СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Непроизносимые согласные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока Непроизносимые согласные в корне слова

Цель: учить правописанию слов с непроизносимыми согласными, совершенствовать умение подбирать проверочные слова, учить высказывать свою мысль, учить самооценке своих действий

 Задачи урока:    

- дать понятие о непроизносимых согласных.

- научить подбирать проверочные слова к словам с непроизносимыми согласными;

- развивать навык представления в виде схемы «кластер»;

- развивать коммуникативные навыки через работу в группе;

- воспитывать ответственность за собственное обучение.

Ожидаемый результат       

Умеют выделять в словах непроизносимые согласные.

Умеют подбирать проверочные слова.

Умеют сотрудничать в группе.

Умеют слушать друг друга, высказывать свои мнения.

Основные  понятия               Непроизносимые согласные

Основная идея урока  (ключевая идея)     

Использование стратегий критического мышления поможет расширить учащимся знания о корневых орфограммах.

 Ресурсы :   Учебник «Русского языка», рабочая тетрадь,   карточки для оценивания,   разноуровневые карточки

 

Организационный момент. Создание коллаборативной среды.      

Звенит, заливается школьный звонок

Вас ждет интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно даётся учение!

(Пожелание хорошего настроения на весь урок)

Актуализация знаний учащихся. Формулирование темы урока .

- Какая часть слова главная?

- Что такое корень слова?

- Какие орфограммы в корне слова вы знаете?

Работа в группе

- Перед вами лежат слова. Разделите слова на группы по определенному признаку: гри…, чес…ный, шка…, в…р…на, хо…ей, б…гун, жу…ать, р…бина, в…зать, килогра…, яг…да, мес…ный, д…бро, радос…ный.         

- Объясните свой выбор.  (1 человек от группы объясняет одну орфограмму, другие группы оценивают с помощью большого пальца)                                                               

- Почему вы думаете, что слова ворона и ягода – словарные лова?                                                                          - Верно, ли что слова добро, вязать, рябина объеденены одним правилом?                                                                                                                                  – Как проверить безударную гласную?                               

 – В чем разница между словарными словами и словами с проверяемой безударной гласной?

– Дайте объяснение, почему слова гриб, шкаф отложили в одну группу?

- Что вы можете сказать про слова: чес…ный, мес…ный, радос…ный?

- Подумайте в группе, что необычного в этих словах? (возникновение проблемной ситуации)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какую цель мы ставим перед собой? (Мы познакомимся с новой орфограммой в корне слова – непроизносимые согласные. Мы должны научиться отличать слова с непроизносимой согласной от слов на другие орфограммы, уметь подбирать проверочные слова к словам с  непроизносимой согласной и писать их правильно)

Открытие способа решения орфографической задачи. Групповая работа.

- Какой способ решения этой задачи вы можете предложить. Договоритесь кто из вас будет отвечать, постарайтесь не повторять друг друга.

(оцените работу групп)

Поиск решения. Совместное открытие знаний.

- Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете?

- Вот как на этот вопрос ответили герои сказки. Послушайте её.

(Дети слушают сказки о согласных звуках)

Согласные звуки затеяли игру в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!

Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина.

Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.

Вдруг один звук говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.

 

- Что вы узнали из сказки?

- Так как же найти звук, который не произносится, но пишется?

- Как будем проверять слова с непроизносимой согласной?

- Вернемся к нашим словам: чес…ный, мес…ный, радос…ный

 

- Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования?

(с каждым словом работает отдельный ребенок)

- Объясните свой выбор.

- Сделайте вывод о том, как поверить слова с непроизносимой согласной. (Надо изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко.  Непроизносимый согласный звук будет чётко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной)

- Давайте сравним свой вывод с выводом учебника.

- Всегда ли в стечениях согласных в  корне слова  пишется непроизносимая согласная?

Чтение правила по учебнику

- Расскажите правило друг другу. (Работа в парах. Оценивание «Скалолаз»)

Физминутка.

Построение алгоритма действий при возникновении затруднения

- Как мы будем работать с данной орфограммой? (составим алгоритм работы)

Алгоритм работы над орфограммой

1.Прочитать и внимательно послушать слово.

2.Убедиться, есть ли в слове непроизносимый согласный или нет.

3.Подобрать однокоренное слово (имя существительное или имя прилагательное, или глагол), так чтобы эта согласная хорошо слышалась.

4.Если в сочетаниях -стн-, -здн-, -вст-, при подборе проверочного слова согласный звук не слышится, то писать его не надо, а если слышится – пиши.

5.Записать слово.

6.В некоторых словах, нельзя проверить написание согласного, такие слова надо запомнить.

 

- Какие слова с непроизносимыми согласными пропущены в пословицах?

Пословицы

Проверочные слова

….. встанешь – мало сделаешь

 

Человек трудолюбивый – самый ….

 

Тайна, ….. троим, еже нетайна.

 

 

- Прочитайте пословицы, которые получились.

