№ | Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Организационный | Проверить готовность к уроку. Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес. | Беседа | Приветствие учащихся. -Пожелаем друг другу удачи на уроке. -Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок. | Проверяют рабочее место. Приветствуют учителя. Настраиваются на предстоящую работу Регулятивные УУД : высказывать свое мнение, оформлять свои мысли в устной форме; Коммуникативные УУД: слушать и слышать других. Личностные: проявлять интерес к содержанию. | Положительный эмоциональный настрой на урок. | Наблюдение |
2 | Мотивация к учебной деятельности. | Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Беседа | Организует беседу. - Ребята, вы любите ходить в поход? Хотите отправиться в весенний лес. -Готовы? (слайд 1) - Какие правила мы должны соблюдать во время похода? (не шуметь, не ссориться, друг другу помогать - так будет легче). Итак, наше путешествие будет к весне. Для этого нам понадобятся маршрутные листы, которые нам будут указывать путь и в которых, мы будем отмечать свои достижения. | Отвечают на вопросы. Формулируют правила поведения. Договариваются о необходимости их применения на уроке. Регулятивные УУД: оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД: называть правила поведения. | Создание познавательной мотивации. Знакомство с содержанием маршрутных листов Орфограммы | | Что такое глагол? | | Число глаголов | | Глаголы-антонимы | | Не с глаголами | | | Беседа |
3 | Целеполагание. | Подвести детей к формулированию темы урока. Организовать самостоятельное формулирование цели урока. | Подводящий диалог | Организует постановку цели и темы урока учащимися. -Посмотрите, пожалуйста, на доску соберите, пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока. Повторенье - мать ученья. (Пословица разрезана на карточках). -Как вы понимаете смысл этой пословицы Чем мы будем заниматься на уроке согласно этой пословицы? Что именно мы будем сегодня повторять, вы узнаете, разгадав мои загадки: Вещи, люди и цветы, Носороги и коты, Джинсы, майки и штиблеты Называются (ПРЕДМЕТЫ.) Шубы, шапки и зонты, Гвозди, гайки и винты, Сёла, города , планеты - Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ! Ах, какие все слова восхитительные, Называются они существительные!!! Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду – всё в действие придет. Летит ракета, Люди строят здания, Цветут сады, И хлеб в полях растет. Глаголы!!! Как назвать их одним словом? И существительные, и прилагательные - это что такое? Части речи!!! Итак, сформулируем тему сегодняшнего урока. Исходя из темы урока, давайте сформулируем цель, которую мы должны поставить перед собой на сегодняшнем уроке? (слайд 2) | Принимают участие в диалоге. Отвечают на вопросы, разгадывают загадки. Познавательные: развитие операций мышления (собирают пословицу на карточках, воспроизводят смысл этой пословицы, разгадывают загадки). Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной речи. Регулятивные УУД: определяют и формулируют тему урока с помощью учителя и цель урока (повторить и обобщить знания о частях речи). Совместно с учителем составляют перечень умений, необходимых для успешного освоения темы. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость повторения и закрепления знания. | Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока. При помощи учителя формулируют цели урока. отвечают отвечают | Беседа |
4 | Актуализация знаний. | Вызвать познавательный интерес к проблеме. | Проблемная ситуация | - Назовите лишнее слово. Объясните свой выбор. - Послушайте стихотворение (записано на доске) Улетела злая вьюга, Принесли весну грачи. Побежали друг за другом Беспокойные ручьи. По лугам несутся смело, По тропинкам на поля. Зацвела, похорошела, Отдохнувшая земля. -Выпишите только то предложение, которое соответствует нашей картинке. -Найдите грамматическую основу этого предложения. -Чем является в нём глагол? -А теперь выпишите оставшиеся глаголы из этого стихотворения и измените число каждого из них. | Знакомятся с текстом стихотворения. Познавательные УУД: работать с информацией. Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу на данном этапе урока. Предметные: уметь определять часть речи. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения по инициативе учителя и собственной инициативе. Личностные: проявлять интерес к содержанию; уметь определять известное и неизвестное. Сказуемым (отметка в маршрутном листе) Улетела- улетели Принесли -принесла Побежали- побежала Несутся -несётся (проверка и отметка в маршрутном листке) | Повторение и закрепление знаний о частях речи. | Самостоятельная работа |
5 | Систематизация и обобщение знаний | Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Части речи» | Работа в группах по опорным схемам | Организация работы в группе. Сейчас давайте обобщим все, что вы знаете о частях речи. - Подберите к каждому глаголу однокоренное слово-имя существительное. (словарь на стр. – 139.) - Заполни таблицу, продолжив высказывание. В зелёную рамку впишите что общего между именем существительным и глаголом. Горевать – горе Светить – свет Цветут – цвет, цветок Проверка (слайд 3) Стр. 85 №7 - Прочитайте предложения. В каком из них глагол употреблён в переносном значении? Сияют звёзды. Глаза сияют. - Когда у человека глаза сияют? - Какие чувства испытывает человек. Обратимся к словарю чувств. - Ребята, что происходит с природой весной? (птицы- прилетают, поют песни, выводят птенцов; животные - просыпаются, приводят детёнышей; деревья – распускают листья, появляется трава, цветы и т.д.) Для того чтобы не нарушить гармонию природы давайте составим правила, поведения в природе. (СЛАЙД 4) НЕ рвать, не ломать, не шуметь, не разорять, не сорить. - Запишите только те глаголы, которые вы запомнили. - Какое правило, мы повторяли? (частица НЕ с глаголом пишется раздельно) 5. Итог урока. Давайте подведем итог нашего урока. Заполним таблицу. (СЛАЙД 5) глагол Роль в предложении сказуемое Правописание с частицей не раздельное изменяется по числам по родам Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что будет делать? обозначает действие предметов | Повторяют правила работы в группе. Учащиеся в группах обсуждают и заполняют опорные схемы. Затем представители от групп рассказывают по схемам всё об имени существительном, имени прилагательном и глаголе. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, высказывать и доказывать своё мнение. Личностные: проявлять интерес к содержанию; уметь определять известное и неизвестное. Регулятивные: соблюдать правила работы в парах. | Обобщение знаний по теме «Части речи» | Опорные схемы |
6 | Физминутка | Смена деятельности | | Организует проведение физминутки с музыкальным сопровождением. | Изображают под музыку животного, о котором составили предложение. | Эмоциональная разгрузка | |
8 | Рефлексивно-оценочный | Провести рефлексивный анализ деятельности и оценить собственную деятельность. Осмысление результата деятельности. | Беседа. Рефлексия. | -Ребята, давайте посмотрим, с каким успехом мы завершаем наш сегодняшний урок и оценим наш урок. (оценка в маршрутном листке) - если вам было все понятно и вы справились со всеми заданиями, прикрепите к солнышку желтый лучик; - если у вас возникли какие-то вопросы – оранжевый лучик; - красный лучик – когда совсем ничего непонятно. -Ребята, какую цель мы сегодня ставили перед собой? – Достигли мы этой цели? (…) – В чём возникали затруднения на уроке? (…) – Над чем ещё надо поработать? (…) – У кого остались вопросы на конец урока? (…) Домашнее задание. Придумайте и запишите в тетради 3 предложения о весне и подчеркните глаголы. - Спасибо за урок! | Анализ по оценочным листам, выставление отметки за урок (самооценка). Познавательные УУД: делать выводы о результате совместной работы; развивать речь; выполнять обобщение. Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать, высказываться по заданной теме. Личностные УУД: действие нравственно-этического оценивания, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. | | Оценочные листы |