Тема урока Непроизносимые согласные в корне слова
Цель: учить правописанию слов с непроизносимыми согласными, совершенствовать умение подбирать проверочные слова, учить высказывать свою мысль, учить самооценке своих действий
Задачи урока:
- дать понятие о непроизносимых согласных.
- научить подбирать проверочные слова к словам с непроизносимыми согласными;
- развивать навык представления в виде схемы «кластер»;
- развивать коммуникативные навыки через работу в группе;
- воспитывать ответственность за собственное обучение.
Ожидаемый результат
Умеют выделять в словах непроизносимые согласные.
Умеют подбирать проверочные слова.
Умеют сотрудничать в группе.
Умеют слушать друг друга, высказывать свои мнения.
Основные понятия Непроизносимые согласные
Основная идея урока (ключевая идея)
Использование стратегий критического мышления поможет расширить учащимся знания о корневых орфограммах.
Ресурсы : Учебник «Русского языка», рабочая тетрадь, карточки для оценивания, разноуровневые карточки
Организационный момент. Создание коллаборативной среды.
Звенит, заливается школьный звонок
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно даётся учение!
(Пожелание хорошего настроения на весь урок)
Актуализация знаний учащихся. Формулирование темы урока .
- Какая часть слова главная?
- Что такое корень слова?
- Какие орфограммы в корне слова вы знаете?
Работа в группе
- Перед вами лежат слова. Разделите слова на группы по определенному признаку: гри…, чес…ный, шка…, в…р…на, хо…ей, б…гун, жу…ать, р…бина, в…зать, килогра…, яг…да, мес…ный, д…бро, радос…ный.
- Объясните свой выбор. (1 человек от группы объясняет одну орфограмму, другие группы оценивают с помощью большого пальца)
- Почему вы думаете, что слова ворона и ягода – словарные лова? - Верно, ли что слова добро, вязать, рябина объеденены одним правилом? – Как проверить безударную гласную?
– В чем разница между словарными словами и словами с проверяемой безударной гласной?
– Дайте объяснение, почему слова гриб, шкаф отложили в одну группу?
- Что вы можете сказать про слова: чес…ный, мес…ный, радос…ный?
- Подумайте в группе, что необычного в этих словах? (возникновение проблемной ситуации)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какую цель мы ставим перед собой? (Мы познакомимся с новой орфограммой в корне слова – непроизносимые согласные. Мы должны научиться отличать слова с непроизносимой согласной от слов на другие орфограммы, уметь подбирать проверочные слова к словам с непроизносимой согласной и писать их правильно)
Открытие способа решения орфографической задачи. Групповая работа.
- Какой способ решения этой задачи вы можете предложить. Договоритесь кто из вас будет отвечать, постарайтесь не повторять друг друга.
(оцените работу групп)
Поиск решения. Совместное открытие знаний.
- Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете?
- Вот как на этот вопрос ответили герои сказки. Послушайте её.
(Дети слушают сказки о согласных звуках)
Согласные звуки затеяли игру в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!
Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина.
Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.
Вдруг один звук говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.
- Что вы узнали из сказки?
- Так как же найти звук, который не произносится, но пишется?
- Как будем проверять слова с непроизносимой согласной?
- Вернемся к нашим словам: чес…ный, мес…ный, радос…ный
- Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования?
(с каждым словом работает отдельный ребенок)
- Объясните свой выбор.
- Сделайте вывод о том, как поверить слова с непроизносимой согласной. (Надо изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко. Непроизносимый согласный звук будет чётко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной)
- Давайте сравним свой вывод с выводом учебника.
- Всегда ли в стечениях согласных в корне слова пишется непроизносимая согласная?
Чтение правила по учебнику
- Расскажите правило друг другу. (Работа в парах. Оценивание «Скалолаз»)
Физминутка.
Построение алгоритма действий при возникновении затруднения
- Как мы будем работать с данной орфограммой? (составим алгоритм работы)
Алгоритм работы над орфограммой
1.Прочитать и внимательно послушать слово.
2.Убедиться, есть ли в слове непроизносимый согласный или нет.
3.Подобрать однокоренное слово (имя существительное или имя прилагательное, или глагол), так чтобы эта согласная хорошо слышалась.
4.Если в сочетаниях -стн-, -здн-, -вст-, при подборе проверочного слова согласный звук не слышится, то писать его не надо, а если слышится – пиши.
5.Записать слово.
6.В некоторых словах, нельзя проверить написание согласного, такие слова надо запомнить.
- Какие слова с непроизносимыми согласными пропущены в пословицах?
Пословицы
|
Проверочные слова
|
….. встанешь – мало сделаешь
|
|
Человек трудолюбивый – самый ….
|
|
Тайна, ….. троим, еже нетайна.
|
|
- Прочитайте пословицы, которые получились.
