагая материал и объясняя сложные понятия, создает на уроке проблемные ситуации и активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся так, что они на основе анализа фактов (фронтальный или демонстрационный эксперимент) применяют уже имеющиеся у них знания в новой ситуации, формулируют законы, самостоятельно делают выводы. [4]

Можно сделать вывод, что проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации, которая включает в себя несколько этапов: формирование проблемы, нахождение способов ее решение, решение данной проблемы, выводы и подведение итогов.

От чего зависит процесс решения проблемы? По мнению В. Оконя, от характера проблемы и сложности ее решения. «Характер проблемы определяется степенью ее сложности. Помимо простых проблем имеются и такие, которые до начала решения необходимо расчленить на частные, и только решение последних дает возможность решить главную проблему. Трудность решения проблемы двоякая. Одна заключается в том, что для решения необходимо актуализировать какую-то часть прежнего опыта, именно того, без которого решение невозможно. Другая состоит в необходимости одновременно находить новые, не известные ученику элементы (звенья), позволяющие решить проблему» [2, с. 55].

Главный этап проблемного обучения – создание той самой проблемной ситуации. На уроках физики можно использовать демонстрационный эксперимент, фронтальные опыты, экспериментальные задачи и другие.  Проблемная ситуация должна содержать противоречивую информацию, вызывать желание рассуждать, анализировать, решать, делать выводы и так далее. Например,  вопрос: «Почему тяжелое железное судно плавает на поверхности воды, а брошенный в воду камень тонет?» будет проблемным, а вопрос: «Почему тела плавают или тонут?» информационным. Последний вопрос требует лишь знаний, для того, чтобы получить ответ.

Давайте рассмотрим,  в каких случаях учитель физики может на уроке использовать метод проблемного обучения.

  1. При объяснении нового материала. К примеру, можно взять тему «Давление твердых тел, жидкостей и газов» 7 класс. Учащимся ставится проблемный вопрос или же можно обыграть как проблемную ситуацию (на усмотрение учителя): «Как объяснить тот факт, что человек,  идущий по снегу на лыжах,  не проваливается в него, а человек без лыж проваливается?» Учащиеся сразу активизируются, они будут заинтересованы в поиске ответа, они захотят узнать его. Соответственно начнут предлагать свои варианты  решения данного вопроса. Возможно,  проведут какой-либо опыт, для того, чтобы найти решение данной проблемы.
  2. При использовании физического эксперимента. К примеру,  возьмем тему 7 класса «Плавание тел». Показываем учащимся эксперимент: берем три аквариума с водой (небольших размеров), и опускаем туда, к примеру, грузики. Просим учащихся пронаблюдать, что будет происходить в трех аквариумах. И задаем вопрос: «Почему тело ведет себя по-разному в каждом аквариуме? От чего зависит поведение тела в жидкости?» Ученики предлагают множество версий, но из всех выбирают самые доказательные. Исходя из этого, зная о существовании силы тяжести и силы Архимеда, ребята приходят к выводу о соотношении  этих сил, а также связывают это с плотностью тел и жидкости.
  3. При проведении фронтальной лабораторной работы. Тема «Сила трения» 7 класс. Учителем ставится вопрос: «От чего зависит сила трения?» Для ответа на данный вопрос, учащимся нужно будет самостоятельно предложить ход работы и выбрать нужное оборудование.  Проведя небольшой эксперимент, учащиеся делают вывод и отвечают на поставленный вопрос: «От чего зависит сила трения?»

Проблемное обучение имеет ряд преимуществ по  сравнению с традиционным:

  • учит мыслить логично, творчески;
  • делает учебный материал более доказательным;
  • вызывает глубокие интеллектуальные чувства, чувство уверенности;
  • установлено, что самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания самостоятельно добытые знания быстрее можно восстановить. [1]

К недостаткам же проблемного обучения можно отнести то, что оно вызывает затруднение у учащихся, поэтому на поиск ответа уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Также проблемное обучение требует от учителя больше педагогического мастерства. Возможно,  эти обстоятельства не позволяют широко применять проблемное обучение.  Вместе с тем проблемное обучение отвечает требованиям современности: обучать исследуя, исследовать обучая. Только так и можно формировать творческую личность, т. е. реализовать основную задачу педагогического труда. [1]

Список литературы

  1. Дидактика средней школы, Проблемное обучение / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://didaktica.ru/osnovnye-napravleniya-sovremennogo-obucheniya/176-problemnoe-obuchenie.html
  2. Оконь, В. Основы проблемного обучения/ В. Оконь.- М.: Просвещение, 1968.- 106с.
  3. Перышкин, А.В. Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин.- М.: Дрофа, 2013.- 221с.
  4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», Проблемное обучение на уроках физики/ [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/584779/

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение на уроках физики»

Ромасева Юлия Андреевна, студентка «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»,

г. Красноярск



Проблемное обучение на уроках физики



Необыкновенное очарование таят в себе вопросы детей. Юный исследователь довольно часто доставляет немало хлопот взрослым, задавая им бесконечные вопросы. Более того, на некоторые из этих вопросов дети сами пробуют найти ответы, особенно тогда, когда взрослые помогают, наталкивают их на ответ. [2, c.61]

На современном уроке физике, среди усилий учителя на первый план выступает проблема активизации учащихся при помощи соответствующих методов учебно-воспитательной работы, а особенно так называемое проблемное обучение. [2, c.62]

Проблемное обучение нельзя представить как непрерывную самостоятельную работу учащихся. Данное обучение предполагает сочетание репродуктивной и творческой деятельности учащихся по усвоению знаний.

