СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отчет по теме самообразование "Технология проектной деятельности на уроках английского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет из себя подробный отчет по теме самообразования "Технология проектной деятельности на уроках английского языка". Отчет состоит из двух глав: теоретическая и практическая, где представлены результаты работы по данной технологии, а именно результаты представленные на конференциях и конкурсах разного уровня. Проектная деятельность представляет огромный пласт работы, начиная от идеи, заканчивая практической отработкой устного выступления перед большой аудиторией. Надеюсь, материал будет интересен коллегам

Просмотр содержимого документа
«Отчет по теме самообразование "Технология проектной деятельности на уроках английского языка"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

г. Байкальск



Методическое объединение

учителей английского языка









Отчет по теме самообразования


«ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»







Шевцова Ирина Николаевна,


учитель английского языка

высшая квалификационная категория













г. Байкальск, 2024 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение …………………………………………………………….……………..3


1.Теоретические основы проектной деятельности………………….…..…….…4


2. Технология проектирования в работе учителя английского языка………..7


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..….. .11


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...12

































Введение


В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Общеизвестно, что для любого учителя самым важным в работе является повышение эффективности обучения. Существуют разнообразные инновационные формы и технологии, позволяющие сделать учебную деятельность максимально эффективной.
Одной из наиболее часто используемых форм является проектная технология.

В обучении иностранным языкам, впрочем, как и другим предметам, приоритетным является личностно-ориентированный подход. Соответственно к технологиям указанного подхода относится обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение, отражающее специфику дифференциации обучения.

Обучение английскому языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку, воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создает условия для взаимообогащающего общения как на родном, так и на иностранном языке.

Эта технология позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать «из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. Все это призвано способствовать более глубокому пониманию роли России во все более взаимозависимом мире, формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого.

Целью моей работы является изучение путей повышения эффективности обучения на уроках английского языка с использованием технологии проектной деятельности.

Данная тема рассматривается в двух аспектах: 1. Теоретические основы технологии проектной деятельности. 2. Технология проектирования в работе учителя английского языка.


1.Теоретические основы проектной деятельности

Проектная деятельность - это высоко адаптированная методика. Она может применяться на любом этапе обучения и в любом возрасте.

Технология проектной деятельности, с одной стороны, хорошо вписывается в учебный процесс. Он позволяет научить учащихся самостоятельно разрабатывать определенные темы программы, учит работать совместно в группе и паре, анализировать итоги своей работы. С другой стороны, он позволяет развивать одновременно все четыре основные умения: аудирование, говорение, письмо и чтение.

Каждый проект - это результат большой и трудной работы учащихся. Авторы проекта ищут информацию, собирают материал, рисуют иллюстрации, пишут текст и т.д.

Меняется роль учителя. Ученик превращается в собеседника, партнера, который помогает совместно наметить эффективные пути достижения результата. Дети учатся ставить перед собой реальные цели и достигать результата.

Этапы работы по проектной технологии

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.

5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Виды проектов

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка

Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.

Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе, драматизация пьесы.

Сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса.

Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык.

Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.

Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка». Этот вид является самым популярным видом проектов, поскольку развитие туристической индустрии является приоритетной в нашем регионе.

Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.

Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения.

Проектная деятельность способствует развитию общеучебных навыков.

Социальные: Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

Коммуникативные: учиться не только говорить, но важно развить и умение слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

Мыслительные: дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д.

Исследовательские: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, плакатов, объявлений, исследования с последующим оформлением и т.д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребёнок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация.

Опыт работы учителем английского языка показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Проекты позволяют школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.









2. Технология проектирования в работе учителя английского языка

Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого.

В МБОУ «СОШ № 12» обучение английскому языку проводится по УМК «Радужный английский», автор Афанасьева. Обучающимся предлагается завести специальную тетрадь для проектной деятельности и по окончании каждого раздела ученики выполняют задание по оформлению новой странички. Проекты представляются ребятами в ходе итоговых уроков, когда по результатам выполнения оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала.

Мы начинаем выполнять проектные задания со 2 класса «My name is…», где каждому обучающимся предлагается рассказать о своей семье, подкрепив свой рассказ фотографиями, рисунками или коллажем о себе. Таким образом, на начальном этапе обучения английскому языку мы развиваем навыки устной речи, где ученикам приходится учить составленные рассказы наизусть.

В 5,6,7 классах проектная деятельность строится на страноведческом материале и очень оживляет атмосферу урока, ведь ребята пропускают всю лингво-страноведческую информацию через себя и презентуют только те факты, которые заинтересовали их. Работая над презентацией, также формируется навыки работы с информацией и художественными и графическими образами.

Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность англ. языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.

Проекты предполагают активизацию всех учащихся: они пишут, вырезают, наклеивают, ищут информацию в справочной литературе, разговаривают с другими людьми, подбирают фотографии и рисунки и даже самостоятельно делают записи на аудио и видео носителях. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки участвуют в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, прекрасно помогает с рисованием и оформлением. Следовательно, на уроках английского языка в учебную деятельность вовлечены все обучающиеся и соответственно успеваемость за 2018-2024 учебные года составляет 100%.

Помимо использования проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе, мы активно готовим проекты с учащимися для участия в конкурсах, олимпиадах и конференциях разного уровня. Так за время моей работы в школе нами были подготовлены проекты разных видов учащимися 7-11 классов и получили высокую оценку экспертных жюри.

