СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Военно-патриотическое воспитание в довузовском военном образовании в современных условиях

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена военно-патриотическому воспитанию нахимовцев. Рассмотрены современные подходы к системе военно-патриотического воспитания. Даны определения понятий «гражданин», «патриотизм», «патриотическое воспитание», «военно-патриотическое воспитание» в современных условиях.Статья посвящена военно-патриотическому воспитанию нахимовцев. Рассмотрены современные подходы к системе военно-патриотического воспитания. Даны определения понятий «гражданин», «патриотизм», «патриотическое воспитание», «военно-патриотическое воспитание» в современных условиях.Статья посвящена военно-патриотическому воспитанию нахимовцев. Рассмотрены современные подходы к системе военно-патриотического воспитания. Даны определения понятий «гражданин», «патриотизм», «патриотическое воспитание», «военно-патриотическое воспитание» в современных условиях.Статья посвящена военно-патриотическому воспитанию нахимовцев. Рассмотрены современные подходы к системе военно-патриотического воспитания. Даны определения понятий «гражданин», «патриотизм», «патриотическое воспитание», «военно-патриотическое воспитание» в современных условиях.Статья посвящена военно-патриотическому воспитанию нахимовцев. Рассмотрены современные подходы к системе военно-патриотического воспитания. Даны определения понятий «гражданин», «патриотизм», «патриотическое воспитание», «военно-патриотическое воспитание» в современных условиях.Статья посвящена военно-патриотическому воспитанию нахимовцев. Рассмотрены современные подходы к системе военно-патриотического воспитания. Даны определения понятий «гражданин», «патриотизм», «патриотическое воспитание», «военно-патриотическое воспитание» в современных условиях.

Просмотр содержимого документа
«Военно-патриотическое воспитание в довузовском военном образовании в современных условиях»

А.Ю. ЗАЙЦЕВ A.Y. ZAITCEV

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОВУЗОВСКОМ ВОЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION IN PRE-UNIVERSITY MILITARY EDUCATION MODERN CONDITIONS

Роль военно-патриотического образования в Нахимовских военно-морских училищах Министерства обороны Российской Федерации

The role of military-patriotic education in Nakhimov Naval Schools of the Ministry of Defense of the Russian Federation



С ведения об авторе: Зайцев Андрей Юрьевич – воспитатель филиала ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» в г. Калининграде (г. Калининград, Email: and17111972@gmail.com)


Аннотация: Статья посвящена военно-патриотическому воспитанию нахимовцев. Рассмотрены современные подходы к системе военно-патриотического воспитания. Даны определения понятий «гражданин», «патриотизм», «патриотическое воспитание», «военно-патриотическое воспитание» в современных условиях.

Ключевые слова: гражданин, патриотизм, нахимовцы, патриотическое воспитание, воспитание, военно-патриотическое воспитание, воспитательная работа.

Information about the author: Zaitsev Andrey Yuryevich – educator of the branch of the Nakhimov Naval School of the Ministry of Defense of the Russian Federation in Kaliningrad (Kaliningrad, Email: [email protected] )

Abstract: The article is devoted to the military-patriotic education of Nakhimov residents. Modern approaches to the system of military-patriotic education are considered. Definitions of the concepts of "citizen", "patriotism", "patriotic education", "military-patriotic education" in modern conditions are given.

Keywords: citizen, patriotism, Nakhimov, patriotic education, upbringing, military-patriotic education, educational work.

В системе современных образовательных организаций основного общего и среднего общего образования как в Министерстве образования, так и в Министерстве обороны Российской Федерации основополагающим направлением являются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). В современных условиях крайне важно для государства подготовить резерв для высших учебных заведений, в условиях обучения в Нахимовских военно-морских училищах Министерства обороны, для Высших Военно-Морских училищ по определённым специальностям. Однако кроме подготовки грамотного кандидата для поступления в образовательное учреждение высшего профессионального образования необходимо воспитать гражданина своей страны, готового в любую минуту встать на её защиту и повести в бой за собой людей. Военно-морской офицер - это не только высококлассный специалист в своей области, но и в первую очередь патриот своей Родины.

Рис. 1. Парад Победы в г. Калининграде

Воспитанник Нахимовского военно-морского училища является гражданином своей страны, вставший на сложный и славный путь обучения служению своему Отечеству. Он, как и все граждане нашей огромной многонациональной страны обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией Российской Федерации. Нахимовец - это будущий защитник своей Родины, и на него будут возложены обязанности по защите своего государства - Российской Федерации. Для того, чтобы осуществить своё высокое предназначение, воспитанник должен быть ПАТРИОТОМ. Это чувство - основа духовных качеств русского воина. Патриотизм олицетворяет любовь к своей родной стране и ее народу, неразрывную связь с ее историей, культурой, достижениями. Это чувство гордости за успехи и победы своего отечества и горечь неудачи и поражения.

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня является одной из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Крайне сложная военно-политическая обстановка в мире требуют развития и укрепления экономической мощи Российской Федерации, повышения его военной мощи, способности противостоять любому агрессору, международному терроризму и фашистским проявлениям, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания молодёжи, профессиональной подготовки её к защите государственной целостности и независимости нашей Родины. Чувство патриотизма необходимо прививать молодому поколению и развивать его, это постоянный непрерывный процесс, в котором участвуют все сотрудники учебного заведения в рамках интегрированного образования, и конечно, в первую очередь воспитатели. На их плечи ложится воспитание патриота России, создание внутреннего стержня воина – защитника нашей страны. Поэтому в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны в основе закладывается именно военно-патриотическое воспитание.