Используя метод проблемного обучения на уроке, учитель физики излагая материал и объясняя сложные понятия, создает на уроке проблемные ситуации и активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся так, что они на основе анализа фактов (фронтальный или демонстрационный эксперимент) применяют уже имеющиеся у них знания в новой ситуации, формулируют законы, самостоятельно делают выводы. [4]

Можно сделать вывод, что проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации, которая включает в себя несколько этапов: формирование проблемы, нахождение способов ее решение, решение данной проблемы, выводы и подведение итогов.

От чего зависит процесс решения проблемы? По мнению В. Оконя, от характера проблемы и сложности ее решения. «Характер проблемы определяется степенью ее сложности. Помимо простых проблем имеются и такие, которые до начала решения необходимо расчленить на частные, и только решение последних дает возможность решить главную проблему. Трудность решения проблемы двоякая. Одна заключается в том, что для решения необходимо актуализировать какую-то часть прежнего опыта, именно того, без которого решение невозможно. Другая состоит в необходимости одновременно находить новые, не известные ученику элементы (звенья), позволяющие решить проблему» [2, с. 55].

Главный этап проблемного обучения – создание той самой проблемной ситуации. На уроках физики можно использовать демонстрационный эксперимент, фронтальные опыты, экспериментальные задачи и другие. Проблемная ситуация должна содержать противоречивую информацию, вызывать желание рассуждать, анализировать, решать, делать выводы и так далее. Например, вопрос: «Почему тяжелое железное судно плавает на поверхности воды, а брошенный в воду камень тонет?» будет проблемным, а вопрос: «Почему тела плавают или тонут?» информационным. Последний вопрос требует лишь знаний, для того, чтобы получить ответ.

Давайте рассмотрим, в каких случаях учитель физики может на уроке использовать метод проблемного обучения.

  1. При объяснении нового материала. К примеру, можно взять тему «Давление твердых тел, жидкостей и газов» 7 класс. Учащимся ставится проблемный вопрос или же можно обыграть как проблемную ситуацию (на усмотрение учителя): «Как объяснить тот факт, что человек, идущий по снегу на лыжах, не проваливается в него, а человек без лыж проваливается?» Учащиеся сразу активизируются, они будут заинтересованы в поиске ответа, они захотят узнать его. Соответственно начнут предлагать свои варианты решения данного вопроса. Возможно, проведут какой-либо опыт, для того, чтобы найти решение данной проблемы.

  2. При использовании физического эксперимента. К примеру, возьмем тему 7 класса «Плавание тел». Показываем учащимся эксперимент: берем три аквариума с водой (небольших размеров), и опускаем туда, к примеру, грузики. Просим учащихся пронаблюдать, что будет происходить в трех аквариумах. И задаем вопрос: «Почему тело ведет себя по-разному в каждом аквариуме? От чего зависит поведение тела в жидкости?» Ученики предлагают множество версий, но из всех выбирают самые доказательные. Исходя из этого, зная о существовании силы тяжести и силы Архимеда, ребята приходят к выводу о соотношении этих сил, а также связывают это с плотностью тел и жидкости.

  3. При проведении фронтальной лабораторной работы. Тема «Сила трения» 7 класс. Учителем ставится вопрос: «От чего зависит сила трения?» Для ответа на данный вопрос, учащимся нужно будет самостоятельно предложить ход работы и выбрать нужное оборудование. Проведя небольшой эксперимент, учащиеся делают вывод и отвечают на поставленный вопрос: «От чего зависит сила трения?»

Проблемное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным:

  • учит мыслить логично, творчески;

  • делает учебный материал более доказательным;

  • вызывает глубокие интеллектуальные чувства, чувство уверенности;

  • установлено, что самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания самостоятельно добытые знания быстрее можно восстановить. [1]

К недостаткам же проблемного обучения можно отнести то, что оно вызывает затруднение у учащихся, поэтому на поиск ответа уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Также проблемное обучение требует от учителя больше педагогического мастерства. Возможно, эти обстоятельства не позволяют широко применять проблемное обучение.  Вместе с тем проблемное обучение отвечает требованиям современности: обучать исследуя, исследовать обучая. Только так и можно формировать творческую личность, т. е. реализовать основную задачу педагогического труда. [1]

Список литературы

  1. Дидактика средней школы, Проблемное обучение / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://didaktica.ru/osnovnye-napravleniya-sovremennogo-obucheniya/176-problemnoe-obuchenie.html

  2. Оконь, В. Основы проблемного обучения/ В. Оконь.- М.: Просвещение, 1968.- 106с.

  3. Перышкин, А.В. Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин.- М.: Дрофа, 2013.- 221с.

  4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», Проблемное обучение на уроках физики/ [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/584779/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!