СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе на тему: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского  языка в  5 классе на тему: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе на тему: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»»

Предмет: Русский язык 5 класс

Рабочие программы

Русский язык. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других.

5-9 классы М. Просвещение, 2016

УМК

Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.

Русский язык. В 2-х частях.

5 класс.

М.: Просвещение ,2015г

Тема урока: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель:

Формирование мотивации к обучению, познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ, умения «видеть» орфограмму «непроизносимый согласный в корне слова» и умения пользоваться способами проверки .



Задачи урока:

1. Развитие познавательных, логических УУД на основе формирования общего приема умственных действий при написании слов с непроизносимыми согласными в корне слова.

2. Развитие регулятивных УУД контроля и оценки на основе соотнесения результатов собственной деятельности с образцом.

3. Развитие коммуникативных УУД умения слушать и вступать в диалог, учитывать позицию партнера по общению в процессе работы в парах.


Планируемые результаты

Предметные: научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова, пользоваться способами проверки

Метапредметные:

Познавательные: учиться анализировать, сравнивать, классифицировать

Регулятивные: применять метод информационного поиска

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение, свою позицию

Личностные: формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной деятельности


Оборудование урока: карточки для учащихся, листы самооценивания, компьютерная презентация.


План урока:

1. Мотивация к учебной деятельности – 1 мин.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии – 7 мин.

3. Построение проекта выхода из затруднения – 5 мин.

4. Реализация построенного проекта – 5 мин.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 6 мин.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону –6 мин.

7.Включение в систему знаний и повторение – 10 мин.

8. Рефлексия учебной деятельности – 5 мин.

Ход урока



Этап урока

Методы, формы, приемы работы


Содержание педагогического взаимодействия


Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



1.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности




Метод: словесный

Форма:

беседа

Прием: использование крылатого выражения

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодня на уроке нас ожидает большая работа, и я от вас жду серьезного отношения и хороших результатов. Недаром один мудрый человек сказал: «Терпение и труд - успеха громкого начало»

-Каким вы хотели бы видеть сегодня урок русского языка?

-Откройте тетради, запишите число.







Отвечают на вопросы учителя

Учащиеся записывают число

Личностные УУД

Метапредметные УУД

(коммуникативные)

Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности

Развитие умения правильно излагать свои мысли в устной форме.


2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Метод: практический

Форма:

работа в парах

Прием: «лингвистические задачи», самопроверка по образцу

- Сейчас вы будете работать в парах.

- Чтобы работа получилась, какие умения необходимы?

-Возьмите карточку и прочитайте слова, вставьте в «волшебные» скобки звуки, которые слышите, а в тетради в столбик запишите сами слова

зве[__]ый,

гря[__]ый,

гру[__]ый,

опа[__]ый,

здра[__]уй,

преле[__]ый,

чуде[__]ый,

изве[__]ый,

вку[__]ый,

сча[__]ливый


- Проверим. Слайд 1






- Почему в некоторых словах произношение и написание расходятся?



- В какой части слова находятся непроизносимые согласные?

- Докажите, выделив корень в написанных вами словах.

Отвечают на вопросы учителя



Вставляют звуки, записывают слова в тетрадь.




















Оценивают свою работу по критериям






Отвечают на поставленный вопрос (непроизносимые согласные)

Отвечают на поставленный вопрос (в корне)

Работают в тетради.

Метапредметные УУД

(коммуникативные)









Предметные УУД













Метапредметные УУД

(регулятивные)





Метапредметные УУД

(познавательные)




Предметные УУД

Умение слушать и вступать в диалог, учитывать позицию партнера по общению.

Совместное выполнение задания в паре, умение формулировать собственное мнение, свою позицию.




Развитие умения различать одинаково произносимые слова с разным написанием.












Развитие действия контроля:

проверка по образцу, оценивание своей работы по заданным критериям



Развитие умения сравнивать






Развитие умения выделять части слова


3. Построение проекта выхода из затруднения.