- Как правильно записать вставленные слова. Можете воспользоваться подсказкой. (сильные учащиеся делают самостоятельно, для слабых – карточка подсказка)

Счастливы        счастье

Опоздать           поздний

Известие            вестник

 - Оцените свою работу. (Дети на полях рисуют зеленый, желтый или красный кружки.

Зеленый – задание для меня легкое; желтый – задание для меня оказалось не таким уж легким, мне было трудно, но я справился; красный – задание оказалось слишком трудным)

Самостоятельное использование алгоритма (применение новых знаний) групповая работа.

-Сейчас, самостоятельно выполните задание, а затем по «Вертушке» проверьте его в своей группе, т.е. обменяйтесь тетрадями, способами выполнения задания.  

Капус…ный - ….                                      Хрус…нуть - ….

Влас…ный ….                                          Звёз…ный -…

Завис…ливый - …                                    грус…ный - …

- Оцените работу (нарисовать смайлик в тетради на полях. Вслух выслушать несколько учеников. Они аргументируют правильность ответов)

Физминутка игра «Проверь»

Учитель: солнце - руки вверх

Дети: солнышко

Учитель: звёздный – руки в стороны

Дети: звезда

Учитель: счастливый – руки вперёд

Дети: счастье

Учитель: чудесный – руки внизу

Дети: чудеса

                                     

Самостоятельное выполнение заданий по карточкам разного уровня.

 Лёгкое задание

Прочитай. Найди в стихотворении слова с непроизносимыми согласными и проверочные слова. Запиши их парами.

 

И бьётся сердце радостней

И радость так сердечна

Что скуке места рядом с ней

Не может быть, конечно.

 

Средней трудности

Прочитайте слова с непроизносимой согласной. Запишите сначала поверочное слово, затем проверяемое.

 

звёз..ный, ярос..ный,

гиган..ский, счас..ливый

 

Трудное задание

От данных слов образуй слова с непроизносимой согласной:

Звезда, прелесть, счастье, известие, солнечный

 

-Перед вами карточки с заданиями разной сложности. Внимательно прочитайте задания и определите, какое из них вам по силам выполнить.

Коллективная проверка.

-А сейчас проверим вашу работу.

- Почему вы решили выбрать именно это задание, а не другое?

(Ученики каждого уровня объясняют своё задание - 3 ученика. Оценивание - градусник)

Итог урока.

- Над какой темой мы работали на уроке?

- Зачем нам это нужно знать?

 

Рефлексия.

-Ребята, подумайте и оцените свою работу на уроке. Продолжите предложение:

Сегодня я узнал …

Было интересно ….

Я понял, что ….

Я научился…

Урок дал мне для жизни…

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Непроизносимые согласные»

Тема урока Непроизносимые согласные в корне слова

Цель: учить правописанию слов с непроизносимыми согласными, совершенствовать умение подбирать проверочные слова, учить высказывать свою мысль, учить самооценке своих действий

Задачи урока:

- дать понятие о непроизносимых согласных.

- научить подбирать проверочные слова к словам с непроизносимыми согласными;

- развивать навык представления в виде схемы «кластер»;

- развивать коммуникативные навыки через работу в группе;

- воспитывать ответственность за собственное обучение.

Ожидаемый результат

Умеют выделять в словах непроизносимые согласные.

Умеют подбирать проверочные слова.

Умеют сотрудничать в группе.

Умеют слушать друг друга, высказывать свои мнения.

Основные понятия Непроизносимые согласные

Основная идея урока (ключевая идея)

Использование стратегий критического мышления поможет расширить учащимся знания о корневых орфограммах.

Ресурсы : Учебник «Русского языка», рабочая тетрадь, карточки для оценивания, разноуровневые карточки


Организационный момент. Создание коллаборативной среды.

Звенит, заливается школьный звонок

Вас ждет интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно даётся учение!

(Пожелание хорошего настроения на весь урок)

Актуализация знаний учащихся. Формулирование темы урока .

- Какая часть слова главная?

- Что такое корень слова?

- Какие орфограммы в корне слова вы знаете?

Работа в группе

- Перед вами лежат слова. Разделите слова на группы по определенному признаку: гри…, чес…ный, шка…, в…р…на, хо…ей, б…гун, жу…ать, р…бина, в…зать, килогра…, яг…да, мес…ный, д…бро, радос…ный.

- Объясните свой выбор. (1 человек от группы объясняет одну орфограмму, другие группы оценивают с помощью большого пальца)

- Почему вы думаете, что слова ворона и ягода – словарные лова? - Верно, ли что слова добро, вязать, рябина объеденены одним правилом? – Как проверить безударную гласную?

– В чем разница между словарными словами и словами с проверяемой безударной гласной?

– Дайте объяснение, почему слова гриб, шкаф отложили в одну группу?

- Что вы можете сказать про слова: чес…ный, мес…ный, радос…ный?

- Подумайте в группе, что необычного в этих словах? (возникновение проблемной ситуации)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какую цель мы ставим перед собой? (Мы познакомимся с новой орфограммой в корне слова – непроизносимые согласные. Мы должны научиться отличать слова с непроизносимой согласной от слов на другие орфограммы, уметь подбирать проверочные слова к словам с непроизносимой согласной и писать их правильно)

Открытие способа решения орфографической задачи. Групповая работа.