Военно-патриотическое воспитание нахимовцев является одним из основных направлений воспитательной работы училища. Формирование общих компетенций и их развитие через систему военно-патриотического воспитания нахимовцев происходит в основном через систему внеурочной деятельности: классные часы, курсы внеурочной деятельности («Служу России!», «Событие» и т.д.), ежедневное информирование, широкая пропагандистская деятельность, направленная на необходимость защиты Родины, политики, целостности и независимости Российского государства, развитие и укрепление Российской Армии и Военно-морского флота.

Обратимся к великим российским военным теоретикам прошлого. Генерал от инфантерии Михаил Иванович Драгомиров, военный теоретик, историк, находясь на командных должностях, лично курируя боевую подготовку вверенных войск, настойчиво проводил в жизнь принцип «Учить солдат и офицеров тому, что необходимо на войне». В «Памятной книжке чинов 14-й пехотной дивизии» М. И. Драгомиров предъявлял такие требования к солдату: «1) преданность Государю и Родине до самоотвержения; 2) дисциплина; 3) вера

Рис. 2. Морская практика

в начальника и безусловная обязательность его приказов; 4) храбрость, решительность; 5) готовность без ропота переносить все нужды солдатские; 6) чувство взаимной выручки». От офицеров он требовал «1) самоотверженно выполнять свой долг; 2) служить делу, а не лицам, общей, а не собственной пользе; 3) владеть теорией и практикой военного дела». Адмирал Павел Степанович Нахимов притворял в жизнь систему обучения «Учиться тому, что потребуется в бою». Это положение русской военной школы прекрасно реализовывалось легендарным флотоводцем. Согласованность маневров кораблей в эскадре адмирал Нахимов отрабатывал на учениях десятки раз, а затем с успехом применял в морских сражениях. Также не упускал он и возможностей обучения взаимодействию флота и армии.

В условиях повышения технической оснащенности Вооруженных Сил государства, сокращения времени, необходимого для развертывания войск и приведения их в боевую готовность, возросли требования к уровню морально-психологической, профессиональной и физической подготовки каждого военнослужащего. Особое назначение приобретают такие качества, как устойчивость внимания, скорость и точность восприятия окружающей обстановки, быстрота и гибкость мышления. Важное значение имеют также личностные качества: с амостоятельность, ответственность, способность принимать решение в условиях жесткого дефицита времени, эмоционально-волевая устойчивость, готовность к самопожертвованию во имя защиты Отечества. В связи с данными требованиями возрастают требования к выпускникам Нахимовского военно-морского училища соответственно возрастают

Рис. 3. Морская практика

требования к методике проведения воспитательной работы и интегрирования с такими предметами как основы военно-морской подготовки, основы безопасности жизнедеятельности, физической культуры и т.д.

В условиях проведения специальной военной операции на Украине, операции в Сирии, экономических санкций, угрозы безопасности государства необходимо уделять внимание занятиям внеурочной деятельности, направленных на подготовку нахимовцев к службе в Военно-морском флоте. Предназначением выпускника Нахимовского училища является поступление в Высшее Военно-морское училище; он должен быть интеллектуально, культурно, нравственно и физически развит; иметь начальные знания и навыки военного дела, необходимые для замещения должностей младших командиров курсантских подразделений Высшего военно-учебного заведения; быть патриотом своей страны, готовым в любой момент встать на её защиту; быть верным воинскому долгу, обладать высокой дисциплинированностью, добросовестно относиться к учебе, стремиться к овладению профессией военно-морского офицера; иметь высокие морально-психологические, деловые и организаторские качества, физическую выносливость и стойкость.

Рис. 3. Всероссийская патриотическая акция «Пост №1» на Мемориале «1200 воинов-гвардейцев 11 гвардейской армии» в г. Калининграде

Для формирования высокообразованного, физически развитого молодого человека, обладающего высокими моральными принципами, беззаветно преданного своей стране, уважающего её историю, её героев, кроме основных учебных дисциплин, значительную роль играет работа вне занятий. Именно во внеурочной повседневной жизни проявляется трансформация нахимовцем полученных знаний в убеждения, стал ли он настоящим гражданином и патриотом или использовал знания лишь для получения высокой оценки. Только в повседневной жизни, на практике проявляются знания, умения и навыки, полученные на теоретических занятиях. Именно внеклассная военно-патриотическая работа является тончайшим инструментом для формирования гражданина и патриота.

Военно-патриотическое воспитание - это воспитание любви к своей Родине, уважение ее Вооруженных Сил, защитников Отечества на основе героического прошлого своего народа.


Литература и источники

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

  2. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)// СПС Консультант плюс

  3. Аронов А.А. Система патриотического воспитания учащейся молодежи /А.А. Аронов // Патриотическое воспитание в учебных заведениях отрасли культуры. - М.: МГУКИ, 2003. - 229 с.

  4. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. / Ю. С. Васютин. - М.: Мысль, 1984. - 172 с.

  5. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.

  6. Вырщиков А.М. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика / А.М. Вырщиков. М.: Просвещение, 1990. - 31 c.

  7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021- 2025 годы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: госпатриотпрограмма.рф.

  8. http://shmas.forum24.ru/?1-13-1545177600022-00000005-000-0-1

  9. Формирование системы военно-патриотического воспитания в организации повседневной жизни нахимовцев. Э.В. Смирнов

https://infourok.ru/formirovanie-sistemi-voennopatrioticheskogo-vospitaniya-v-organizacii-povsednevnoy-zhizni-nahimovcev-1933868.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!