СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Участник конкурса «45 минут» образовательного сайта www.thesis.kz хештег #45thesiskz. Урок русского языка в 5 классе на тему: "Непроизносимые согласные в корне слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова (углубленное повторение).

Цель урока: повторить и совершенствовать умения проверять и правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

Задачи:

1)  предметные: вспомнить опознавательные признаки данной орфограммы; продолжить работу по формированию умения определять данную орфограмму в словах и подбирать проверочные слова;

развитие речи: определение стиля речи, темы, основной мысли текста, средств художественной выразительности.

2) метапредметные :корректировать и развивать познавательные способности;логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);умение связно и грамотно излагать свои мысли;

внимание, память, эмоциональную сферу;коммуникативные качества речи;

3) личностные: формировать положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка;воспитывать уважительное, бережное отношение к родному языку; формировать  умение рационально использовать время;

Тип урока: урок-игра.

Методы: постановка проблемных вопросов.        

Формы работы: индивидуальная, работа в парах.

Виды контроля: фронтальный письменный и устный, взаимопроверка, самопроверка.

Просмотр содержимого документа
««Участник конкурса «45 минут» образовательного сайта www.thesis.kz хештег #45thesiskz. Урок русского языка в 5 классе на тему: "Непроизносимые согласные в корне слова"»

Разработка урока русского языка в 5 классе

учителя русского языка и литературы

Капитановой О.М.

КГУ «Средняя школа № 12»

акимата города Рудного


Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова (углубленное повторение).

Цель урока: повторить и совершенствовать умения проверять и правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

Задачи:

1) предметные: вспомнить опознавательные признаки данной орфограммы; продолжить работу по формированию умения определять данную орфограмму в словах и подбирать проверочные слова;

развитие речи: определение стиля речи, темы, основной мысли текста, средств художественной выразительности.

2) метапредметные :корректировать и развивать познавательные способности;логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);умение связно и грамотно излагать свои мысли;

внимание, память, эмоциональную сферу;коммуникативные качества речи;

3) личностные: формировать положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка;воспитывать уважительное, бережное отношение к родному языку; формировать умение рационально использовать время;

Тип урока: урок-игра.

Методы: постановка проблемных вопросов.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах.

Виды контроля: фронтальный письменный и устный, взаимопроверка, самопроверка.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, мультимедийная презентация, оценочные листы.

ХОД УРОКА

Орг.момент.

I. Психологический настрой учащихся перед работой.

Сегодня школа непростая,

Здесь детективов обучают.

Развивать у всех должна

Наблюдательность она,

Память, логику, вниманье.

Впереди у вас заданья:

Постарайтесь всё понять,

Чтобы тайны открывать!

Учитель:-Итак, как вы уже поняли, урок у нас необычный. Сегодня мы с вами будем настоящими детективами.

- Ребята, а кто такой детектив? (человек, ведущий расследования преступлений).

- Какими качествами он должен обладать?(иметь зоркий глаз, быть внимательным).

- И если мы с вами детективы, то наш класс будет называться «Детективное агентство».


II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: - В наше агентство обратились за помощью буквы из страны Фонетика, они прислали письмо. Вот о чем в нем говорится:

До чего ж сегодня день чудесный,

Сонце в небе празнично горит,
Освещаетсонце нашу месность,
И теплом своим серца бодрит,
Но лежит на пасбище корова,
Грусно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«Здраствуйте!» - сегодня не сказал.

- Что-то случилось с этим текстом, ребята, что с ним не в порядке? (в словах пропущены буквы).

По-моему, тут вмешалась злая волшебница Безграмотность, спрятавшая буквы.

- Ребята, что общего у букв, пропущенных в тексте стихотворения? (непроизносимые согласные).

Иногда согласные играют с нами в прятки,
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

III. Постановка учебной задачи.

У:- Сегодня на уроке мы будем заниматься расследованием пропажи непроизносимых согласных

звуков. Что для этого нам нужно сделать?

  • Вспомнить определение непроизносимых согласных звуков.

  • Знать непроизносимые согласные (т, д, л, в) и правило проверки слов с непроизносимыми согласными.

  • Уметь правильно определять данную орфограмму и подбирать проверочные слова.