- Какой способ решения этой задачи вы можете предложить. Договоритесь кто из вас будет отвечать, постарайтесь не повторять друг друга.

(оцените работу групп)

Поиск решения. Совместное открытие знаний.

- Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете?

- Вот как на этот вопрос ответили герои сказки. Послушайте её.

(Дети слушают сказки о согласных звуках)

Согласные звуки затеяли игру в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!

Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина.

Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.

Вдруг один звук говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.


- Что вы узнали из сказки?

- Так как же найти звук, который не произносится, но пишется?

- Как будем проверять слова с непроизносимой согласной?

- Вернемся к нашим словам: чес…ный, мес…ный, радос…ный


- Как вы думаете, какую проблему вы будете решать в ходе исследования?

(с каждым словом работает отдельный ребенок)

- Объясните свой выбор.

- Сделайте вывод о том, как поверить слова с непроизносимой согласной. (Надо изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко. Непроизносимый согласный звук будет чётко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной)

- Давайте сравним свой вывод с выводом учебника.

- Всегда ли в стечениях согласных в корне слова пишется непроизносимая согласная?

Чтение правила по учебнику

- Расскажите правило друг другу. (Работа в парах. Оценивание «Скалолаз»)

Физминутка.

Построение алгоритма действий при возникновении затруднения

- Как мы будем работать с данной орфограммой? (составим алгоритм работы)

Алгоритм работы над орфограммой

1.Прочитать и внимательно послушать слово.

2.Убедиться, есть ли в слове непроизносимый согласный или нет.

3.Подобрать однокоренное слово (имя существительное или имя прилагательное, или глагол), так чтобы эта согласная хорошо слышалась.

4.Если в сочетаниях -стн-, -здн-, -вст-, при подборе проверочного слова согласный звук не слышится, то писать его не надо, а если слышится – пиши.

5.Записать слово.

6.В некоторых словах, нельзя проверить написание согласного, такие слова надо запомнить.


- Какие слова с непроизносимыми согласными пропущены в пословицах?

Пословицы

Проверочные слова

….. встанешь – мало сделаешь


Человек трудолюбивый – самый ….


Тайна, ….. троим, еже нетайна.



- Прочитайте пословицы, которые получились.

- Как правильно записать вставленные слова. Можете воспользоваться подсказкой. (сильные учащиеся делают самостоятельно, для слабых – карточка подсказка)

Счастливы счастье

Опоздать поздний

Известие вестник

- Оцените свою работу. (Дети на полях рисуют зеленый, желтый или красный кружки.

Зеленый – задание для меня легкое; желтый – задание для меня оказалось не таким уж легким, мне было трудно, но я справился; красный – задание оказалось слишком трудным)

Самостоятельное использование алгоритма (применение новых знаний) групповая работа.

-Сейчас, самостоятельно выполните задание, а затем по «Вертушке» проверьте его в своей группе, т.е. обменяйтесь тетрадями, способами выполнения задания.

Капус…ный - …. Хрус…нуть - ….

Влас…ный …. Звёз…ный -…

Завис…ливый - … грус…ный - …

- Оцените работу (нарисовать смайлик в тетради на полях. Вслух выслушать несколько учеников. Они аргументируют правильность ответов)

Физминутка игра «Проверь»

Учитель: солнце - руки вверх

Дети: солнышко

Учитель: звёздный – руки в стороны

Дети: звезда

Учитель: счастливый – руки вперёд

Дети: счастье

Учитель: чудесный – руки внизу

Дети: чудеса

Самостоятельное выполнение заданий по карточкам разного уровня.

Лёгкое задание

Прочитай. Найди в стихотворении слова с непроизносимыми согласными и проверочные слова. Запиши их парами.


И бьётся сердце радостней

И радость так сердечна

Что скуке места рядом с ней

Не может быть, конечно.


Средней трудности

Прочитайте слова с непроизносимой согласной. Запишите сначала поверочное слово, затем проверяемое.


звёз..ный, ярос..ный,

гиган..ский, счас..ливый


Трудное задание

От данных слов образуй слова с непроизносимой согласной:

Звезда, прелесть, счастье, известие, солнечный


-Перед вами карточки с заданиями разной сложности. Внимательно прочитайте задания и определите, какое из них вам по силам выполнить.

Коллективная проверка.

-А сейчас проверим вашу работу.

- Почему вы решили выбрать именно это задание, а не другое?

(Ученики каждого уровня объясняют своё задание - 3 ученика. Оценивание - градусник)

Итог урока.

- Над какой темой мы работали на уроке?

- Зачем нам это нужно знать?


Рефлексия.

-Ребята, подумайте и оцените свою работу на уроке. Продолжите предложение:

Сегодня я узнал …

Было интересно ….

Я понял, что ….

Я научился…

Урок дал мне для жизни…










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!