СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательного интереса учащихся через создание проблемных ситуаций на уроках

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ

 

 

Нустапаева Б.А.

ФГКОУ «Кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Александра Невского»

Использование в учебном процессе новых методов обучения и воспитания способствует достижению высокого уровня обучения в российской школе. Одним из таких методов является использование учебных ситуаций.

Учебная ситуация позволяет детям с помощью учителя определить предмет своего действия, изучать его, совершая разные учебные действия, изменять его, например, переформулировать, или предлагать своё объяснение, частично запоминать [2: 36].

Целью учебной ситуации на уроке является создание такой среды, в которой учащимся комфортно себя реализовывать и получать собственную продукцию определенного качества. Время, необходимое для данной ситуации, может занимать часть урока, урок либо несколько уроков. Учитель может создавать одновременно разные учебные ситуации на одном учебном занятии.

Виды ситуаций: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг, ситуация-проблема и другие [1: 54].

Такие задания, как составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу, или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста сильным учеником слабому в паре или практическая работа могут стать учебными ситуациями. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ученик сам выполняет некоторые действия.

Проблемная ситуация должна включать в себя противоречивость информации и вызывать необходимость и желание сопоставлять, рассуждать, анализировать данные, обобщать их, т.е. искать закономерность. Так, например, вопрос «Почему тонет брошенный в воду гвоздь, а тяжелое судно плавает?» будет проблемным, а вопрос «Почему тела плавают?» будет информационным.

Традиционное обучение даёт учащимся возможность получить новые знания и тренировать память, но недостаточно направлено на развитие мышления и умения самостоятельной деятельности. Проблемные ситуации исправляют подобные недостатки, они активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют их познавательный интерес [3: 12].

Проблемным называют обучение не потому, что весь учебный материал изучается только путем самостоятельного поиска решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь может быть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и решение учащимися заданий. Но организация всего учебного процесса опирается на принцип проблемности, а постоянное решение поставленной учебной проблемы – отличительный признак этого обучения.

Проблема означает задание, задача, теоретический или практический вопрос, требующий поиска решения.

Если сравнивать проблемную ситуацию в педагогике с психологией, то она рассматривается не как состояние интеллектуального напряжения, связанного с неожиданным «препятствием для хода мысли», а как состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации, объективной недостаточностью ранее полученных учащимися знаний. Вопрос – это неожиданное затруднение, которое удивляет, озадачивает человека и активизирует умственный поиск [4: 32].

Предметные знания – это «мертвый груз», который в дальнейшей жизни не используется учениками, а умение выдвигать гипотезы, решать проблемы – это возможность гармонично сосуществовать с окружающей средой.

Когда можно использовать проблемные ситуации?

1. Например, в 5 классе на уроке истории перед учащимися ставится вопрос: «Почему в период похолодания человек смог не только выжить, но и заселить новые земли?».

Учащиеся делают предположение: людям помогала природа, они приспособились к климату, к природе, люди изобрели новые орудия труда, с помощью которых смогли справиться с трудностями. Далее проверяем эти гипотезы.

2. При использовании мысленного эксперимента:

На уроке физики по теме «Сопротивление проводника» учащиеся должны четко представлять, от каких параметров зависит сопротивление. Ученики предлагают различные параметры и логику своих рассуждений. Например, от длины проводника. Учащиеся должны хорошо понимать, что, для того чтобы найти зависимость от какого-либо параметра, необходимо остальные параметры уровнять. Чем больше длина, тем большее сопротивление приходится преодолевать электронам при прохождении по проводнику, следовательно, R1>R2. Следовательно, сопротивление прямо пропорционально длине.

Таким образом, учащиеся, имея теоретические данные, смогли предположить результат эксперимента и сделать вывод.

3. В начале урока истории можно поставить проблемное задание:

Однажды Наполеона спросили: «В чем же причина поражения непобедимой армии императора в войне с Россией 1812 года?» Из откровений Наполеона: «Холоду, раннему холоду и московскому пожару, – отвечал Наполеон. – Я ошибся на несколько дней. Я высчитал погоду за пятьдесят лет, и никогда сильные морозы не начинались раньше 20 декабря, они всегда наступали на двадцать дней позднее, чем начались в этот раз. Тысячи солдат погибли так». Отечественная война 1812 года закончилась. Так кто же помог России победить в 1812 году? Героизм народа, талант Кутузова или суровые зимние морозы?

Таким образом, создание проблемных ситуаций на уроках делает урок более значимым, так как это следует логике процесса научного познания.

В процессе решения проблемных ситуаций учащиеся сами добывают недостающие для решения знания, при этом они проходят все этапы научного познания мира: от выдвижения гипотезы до ее проверки, постигают логику открытия [5: 26].

 

Литература

1. Блудов М.И. Беседы по физике (часть 1) Учебное пособие для учащихся / под ред. Л.В.Тарасова. – М.: Просвещение, 1984.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., Питер, 2004.

3. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.

4. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М.: Знание, 1983.

5. Якса Н.В. Продуктивное взаимодействие учителя и учащихся в учебной деятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. – Саратов, 2004.