- Как правильно записать вставленные слова. Можете воспользоваться подсказкой. (сильные учащиеся делают самостоятельно, для слабых – карточка подсказка)
Счастливы счастье
Опоздать поздний
Известие вестник
|
- Оцените свою работу. (Дети на полях рисуют зеленый, желтый или красный кружки.
Зеленый – задание для меня легкое; желтый – задание для меня оказалось не таким уж легким, мне было трудно, но я справился; красный – задание оказалось слишком трудным)
Самостоятельное использование алгоритма (применение новых знаний) групповая работа.
-Сейчас, самостоятельно выполните задание, а затем по «Вертушке» проверьте его в своей группе, т.е. обменяйтесь тетрадями, способами выполнения задания.
Капус…ный - …. Хрус…нуть - ….
Влас…ный …. Звёз…ный -…
Завис…ливый - … грус…ный - …
- Оцените работу (нарисовать смайлик в тетради на полях. Вслух выслушать несколько учеников. Они аргументируют правильность ответов)
Физминутка игра «Проверь»
Учитель: солнце - руки вверх
Дети: солнышко
Учитель: звёздный – руки в стороны
Дети: звезда
Учитель: счастливый – руки вперёд
Дети: счастье
Учитель: чудесный – руки внизу
Дети: чудеса
Самостоятельное выполнение заданий по карточкам разного уровня.
Лёгкое задание
Прочитай. Найди в стихотворении слова с непроизносимыми согласными и проверочные слова. Запиши их парами.
И бьётся сердце радостней
И радость так сердечна
Что скуке места рядом с ней
Не может быть, конечно.
Средней трудности
Прочитайте слова с непроизносимой согласной. Запишите сначала поверочное слово, затем проверяемое.
звёз..ный, ярос..ный,
гиган..ский, счас..ливый
Трудное задание
От данных слов образуй слова с непроизносимой согласной:
Звезда, прелесть, счастье, известие, солнечный
-Перед вами карточки с заданиями разной сложности. Внимательно прочитайте задания и определите, какое из них вам по силам выполнить.
Коллективная проверка.
-А сейчас проверим вашу работу.
- Почему вы решили выбрать именно это задание, а не другое?
(Ученики каждого уровня объясняют своё задание - 3 ученика. Оценивание - градусник)
Итог урока.
- Над какой темой мы работали на уроке?
- Зачем нам это нужно знать?
Рефлексия.
-Ребята, подумайте и оцените свою работу на уроке. Продолжите предложение:
Сегодня я узнал …
Было интересно ….
Я понял, что ….
Я научился…
Урок дал мне для жизни…
Просмотр содержимого документа
«Непроизносимые согласные»
Тема урока Непроизносимые согласные в корне слова
Цель: учить правописанию слов с непроизносимыми согласными, совершенствовать умение подбирать проверочные слова, учить высказывать свою мысль, учить самооценке своих действий
Задачи урока:
- дать понятие о непроизносимых согласных.
- научить подбирать проверочные слова к словам с непроизносимыми согласными;
- развивать навык представления в виде схемы «кластер»;
- развивать коммуникативные навыки через работу в группе;
- воспитывать ответственность за собственное обучение.
Ожидаемый результат
Умеют выделять в словах непроизносимые согласные.
Умеют подбирать проверочные слова.
Умеют сотрудничать в группе.
Умеют слушать друг друга, высказывать свои мнения.
Основные понятия Непроизносимые согласные
Основная идея урока (ключевая идея)
Использование стратегий критического мышления поможет расширить учащимся знания о корневых орфограммах.
Ресурсы : Учебник «Русского языка», рабочая тетрадь, карточки для оценивания, разноуровневые карточки
Организационный момент. Создание коллаборативной среды.
Звенит, заливается школьный звонок
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно даётся учение!
(Пожелание хорошего настроения на весь урок)
Актуализация знаний учащихся. Формулирование темы урока .
- Какая часть слова главная?
- Что такое корень слова?
- Какие орфограммы в корне слова вы знаете?
Работа в группе
- Перед вами лежат слова. Разделите слова на группы по определенному признаку: гри…, чес…ный, шка…, в…р…на, хо…ей, б…гун, жу…ать, р…бина, в…зать, килогра…, яг…да, мес…ный, д…бро, радос…ный.
- Объясните свой выбор. (1 человек от группы объясняет одну орфограмму, другие группы оценивают с помощью большого пальца)
- Почему вы думаете, что слова ворона и ягода – словарные лова? - Верно, ли что слова добро, вязать, рябина объеденены одним правилом? – Как проверить безударную гласную?
– В чем разница между словарными словами и словами с проверяемой безударной гласной?
– Дайте объяснение, почему слова гриб, шкаф отложили в одну группу?
- Что вы можете сказать про слова: чес…ный, мес…ный, радос…ный?
- Подумайте в группе, что необычного в этих словах? (возникновение проблемной ситуации)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какую цель мы ставим перед собой? (Мы познакомимся с новой орфограммой в корне слова – непроизносимые согласные. Мы должны научиться отличать слова с непроизносимой согласной от слов на другие орфограммы, уметь подбирать проверочные слова к словам с непроизносимой согласной и писать их правильно)
Открытие способа решения орфографической задачи. Групповая работа.
