Тема : Непроизносимые согласные в корне слова.
Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Задачи :
Обучающие:
формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»;
формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова;
способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
развивающие :
развитие орфографической зоркости , познавательной активности , самостоятельности ;
развитие речи детей и обогащение их словарного запаса ;
развитие рефлексии и адекватной самооценки;
воспитательные:
Ход урока.
Организация внимания учащихся. Психологический настрой.
Минутка чистописания.
Словарная работа.
Он круглый и красный
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет вкусней….(помидор)
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста
Если я….(капуста)
В темном тереме девица,
Наверху ее косица.
Дернешь за косу плутовку
И увидишь ты ….(морковку
Длинный, зеленый,
Вкусен свежий и соленый. (огурец)
В темноте живу все лето,
Как солдат ,в мундир одета.
Меня единственную в мире
Не просто варят, а в мундире. (картофель)
Круглое, румяное,
С дерева достану я.
На тарелку положу
«Кушай, мамочка»- скажу.
Выполняется взаимопроверка. Оцените друг друга и на полях карандашом поставьте оценку.
Без спорта - нет силы,
Без овощей и фруктов- здоровья.
Овощи и фрукты- полезные продукты! Запишите это предложение в тетрадь.
Постановка учебной проблемы.
1.Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.
Проверяем написанное на доске. Смотрим, сравниваем.
Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа. Сравните записи. – Почему написали по- разному, ведь я диктовала для всех одинаково. .
Постановка цели урока.
- Так чего мы еще не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно)
- Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему.
- Какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать? (Учимся грамотно писать слова)
Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.
Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога..
Капуста
Капустница
капустный
- Прочитайте слова «про себя», вслух.
- Что заметили? (это однокоренные слова). Докажите.
2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.
Откройте учебники на стр.59 и сравните свои предложения с тем, что предлагают нам авторы учебника
Непроизносимые согласные в корне слова.
- Зная тему урока, давайте дополним цель урока
Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова
- Что еще узнали из учебника? Какие согласные могут быть непроизносимыми?
- Когда в слове появляются непроизносимые согласные? (Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится)
СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ
Запишите их себе в тетрадь и запомните их .
3.Физминутка для глаз. «Дождик босиком»
4 Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление.
Непроизносимые согласные проверяй так:
грустный- грусть Звездный- звезда
Закрепление
Работа с деформированным предложением. (проверка)
Если стоит ненастная осень- будет дождливая весна.
Работа в парах. Соотнеси.
гиган…ский гигант
грус…ный грусть
извес…ный известие
мес…ный место
Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный. Укажите количество букв и звуков. Взаимопроверка.
Трубка, стена, вестник,
косточка, лесник, тростник,
участник, зарядка, земля, зависть,
соседка, яростный, устный
Подведение итогов урока.
. Самооценка детей.
Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми. | |
Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов. | |
В паре помогал подбирать проверочные слова. | |
Внимательно слушал учителя, одноклассников . | |
Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы . | |
Домашнее задание.