-Ребята, это будут задачи, стоящие перед вами на уроке, постарайтесь разрешить их. А в конце занятия мы проверим, получилось ли это нам.

- У каждого из вас есть маршрутный лист. Каждое правильно выполненное задание приносит вам баллы, которые вы записываете в маршрутный лист. Во время подведения итогов урока вы суммируете набранные баллы и получите оценку за урок.


IV. Обобщение и систематизация знаний.

У: - Мы, как настоящие детективы, должны помочь потерявшимся звукам - срочно приступаем к работе!Каждый детектив должен иметь блокнот для записи, пусть это будут ваши рабочие тетради. А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать, чтобы потом самому не запутаться в своих записях. Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело (запись даты, темы урока).


V.Словарно-орфографическая работа «Опознание улик»

- На место преступления были найдены следующие улики - транскрипции каких-то слов, прочитайте их и запишите в блокнот.

  [лэсница], [чуства],  [празник].

- Какие слова вы записали? (лестница, чувство, праздник) 

- Как должны быть записаны эти слова, давайте проверим их написание по орфографическому словарю.

- Кто написал правильно? Кто ошибся?

- Какие буквы вы забыли написать? (непроизносимые согласные)

- Запоминаем написание этих слов.

- Какие согласные называют непроизносимыми? В русском языке есть слова, в середине которых имеется не менее трёх согласных. Это называется стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся. Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Это согласные в, д, л, т. Написание таких согласных надо проверять. Чтобы проверить написание непроизносимых согласныхв, д, л, т, надо подобрать однокоренные проверочные слова, в которых эти звуки произносятся отчётливо.


VI.Закрепление орфограммы«Очная ставка свидетелей»

У:- Молодцы, ребята, опознали улики. А мы продолжаем нашу работу. И вызываемсвидетелей- это проверочные слова. Они утверждают, что помогут опознать исчезнувшие непроизносимые согласные.

- Выполните следующее задание: перед вами слова (звез…ный, ужас…ный, чудес…но, чес…ный, ус…но, поз…но, парус…ный, прелес…ный, яс..ный, капус..ный, прекрас..ный), запишите их, вставляя пропущенные буквы,рядом запишите проверочные слова.

(Ученик самостоятельно работает у доски).


VII.Закрепление орфограммы «Сбор вещественных доказательств»

У:-Ну вот наши улики и превратились в вещественные доказательства. Необходимо разобрать записанные в тетрадь слова. В синюю коробку мы будем откладывать слова с проверяемыми согласными в корне слова, а в красную коробкуслова с непроверяемыми согласными в корне слова.

(подчеркнуть синим, красным карандашами соответствующие слова)

Синяя коробка: звёздный, честный, устно, поздно, прелестный, капустный.

Красная коробка: лестница, чувство, праздник.

-Какие слова вы не положили в коробки? Почему?ужасный, чудесно, парусный, ясный, прекрасный.Хотя в некоторых словах есть стечение согласных, но нет непроизносимых букв.Всякий раз, если написание вызывает сомнение, нужно подбирать проверочное слово.


Физминутка.

У:- Итак, мы с вами на месте преступления. Только что собрали улики. Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики. Но чтобы не оставить своих отпечатков пальцев, которые впоследствии могут спутать с отпечатками преступника, давайте наденем перчатки.

(пальчиковая гимнастика, на каждый пальчик надеваем перчатки, поправляем).


VIII.Словарная работа (проводится подготовленными учащимися)

1.Мы расскажем вам о происхождении слов: ровесник и сверстник.

РОВЕСНИК – образовано от ровесный "одинаковый по годам", от той же основы, что "ровный",то есть прожили равное количество вёсен. 

СВЕРСТНИК – образовано от съвьрстьный "одинаковый по возрасту", того же корня, что "верста", то есть прошли одинаковое количество вёрст.

2. ЗДОРОВЫЙ - похожий на дерево (по высоте, крепости), общеславянское, от dorvo - дерево, та же основа, что и в слове "драть" (первоначальное значение - "выдранное").


IX.Закрепление орфограммы«Следственный эксперимент»

У:-А сейчас мы проведемследственный эксперимент.Найдите ошибки в стихотворении, исправьте их.(Ученик работает у доски, класс исправляет ошибки на карточках).