Творческие работы

В 2022-2023 учебном году

1. Международный конкурс открыток с Новым годом и Рождеством

  • Козлов Н., Кундрюцков С.Соболев А.,Буриш Л.,Носков А.,Шевцов А.,Буриш А. – 2 место

В 2023-2024 учебном году

2. IX Региональный конкурс исследовательских и творческих работ по английскому языку “The place we live in”:

  • Есина Мария, 7 «Б» класс, проект «My family trip to Vladivostok»

  • Данилевская Александра, 10 «А» класс, проект «Family dynasty».

3. III Региональный учебно-практическая конференция детский исследовательских и проектных работ «Эврика!»

  • Тютюнник Арина, 7 «Б» класс, проект «Байкальские эко-тропы», диплом 2 степени.

  • Стексова Дарья, 7 «Б» класс, проект «Использование легенд в туристической сфере», диплом 2 степени.


Издательские проекты

В 2022-2023 учебном году

4. VII районная научно-практическая конференция ЧТЕНИЕ НАУМА ГРАМОТНИКА

5. Областная научно-практическая конференция школьников «Кирилло-Мефодиевские чтения

  • Иванов Богдан, 5 «Б» класс, проект «Крестный ход», диплом II степени


6. XXIV Открытая краеведческая конференция «Земли моей лицо живое – 2022»

  • Шевцов Артемий, 8 «Б» класс, проект «Фетинья - легендарная байкальчанка», диплом

7. III Региональный учебно-практическая конференция детский исследовательских и проектных работ «Эврика!»

  • Иванов Богдан, 5 «Б» класс, проект «Крестный ход», диплом

  • Шевцов Артемий, 8 «Б» класс, проект «Фетинья», диплом

  • Козлов Никита, 5 «Б» класс, проект «Вместе мы - сила», диплом


Информативно-исследовательские проекты

В 2023-2024 учебном году

8.XI Международный фестиваль- конкурс «На Великом Чайном пути», конкурс «Юный экскурсовод» на английском языке

  • Соломаха Константин, Дубровских Полина, 7 «Б» класс, проект «Sands of the Baikal», диплом 3 степени.

  • Тютюнник Арина, 7 «Б» класс, проект «Eco-tracks in Baikalsk», диплом 2 степени.

  • Стексова Дарья, 7 «Б» класс, проект «Legends», диплом 2 степени.

Готовя проекты на мероприятия разного уровня и разных направлений мы

раскрываем потенциал участников образовательного процесса, предоставляем им возможности проявления творческих способностей.

Прошедший недавно (16.02.2024) районный конкурс чтецов на английском языке еще раз показал, что учащиеся, работающие по проектной технологии, имеют хорошие фонетические навыки, и уверенно себя чувствуют, выступая публично перед большой аудиторией. Итоги конкурса чтецов демонстрируют призовые места во всех параллелях, где я веду уроки английского языка.

  • Аширов Лев, 3а класс, призер, III место

  • Троцюк Амелия, 4а класс, призер, III место

  • Санталова Анна, 6а класс, победитель, I место

  • Колягин Богдан, 7б класс, победитель, I место

  • Федосеев Марк, 8в класс, призер, III место

  • Данилевская Александра, 10а класс, призер, II место

Изучение опыта использования проектной технологии на уроках английского языка показало ее эффективность в практике обучения. Улучшается качество перевода, значительно совершенствуются умения устной и письменной речи, навыки компьютерной обработки текстовой информации, расширяются кругозор учащихся, отмечаются развитие коммуникативных навыков, умение вести дискуссию на английском языке.

Проектанты указали следующие трудные моменты, с которыми они столкнулись во время работы над проектом.

- лексический материал - много незнакомых слов, которых не было в учебниках;

- трудно сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий твоей теме;

- трудно логически связно построить собственный текст, да так, чтобы его ещё было интересно читать и слушать.

Применение проектной технологии на занятиях английского языка показало, что учащиеся:

  • достигают хороших результатов в изучении иностранного языка (качество - 64,36)

  • имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики.

По итогам работы с конкретными проектами была организована выставка лучших проектов, чтобы их могли видеть, оценить и сравнить ученики других классов, их учителя и родители.

Оценивая работу учащихся над проектом, эксперты различных конкурсов обращают внимание на актуальность решений, новизну темы, на количество предлагаемых решений, реальность и практическую ценность, качество оформления записей, наглядных пособий. На эти критерии мы обращаем пристальное внимание при подготовке проектных работ. Приятно отметить, что с каждым новым шагом проекты радуют качеством исполнения и публичного представления.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучающихся. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом, формирует творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания, и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.

Работая по проектной технологии, можно убедиться, насколько меняется роль учителя. Это роль независимого консультанта.

Кардинально меняется и роль учеников: они выступают активными участниками процесса обучения. Здесь важно вовремя разбудить мысль и ненавязчиво заставить учеников работать и думать, а не просто заучивать тексты и воспроизводить их. Ученик должен понимать суть проблемы, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

В заключении хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию личности обучающихся.
























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1.Белова С. А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://image.websib.ru/05/

2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2002.

3. Краевский В.В. Общие основы педагогики [Текст]/ Филатов В.М. - М., 2004.

4.Особенности организации научно-исследовательской работы с учащимися старших классов по иностранному языку [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://www.tgl.net.ru/wiki










14


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!