СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит творческие задания

Просмотр содержимого документа
«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Конспект урока по русскому языку



Тема урока: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.


Задачи урока:


- Обучающие:

1. Повторить и обобщить известные сведения по орфографии через работу по плану – алгоритму.

2. Формировать орфографическую зоркость через практическую деятельность.


- Развивающие:

1. Способствовать развитию мышления через построение умозаключений.

2. Развивать фонематический слух через выполнение звуко-буквенного анализа слова.

3. Развивать речь учащихся через построение монологических высказываний.

4. Развивать письменную речь через творческую работу.

5. Обогащать словарный запас учащихся и развивать навык точного употребления слов в речи через работу со словарем.


Воспитательные:

  1. Воспитывать у учащихся интерес к предмету через подбор занимательного материала.

  2. Формировать творческий интерес к выполнению заданий через разноуровневые форму работы.

  3. Воспитывать интерес к чтению дополнительной литературы через самостоятельное использование дополнительных источников литературы.



Планируемые результаты:

УУД:

Личностные:

- проявлять учебно-познавательный интерес  к учебному материалу и  способам решения новой задачи;

- иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению русского языка;

- осознавать практическую значимость изучения русского языка;

- применять правила делового сотрудничества;

- быть внимательным к строю русского языка, смысловым нюансам


Предметные:

-проверять слова с непроизносимыми согласными;

- подбирать родственные слова; 

- делить слова  на группы по видам орфограмм;

- пользоваться орфографическим и этимологическим словарями


Регулятивные:

- определять, формулировать  учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;

- работать по предложенному плану, используя необходимые средства;

-  организовывать своё рабочее место и работу.

Коммуникативные:

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи; 

- обосновывать высказанное суждение; 

- уметь задавать уточняющие вопросы

Метапредметные:

Умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщения, умозаключения, объяснять выбор действий, личную позицию, действовать по алгоритму; умение планировать и прогнозировать свои учебные действия, контролировать и оценивать свою деятельность, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.






Учитель

Ведущие ученики

Весь класс

Компьютер


- Итак, мы продолжаем путешествовать по стране Орфографических знаний. В этой стране много законов, без знания которых не возможно стать грамотным человеком. Постараемся доказать, что мы знаем эти законы. В добрый путь!

- Девиз урока: “Грамоте учиться - всегда пригодится”.









- Девиз урока: “Грамоте учиться - всегда пригодится”.


А теперь, ребята, откроем тетради, запишем число, классная работа.

2.Рефлексия. На полях в тетради нарисуйте свое настроение. Если отличное настроение – красным, хорошее – зеленым, плохое  - синим.


отличное настроение – красным,

хорошее – зеленым,

плохое  - синим.



3. Целеполагание, создание проблемной ситуации / создание условий  для определения детьми темы и целей  урока; создание условий для решения проблемной ситуации.

У.- Ребята, расшифруйте слова, которые записаны на доске.



У.- Как вы думаете, что общего у этих слов?

У: Какие звуки не произносятся?

У: Как можно назвать такие звуки?

У: Ребята, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока?

оснлец- солнце

дрзайвству-здравствуй

есмтьнотс-местность

есрцде-сердце

(Ответы детей)



Д: Не все звуки произносятся.

Д: Звуки [т],[в],[л],[д].

Д: Непроизносимые согласные.

Д: Закрепление знания о правописании слов с непроизносимой согласной.

оснлец- солнце

дрзайвству-здравствуй

есмтьнотс-местность

есрцде-сердце







У: Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся

Но пишутся в тетрадке.







III. Работа над темой урока.

Чтобы попасть в страну Орфографических знаний надо сдать два экзамена:

а) на умение красиво писать (минутка чистописания);
б) на знание законов этой страны (опросник).




  1. Минутка чистописания.

Чистописание / создание условий по формированию каллиграфического написания.

Давайте ребята, чтобы согласные не играли с нами в прятки, запишем их в тетрадке.

Тт Вв Лл Дд

(соединения записаны на доске)

Тт Вв Лл Дд




На прошлом уроке при выполнении самостоятельной работы была допущена ошибка в написании слова УСТНЫЙ.

Давайте еще раз вспомним, какое же проверочное слово нужно подобрать, чтобы не ошибиться в написании.











уста



- А что обозначает это слово?





Ольга:

Из толкового словаря я узнала, что слово уста – архаизм, устаревшее слово и оно обозначает – рот, губы.

Но в современной лексике это слово встречается и сейчас:

Устами младенца глаголет истина.

Вашими бы устами да мед пить.


Устами младенца глаголет истина. - пословица

Вашими бы устами да мед пить.


Запишите это слово в тетрадь и рядом запишите транскрипцию этого слова.

Юрий у доски

Устный – (усный) – 6 б, 5 зв.




Давайте устно выполним звукобуквенный анализ этого слова

Цепочкой характеризуют звуки.




Для чего нужно уметь правильно выполнять звуко – буквенный анализ слов?

Это помогает правильно соотносить количество букв и звуков и грамотно писать




На какую орфограмму это слово?

Непроизносимые согласные в корне слова



- Что нужно знать, чтобы при написании слов не потерять букву, обозначающую непроизносимый согласный звук или не написать лишнюю букву?

Нужно знать правило.




Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук стал произносимым.



А какие способы проверки вы знаете к словам с непроизносимыми согласными?

Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:

- согласный звук произносится на конце слова (вестник – весть)

- согласный звук произносится перед гласным звуком:

(вестник – вести)

Проверочные однокоренные слова, в которых



согласный звук согласный звук

произносится произносится

на конце слова перед гласным

звуком


Ученики нашего класса провели исследовательскую работу и подготовили для всего класса самостоятельную работу над произведениями А.С.Пушкина.

Вот что они заметили.


Портрет А.С. Пушкина



Денис

Мы исследовали «Сказку о царе Салтане и о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче…» В этой сказке А.С.Пушкин использовал слова с непроизносимыми согласными 35 раз.




Мы предлагаем вам выполнить самостоятельную работу:



























Как называются слова в парах ? - синонимы

1. Чтобы выполнить следующее задание мы обратимся к сказке Сергея Александровича Пушкина (приём “ловушка”). Хотелось бы посмотреть помните ли вы слова поэта.

Видит: весь, сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С печальной думой на лице.

Добрый день, князь ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день пасмурный?
Опечалился чему?

- Узнали сказку? Замените подчёркнутые слова синонимами с непроизносимой согласной, и тогда получится текст, который был у Пушкина.

(Запись на доске и в тетрадях):

печальной – грустной

добрый день – здравствуй

пасмурный – ненастный





2 . подобрать проверочное слово и вставить нужную букву.


____________ - здра?ствуй

____________ - прекрас?ный

____________ - ненас?ный

____________ - поз?ний

____________ - страс?ный

____________- грус?ный

____________ - чес?н`ой



Самопроверка:

- Проверьте, правильно ли вы вставили буквы.

- Кто справился с заданием без ошибок?

- У кого 1 ошибка?

- У кого 2 ошибки?

- Кому было трудно?

- Кто подобрал другие проверочные слова?



здоровье – здравствуй

прекрасен - прекрасный

ненастье – ненастный

опаздывать – поздний

страсть – страстный

грусть – грустный

честь - честн`ой


- Посмотрите на данные слова и скажите, какое слово лишнее? Почему?

Прекрасный. В нем не слышится и не пишется согласный звук.





А какие вы еще знаете слова


Не чудесно, не прекрасно

А ужасно и опасно

Букву т писать напрасно

В словах вкусный, интересный


Выборочный диктант. Запишите слова с непроизносимым согласным в корне, которые я нашла в стихотворениях известных поэтов.



Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный? (А.С.Пушкин)

Поздняя осень была любимой порой поэта А.С.Пушкина, и он писал:

Дни поздней осени

Бранят обыкновенно,

Но мне она мила…





Тест по теме: «Непроизносимые согласные» (письменно






















Тест по теме: «Непроизносимые согласные» (письменно)

1.НАЙДИТЕ СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ 
 у)  ТРОСТНИК,  МЕСТНЫЙ, ОКРЕСТНОСТЬ 
 б)  ДОРОЖКА,  ПОДРУЖКА , ЗЕЛЁНЫЙ
 г) ЗЕЛЁНЫЙ,  ГОЛОСИСТЫЙ, ШАПКА 

2. ВЫБЕРИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО К ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ ПОЗДНИЙ 
а)  ПОЗДНЯЯ 
н)  ПОЕЗДА 
м)  ОПОЗДАЛ 

3.В КАКОЙ СТРОЧКЕ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА? 

н)  ЧУДЕСНЫЙ – ЧУДО, МЕСТНЫЙ - МЕСТО
к)  ОКРЕСТНОСТЬ – ОКРЕСТНЫЙ, ЧЕСТНЫЙ - ЧЕСТНО 
л)  ПРЕЛЕСТНЫЙ – ПРЕЛЕСТИ,  ПРЕКРАСНЫЙ – ПРЕКРАСНО 

4. В КАКОЙ СТРОЧКЕ ВСЕ СЛОВА С ОШИБКАМИ? 
а)  ЗДРАВСТВУЙТЕ,  МЕСТНЫЙ,  ЯСНЫЙ 
о)  МЕСТНЫЙ,  ОКРЕСТНОСТЬ,  ЧУСТВА 
и)  КАПУСНЫЙ,  СОНЦЕ, ПРАЗНИК, ЧУСТВО

5. В КАКОМ СЛОВЕ ДОПУЩЕНА ОШИБКА? 
й)  КАПУСТНЫЙ 

щ)  ПРАЗДНИЧНЫЙ 
ц) ЧУСТВЕННЫЙ 

6.  В КАКОМ СЛОВЕ НЕТ НЕПРОИЗНОСИМОГО Т?

 я)  УЧАС*НИК

  а)  РЕС*НИЦЫ

  ю)  ПАС*БИЩЕ

ПРОВЕРКА

  1.   у

  2.  м

  3.  н

  4.   и

  5.  ц

  6.   а





Три ученика выполняют тест по компьютеру





Работа над деформированным предложением (письмо с комментированием).

– А вот еще одно задание от жителей этой страны. Расшифруйте эту запись.

наступит, праз(?)ник, скоро, будет, в, радос(?)ный, большая, зале, ст(?)ять, елка, прекрас(?)ная

– Что здесь зашифровано? (2 предложения.)

– О каком празднике говорится?

Запись с комментированием с места.





Молодцы


У нашей сказки счастливая развязка.


Как понимаете это выражение

Все ученики старались и результаты у всех хорошие.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!