- Какой способ решения этой задачи вы можете предложить. Договоритесь кто из вас будет отвечать, постарайтесь не повторять друг друга.
(оцените работу групп)
Поиск решения. Совместное открытие знаний.
- Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете?
- Вот как на этот вопрос ответили герои сказки. Послушайте её.
(Дети слушают сказки о согласных звуках)
Согласные звуки затеяли игру в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!
Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина.
Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.
Вдруг один звук говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.
- Что вы узнали из сказки?
- Так как же найти звук, который не произносится, но пишется?
- Как будем проверять слова с непроизносимой согласной?
- Вернемся к нашим словам: чес…ный, мес…ный, радос…ный
- Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования?
(с каждым словом работает отдельный ребенок)
- Объясните свой выбор.
- Сделайте вывод о том, как поверить слова с непроизносимой согласной. (Надо изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко. Непроизносимый согласный звук будет чётко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной)
- Давайте сравним свой вывод с выводом учебника.
- Всегда ли в стечениях согласных в корне слова пишется непроизносимая согласная?
Чтение правила по учебнику
- Расскажите правило друг другу. (Работа в парах. Оценивание «Скалолаз»)
Физминутка.
Построение алгоритма действий при возникновении затруднения
- Как мы будем работать с данной орфограммой? (составим алгоритм работы)
Алгоритм работы над орфограммой
1.Прочитать и внимательно послушать слово.
2.Убедиться, есть ли в слове непроизносимый согласный или нет.
3.Подобрать однокоренное слово (имя существительное или имя прилагательное, или глагол), так чтобы эта согласная хорошо слышалась.
4.Если в сочетаниях -стн-, -здн-, -вст-, при подборе проверочного слова согласный звук не слышится, то писать его не надо, а если слышится – пиши.
5.Записать слово.
6.В некоторых словах, нельзя проверить написание согласного, такие слова надо запомнить.
- Какие слова с непроизносимыми согласными пропущены в пословицах?
Пословицы | Проверочные слова |
….. встанешь – мало сделаешь | |
Человек трудолюбивый – самый …. | |
Тайна, ….. троим, еже нетайна. | |
- Прочитайте пословицы, которые получились.
- Как правильно записать вставленные слова. Можете воспользоваться подсказкой. (сильные учащиеся делают самостоятельно, для слабых – карточка подсказка)
Счастливы счастье Опоздать поздний Известие вестник |
- Оцените свою работу. (Дети на полях рисуют зеленый, желтый или красный кружки.
Зеленый – задание для меня легкое; желтый – задание для меня оказалось не таким уж легким, мне было трудно, но я справился; красный – задание оказалось слишком трудным)
Самостоятельное использование алгоритма (применение новых знаний) групповая работа.
-Сейчас, самостоятельно выполните задание, а затем по «Вертушке» проверьте его в своей группе, т.е. обменяйтесь тетрадями, способами выполнения задания.
Капус…ный - …. Хрус…нуть - ….
Влас…ный …. Звёз…ный -…
Завис…ливый - … грус…ный - …
- Оцените работу (нарисовать смайлик в тетради на полях. Вслух выслушать несколько учеников. Они аргументируют правильность ответов)
Физминутка игра «Проверь»
Учитель: солнце - руки вверх
Дети: солнышко
Учитель: звёздный – руки в стороны
Дети: звезда
Учитель: счастливый – руки вперёд
Дети: счастье
Учитель: чудесный – руки внизу
Дети: чудеса
Самостоятельное выполнение заданий по карточкам разного уровня.
Лёгкое задание
Прочитай. Найди в стихотворении слова с непроизносимыми согласными и проверочные слова. Запиши их парами.
И бьётся сердце радостней
И радость так сердечна
Что скуке места рядом с ней
Не может быть, конечно.
Средней трудности
Прочитайте слова с непроизносимой согласной. Запишите сначала поверочное слово, затем проверяемое.
звёз..ный, ярос..ный,
гиган..ский, счас..ливый
Трудное задание
От данных слов образуй слова с непроизносимой согласной:
Звезда, прелесть, счастье, известие, солнечный
-Перед вами карточки с заданиями разной сложности. Внимательно прочитайте задания и определите, какое из них вам по силам выполнить.
Коллективная проверка.
-А сейчас проверим вашу работу.
- Почему вы решили выбрать именно это задание, а не другое?
(Ученики каждого уровня объясняют своё задание - 3 ученика. Оценивание - градусник)
Итог урока.
- Над какой темой мы работали на уроке?
- Зачем нам это нужно знать?
Рефлексия.
-Ребята, подумайте и оцените свою работу на уроке. Продолжите предложение:
Сегодня я узнал …
Было интересно ….
Я понял, что ….
Я научился…
Урок дал мне для жизни…