СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока: «Непроизносимая согласная в корне слова».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:   «Непроизносимая согласная  в   корне  слова».

 

Цель:  формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова; формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых согласных в корне слова

            

Задачи:

           - ввести новую орфограмму «непроизносимая согласная»;

           - закрепить изученные орфограммы -согласных букв;

           - развивать орфографическую зоркость, внимание к значению слова;

           - наблюдение над особенностями употребления некоторых слов

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: «Непроизносимая согласная в корне слова».»

Тема урока:   «Непроизносимая согласная в корне слова».



Цель: формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова; формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых согласных в корне слова



Задачи:

 - ввести новую орфограмму «непроизносимая согласная»;

           - закрепить изученные орфограммы -согласных букв;

           - развивать орфографическую зоркость, внимание к значению слова;

           - наблюдение над особенностями употребления некоторых слов



1 .  Оргмомент. Устный диктант. (У детей сигнальные карточки, с помощью которых они показывают нужные орфограммы в словах, которые диктует учитель).

Дельфин, квартира, чемодан, комната, потом, балкон, сосед, закон.

-  Какие орфограммы в этих словах? (Орфограммы – безударные гласные буквы).

2.  Словарный диктант. (Дети записывают в тетрадь под диктовку учителя слова с изученной орфограммой).

Килограмм, Кирилл, коллектив, кросс, масса, пассажир,  перрон, ссора, сумма, орфограмма. Потом.

-  Какое слово лишнее? Почему? (Потом. Потому что в нём другая орфограмма).

-  Подчеркните орфограмму и поставьте ударение.

3.   Введение в тему.

а)   Распределительный диктант.

- Какие орфограммы - согласных вы знаете? (Парные согласные и удвоенные согласные).

- Я вам буду диктовать слова, а вы записывайте их в два столбика по орфограммам.

Учитель диктует слова: хоккей, группа, грусть, ванна, ложка, поезд, масса, гриб.

В самом конце учитель диктует ещё два слова с неизвестной орфограммой (солнце, устный), создавая тем самым ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ.

Во время проверки выясняется, что слова известный  и устный дети записали по-разному. А некоторые не писали их вообще.

Чтобы дети сформулировали проблему, их необходимо побуждать вопросами.

-  Задание было одно? Вы выполнили его по-разному. Почему?

-  В чём затруднение? (В этих словах нет удвоенной согласной и нет парной согласной).

Учитель говорит, что в этих словах действительно нет знакомых им орфограмм-согласных.

(Мы такую орфограмму ещё не знаем).

-  Чего мы не знаем? Сегодня мы должны найти ответ на этот вопрос.

б)       Наблюдение над словами с непроизносимым звуком. Работа в тетрадях и на доске.

- Запишите в транскрипции слово «устный» [у с н ы й']. Сколько в нём звуков? (5)

После этого учитель задаёт подходящий к данной ситуации ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

- Интересно, а сколько букв в этом слове? Подберите однокоренные слова.

(Учитель записывает на доске: уста, устный ).

- Какой корень в этих словах? / -уст- /. Проговорите как мы запишем слово «устный».

Аналогично проходит работа над словом «известный».

- Что интересного заметили в этих словах? (Учитель побуждает к осознанию противоречия. Дети замечают, что в одних однокоренных словах «т» произносится (уста и известие, а в других – устный и известный), нет.

- Какой возникает вопрос? (- Почему не произносится звук [ т ] в некоторых словах?)

- Какое можно дать название звуку, который не произносится. (Варианты ответов).

Какая будет тема урока? (Ответы детей).

Открывается тема, записанная  на доске.

в) Первичное закрепление. Работа по учебнику.

Выполняется упражнение 75 (устно) под руководством учителя.

Почему в этих словах букв больше, чем звуков?

Упражнение 76 выполняется (письменно) по заданиям учебника.

Вывод:      Есть слова, в которых звук [ т ] или [ д ] в корне не произносится, а буква пишется.

5. Наблюдение над правописанием слов с непроизносимым согласным в корне.

а)  Постановка ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.

- Запишите слова: капустный, звёздный, ужасный.

- О чём хотите меня спросить? (Какой вопрос возникает?) (Есть ли непроизносимый согласный звук?)

- Как же будем писать эти слова? Что вы предлагаете? (Предложения детей).

б) Понаблюдаем за этими словами в упражнении 77.

Вывод:  Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными, надо подобрать проверочное слово.

- Подберите проверочное слово к слову «ужасный». (Ужас, ужасен, ужасающий).         

- Выделите корень. Что наблюдаете? (Нет непроизносимого звука, значит и нет буквы).

Вывод:  Чтобы не ошибиться в правописании, надо проверить.

6. Итог урока.

- С какой новой орфограммой мы познакомились?

- Какое правило надо знать, чтобы не ошибаться в написании?

7. Домашнее задание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!