До чего ж сегодня день чудесный,

Сонце в небе празнично горит,
Освещаетсонце нашу месность,
И теплом своим серца бодрит,
Но лежит на пасбище корова,
Грусно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«Здраствуйте!» - сегодня не сказал.

До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте! » сегодня не сказал.


X.Самостоятельная работа «Зоркость детектива»

Образуйте словосочетания прилагательное + существительное по образцу:

жалость + взгляд жалостный взгляд

вирус + заболевание, интерес + урок, доблесть + герой, опасность + дорога, вкус+ обед, ужас + вид.

Взаимопроверка.

У:-А теперь проверьте работы у соседа по парте. Не забывайте, что вы очень внимательные детективы.Если задание выполнено правильно, поставьте балл.

Физминутка

- Если я назову слово, в котором встретится непроизносимый согласный звук, вы поднимаете руки вверх и тянетесь вверх. А если в слове все звуки произносятся, то выполняете три наклона вперёд, доставая руками ступни ног. Называю слова:здравствуй, овраг, сердце, рукав, завистливый, вестник, капуста, свистнул, осень, лестница, поздно.



XI. Итог урока.

У:-Внекоторых словах русского языка пропущены согласные буквы. А почему всё-таки исчезают отдельные звуки? (несколько согласных звуков подряд бывает очень трудно произносить, вот мы упрощаем их произношение, не произнося некоторые звуки, а написание их упрощать нельзя).

- Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные. (В, Л, Д, Т)

- Где находятся непроизносимые согласные? В какой морфеме? (В корне слова.)

-А как узнать, есть непроизносимый согласный в слове или нет? (Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы этот звук произносился четко и ясно).

- Всегда ли можно объяснить правописание непроизносимых согласных? (Не всегда, в словах лестница, чувство, праздник правописание согласных надо запомнить. Это словарные слова).

– Что нужно знать и помнить, чтобы писать слова с изучаемой орфограммой без ошибок?

Алгоритм на карточке:

1. Знать правило. 
2. Правильно подбирать проверочные слова, чтобы ясно слышать непроизносимый согласный.
3. Уметь обращаться со словарём.

Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать не ясно нам…
Чтоб знать, как написать
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.

XII. Рефлексия

У:-Было ли для вас на уроке что-то новое? Что?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Кто с ней справлялся легко? Кому было трудновато?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

–А у меня еще и письмо прилагается: «Вы хорошие детективы, справились с заданием, вернули непроизносимые согласные буквы на место. злая волшебница Безграмотность».

Что ж, буквы вернулись на свои места, дело можно считать закрытым. Вы хорошо работали на уроке, поэтому наше агентство получает удостоверение «Настоящего детектива».


XIII. Домашнее задание (разноуровневое):

выучить правило параграфа

оценка «5» - из любимого произведения выписать примеры слов на изученное правило, 15 слов, подобрать к ним проверочные слова.

оценка «4» - упражнение учебника


Выставление оценок за урок.

Чтение оценочных листов.

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех!

Вы справились с заданьями,

Блеснули своими знаньями,

Испытания прошли

И преступника нашли!


Прозвенит сейчас звонок,

Он закончит наш урок.
Не прошёл для вас он зря,
Вам понравилось, друзья?









Алгоритм

Как пользоваться правилом.

1. Произнеси слово. Слышишь ли ты рядом несколько согласных звуков? Например: лесной – звуки [сн ], гигантский – звуки [нс ].

2. Проверь, есть ли в словах непроизносимый согласный звук. Для этого подбери однокоренное проверочное слово. Лесной – лес, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем лесной.

Гигантский – гигант. Появился звук [т]. Пишем гигантский.

3. Напиши слово.

4. Проверь написание: обозначь орфограмму. гигантский – гигант








Оценочный лист.


№ задания

Работа на уроке

Балл

за задание


Твои баллы

1

Опознание улик

3



2

Очная ставка свидетелей

5


3

Сбор вещественных доказательств

3


4

Следственный эксперимент

5


5

Зоркость детектива

5



Общее

кол-во баллов


21


Оценка



«5» - 19 - 21 баллов

«4» - 15 - 18 баллов

«3» - 11 - 14 баллов

«2» - 0 - 10 баллов


Твоя оценка



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!