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательного интереса учащихся через создание проблемных ситуаций на уроках»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ



Нустапаева Б.А.

ФГКОУ «Кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Александра Невского»

Использование в учебном процессе новых методов обучения и воспитания способствует достижению высокого уровня обучения в российской школе. Одним из таких методов является использование учебных ситуаций.

Учебная ситуация позволяет детям с помощью учителя определить предмет своего действия, изучать его, совершая разные учебные действия, изменять его, например, переформулировать, или предлагать своё объяснение, частично запоминать [2: 36].

Целью учебной ситуации на уроке является создание такой среды, в которой учащимся комфортно себя реализовывать и получать собственную продукцию определенного качества. Время, необходимое для данной ситуации, может занимать часть урока, урок либо несколько уроков. Учитель может создавать одновременно разные учебные ситуации на одном учебном занятии.

Виды ситуаций: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг, ситуация-проблема и другие [1: 54].

Такие задания, как составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу, или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста сильным учеником слабому в паре или практическая работа могут стать учебными ситуациями. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ученик сам выполняет некоторые действия.

Проблемная ситуация должна включать в себя противоречивость информации и вызывать необходимость и желание сопоставлять, рассуждать, анализировать данные, обобщать их, т.е. искать закономерность. Так, например, вопрос «Почему тонет брошенный в воду гвоздь, а тяжелое судно плавает?» будет проблемным, а вопрос «Почему тела плавают?» будет информационным.

Традиционное обучение даёт учащимся возможность получить новые знания и тренировать память, но недостаточно направлено на развитие мышления и умения самостоятельной деятельности. Проблемные ситуации исправляют подобные недостатки, они активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют их познавательный интерес [3: 12].

Проблемным называют обучение не потому, что весь учебный материал изучается только путем самостоятельного поиска решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь может быть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и решение учащимися заданий. Но организация всего учебного процесса опирается на принцип проблемности, а постоянное решение поставленной учебной проблемы – отличительный признак этого обучения.

Проблема означает задание, задача, теоретический или практический вопрос, требующий поиска решения.

Если сравнивать проблемную ситуацию в педагогике с психологией, то она рассматривается не как состояние интеллектуального напряжения, связанного с неожиданным «препятствием для хода мысли», а как состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации, объективной недостаточностью ранее полученных учащимися знаний. Вопрос – это неожиданное затруднение, которое удивляет, озадачивает человека и активизирует умственный поиск [4: 32].

Предметные знания – это «мертвый груз», который в дальнейшей жизни не используется учениками, а умение выдвигать гипотезы, решать проблемы – это возможность гармонично сосуществовать с окружающей средой.

Когда можно использовать проблемные ситуации?

1. Например, в 5 классе на уроке истории перед учащимися ставится вопрос: «Почему в период похолодания человек смог не только выжить, но и заселить новые земли?».

Учащиеся делают предположение: людям помогала природа, они приспособились к климату, к природе, люди изобрели новые орудия труда, с помощью которых смогли справиться с трудностями. Далее проверяем эти гипотезы.

2. При использовании мысленного эксперимента:

На уроке физики по теме «Сопротивление проводника» учащиеся должны четко представлять, от каких параметров зависит сопротивление. Ученики предлагают различные параметры и логику своих рассуждений. Например, от длины проводника. Учащиеся должны хорошо понимать, что, для того чтобы найти зависимость от какого-либо параметра, необходимо остальные параметры уровнять. Чем больше длина, тем большее сопротивление приходится преодолевать электронам при прохождении по проводнику, следовательно, R1R2. Следовательно, сопротивление прямо пропорционально длине.

Таким образом, учащиеся, имея теоретические данные, смогли предположить результат эксперимента и сделать вывод.

3. В начале урока истории можно поставить проблемное задание:

Однажды Наполеона спросили: «В чем же причина поражения непобедимой армии императора в войне с Россией 1812 года?» Из откровений Наполеона: «Холоду, раннему холоду и московскому пожару, – отвечал Наполеон. – Я ошибся на несколько дней. Я высчитал погоду за пятьдесят лет, и никогда сильные морозы не начинались раньше 20 декабря, они всегда наступали на двадцать дней позднее, чем начались в этот раз. Тысячи солдат погибли так». Отечественная война 1812 года закончилась. Так кто же помог России победить в 1812 году? Героизм народа, талант Кутузова или суровые зимние морозы?

Таким образом, создание проблемных ситуаций на уроках делает урок более значимым, так как это следует логике процесса научного познания.

В процессе решения проблемных ситуаций учащиеся сами добывают недостающие для решения знания, при этом они проходят все этапы научного познания мира: от выдвижения гипотезы до ее проверки, постигают логику открытия [5: 26].


Литература

1. Блудов М.И. Беседы по физике (часть 1) Учебное пособие для учащихся / под ред. Л.В.Тарасова. – М.: Просвещение, 1984.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., Питер, 2004.

3. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.

4. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М.: Знание, 1983.

5. Якса Н.В. Продуктивное взаимодействие учителя и учащихся в учебной деятельности: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. – Саратов, 2004.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!