Метод: проблемный

Форма:

коллективная

Прием: формулирование темы и целей урока

-Я предлагаю вам сформулировать тему урока самостоятельно.

- Запишите тему урока в тетрадь.











- Определите цель предстоящей работы на уроке.

Слайд 2





- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимого согласного в корне слова?

- Давайте сравним ваш вывод с теорией учебника.

Несколько учащихся отвечают на поставленный вопрос.

Записывают тему урока (Правописание непроизносимых согласных в корне слова)


Несколько учащихся озвучивают предложение о цели урока.


Отвечают на поставленный вопрос



Работают с учебником


Метапредметные УУД (регулятивные)











Метапредметные УУД

(коммуникативные)

Предметные УУД

Развитие умения определять цели предстоящей учебной деятельности





Развитие умения правильно излагать свои мысли в устной форме.


Закрепление умения видеть опознавательные признаки данной орфограммы;

продолжить работу по формированию умения определять данную орфограмму в словах и подбирать проверочные слова.


4.Реализация построенного проекта

Метод: исследовательский

Форма:

коллективная

Прием: составление плана работы, действие по алгоритму

- Предлагаю составить порядок работы с орфограммой.

Перед вами «перепутанный» алгоритм, укажите последовательность своих действий, вставив номера в правильном порядке.

Слайд 3

Слайд 4


Работают с алгоритмом

Метапредметные УУД (регулятивные, познавательные)


Формирование умения планировать свою деятельность.

Развитие логического мышления.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Метод: практический

Форма:

индивидуальная

Прием:

работа у доски, самостоятельная работа

- А сейчас мы будем работать с упражнением № 47 учебника, используя алгоритм.

Один учащийся работает у доски, проговаривая проверочные слова, остальные в тетрадях.

Предметные УУД



Метапредметные УУД (регулятивные)


Развитие умения правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

Развитие умения работать по алгоритму, пользоваться способами проверки.


6.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

Метод: практический

Форма:

индивидуальная

Прием: самостоятельная работа с взаимопроверкой

- Вы работали все вместе, а сейчас поработайте самостоятельно. Вы получили карточку с заданием. Словосочетания записываем в тетради.

- Измените словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными:

Город в области, завод-гигант, котлета из капусты, поступок чести, день радости.

*Для тех, кто затрудняется, предлагается карточка-помощник:

Слова-подсказки: радо[сн]ый, обла[сн]ой, чес[сн]ый, гига[нск]ий, капу[сн]ая.

- Проверьте работу друг друга по образцу.

Слайд 5


Учащиеся работают самостоятельно, записывая словосочетания.












Выполняют взаимопроверку

Предметные УУД















Метапредметные УУД (регулятивные)


Закрепление умения правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне, изменять словосочетания.












Развитие умения пользоваться способами проверки. Контроль форме сличения результата с заданным эталоном.


7.Включение в систему знаний и повторение

Метод: практический

Форма:

индивидуальная

Прием: самостоятельная работа

- А сейчас предлагаю самостоятельно поработать с упражнением № 49. Внимательно прочитайте задание к упражнению, все ли вам понятно? На работу вам отводится 10 минут. В конце урока вы сдаете тетради.

Работают самостоятельно с упражнением учебника

Предметные УУД


Закрепить умение обозначения орфограммы (согласный) в корне слова, формировать умение определять вид орфограммы (согласный) в корне, применять правило, обеспечивающее правильный выбор написания.

8. Рефлексия учебной деятельности.

Метод: словесный

Форма:

беседа, индивидуальная

Прием: заполнение листов самооценивания

- Какова была цель урока? Мы ее достигли?


- Предлагаю заполнить листы самооценивания.

- Теперь откройте дневники и запишите задание на дом: параграф 10, упражнение № 48. прочитайте задание, у кого возникли вопросы?

Отвечают на поставленные вопросы.

Заполняют листы самооценивания.

Записывают в дневниках домашнее задание.

Метапредметные УУД (регулятивные)


Развитие умения соотносить итоги урока с намеченным планом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!