Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности в современных условиях
Сегодня основные задачи патриотического воспитания в нашей стране решаются на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», основной целью которой является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях.
Одним из актуальнейших направлений в работе с учащимися в нашем центре является патриотическое воспитание, оно обусловлено необходимостью постоянного обновления форм и методов организации воспитательной работы со школьниками, направленной на формирование патриотических чувств.
Эта необходимость возникает в связи с тем, что изменяются социальные обстоятельства, в которых меняются и сами учащиеся (необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные особенности, национальный и этнический состав коллективов школьников и т.п.), а это, в свою очередь, требует от педагога постоянного поиска наиболее результативных средств педагогического взаимодействия, позволяющего решать задачи патриотического воспитания. Это особенно важно сейчас, когда со страниц журналов, газет, с экранов телевизоров исчезает тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты.
Патриотизм – чувство нравственное. Невозможна любовь к Родине, если у учащихся нет любви к своей малой родине, природе, родному краю. Нельзя любить народ, не любя родителей, не уважая взрослых и сверстников. Чувство патриотизма складывается из таких компонентов как: - чувство принятия страны, культуры как нашей, моей; - гордости за успехи, достижения страны; - чувства своей причастности к позитивному в стране. В своей работе я определяю воспитание гражданина и патриота, готового взять на себя ответственность за свою семью, свой город, свою страну, способного к открытому взаимодействию с обществом на основе системы ценностей, традиционных для России.
Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Осуществлялось патриотическое воспитание из поколения в поколение самим народом. В царской России в русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, А. С. Пушкин призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество». В советское время, говоря о патриотизме, опирались на трактовку В.И. Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией.
Что же такое «патриотизм»? Какое определение нам дают научные источники? Патриотизм – это любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, защита Родины от врагов. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. Патриотизм (от греч. patriotes – соотечественник – patris – родина) – любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Основная цель патриотического воспитания – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке.
В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Для формирования у детей подобных чувств недостаточно только работы педагогов, усилий родителей. Мероприятия по патриотическому воспитанию в моем объединении включают в себя беседы: «Помогать людям», Беседа о вежливости, «Будь смелым», «Россия – моя Родина», «Отечества достойные сыны», «Отчего зависят поступки», «Вывод войск из Афганистана», «День защитника Отечества. История праздника» и т.п.; встречи с ветеранами ВОВ.
Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало, и будет занимать, центральное место в воспитательной работе.
И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.