СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура Донского казачества

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема раскрыта в полном обьеме. Традиции, обычаи, быт, культура казаков. 

Просмотр содержимого документа
«Культура Донского казачества»

Введение

История донского казачества и его богатейшее культурное наследие является одной из дискуссионных тем в отечественной исторической науке. С момента своего зарождения российское казачество играло особую роль в политических и социокультурных процессах страны. Именно донское казачество сохраняет культурные традиции на фоне идущих в мире процессов глобализации.

Исследование истории и культуры донского казачества имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку оно затрагивает целый комплекс проблем: позиционирование казачества как отдельного субэтноса и особого социального слоя в структуре российского общества, необходимость его возрождения, наличие для этого соответствующих социокультурных условий и т.д. Историко-культурологическое исследование традиционной культуры казачества способствует комплексному подходу к их рассмотрению.

Актуальность исследования определяется значимостью анализируемого явления и необходимостью сохранить и приумножить гражданское, культурное пространство своей малой родины; важно раскрыть сущностные характеристики деятельности человека в целом, в том числе и на Дону; одним словом, изучением не столько историко-литературного контекста проблемы, сколько понимания общей картины становления культуры родного края.Сегодня проблемы изучения и сохранения фольклора требуют пристального внимания как общественности, так и государства, ведь речь идёт о сбережении нематериального культурного наследия, которое без активных усилий может быть просто утеряно.

Степень разработанности проблемы. Исследование исторического фольклора донского казачества требует привлечения широкого круга научной литературы. История казачества в той или иной степени отражены в работах классиков российской исторической мысли Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьёва, Н.И. Костомарова.

С XIX в. интерес к фольклору постоянно растёт. Исследователи начинают выделять в его структуре различные смысловые группы. Первым отделяется от общей массы народного устного творчества исторический фольклор. Уже в среде славянофилов возникали дискуссии по его содержанию и значимости. Проблемы исторического фольклора освещались в работах В.Г. Белинского, А.П. Бессонова, К.Ф. Калайдовича.

Объектом исследования является традиционная культура донского казачества.

Предмет исследования: исторические сюжеты в фольклоре донского казачества.

Цель исследования: комплексное историко-культурологическое исследование фольклора и выявление особой роли исторической тематики в традиционной культуре донского казачества.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:

– определить роль и место песенного фольклора в культуре донских казаков;

– выявить исторические особенности развития казачьего фольклора и песенного творчества;

– проанализировать процесс сохранности песен исторической тематики в современном казачьем фольклоре;

– рассмотреть процесс распространения произведений авторского творчества в казачьей среде в социальном и культурно-историческом аспектах.

– показать место исторического фольклора в самобытном менталитете казачества.

Методологию исследования составляют хорошо зарекомендовавшие себя как в исторической науке, так и в фольклористике сравнительно-сопоставительный, сравнительно-исторический анализы, описательные и реконструктивные методы.


Глава 1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КУЛЬТУРА» И «ФОЛЬКЛОР»

1.1.Из истории вопроса


История культуры характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить, что же она собой представляет. Культура является результатом поведения людей, их деятельности. Она исторична, т. е. передается из поколения в поколение вместе с идеями, верованиями,ценностями людей с помощью изучения. Каждое новое поколение не усваивает культуру, оно вносит свои преобразования, а затем передает следующему поколению. Можно рассматривать историю человечества как целесообразную деятельность людей. То же самое и с историей культуры, которую нельзя отделить от истории человечества. По мнению П. С. Гуревича, "… культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Каждый исследователь обращает внимание на одну из ее сторон. Кроме того, культуру изучают не только культурологи, но и философы, социологи, историки, антропологи… Конечно же, каждый из них подходит к изучению культуры со своими методами и способами".В 1952 году американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон опубликовали книгу с обзором имевшихся к тому времени концепций и определений культуры. Они проанализировали более ста пятидесяти определений, каждое из которых отражало существенную сторону понятия культуры и, безусловно, имело право на существование. В 1963 году Кребер и Клакхон переиздали свое исследование, существенно дополнив перечень определений культуры за счет новых интерпретаций, появившихся за десятилетие, прошедшее со времени выхода первого издания.Эта работа дает достаточно четкое представление о типах и способах определения понятия культуры. Кребер и Клакхон разделили все определения культуры на шесть основных типов (от А до F), некоторые из которых, в свою очередь, разделяются на несколько групп.

1.2. Содержание понятий «культура» и «фольклор»

Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что является понятием культуры. Родоначальником такого способа определения культуры является знаменитый антрополог Э. Тайлор. По Тайлору, «культура, или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

Исторические определения, где упор делается на процессы социального наследования, на традицию. Примером здесь может служить определение, данное знаменитым лингвистом Э. Сепиром: культура – это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни». Недостатком определений такого рода является подчеркивание стабильности и неизменности, отчего упускается из виду активность человека в развитии и изменении культуры.

Нормативные определения. Они делятся на две группы. Первая – определения, ориентирующиеся на идею образа жизни. «Образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой... Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя» (антрополог К. Уислер). Вторая группа – определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Здесь можно процитировать два высказывания: «Культура – это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека» (философ Т. Карвер);культура – «это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции), независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях» (социолог У. Томас).

Культура - это «формы привычного поведения. общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» (социолог К. Янг). «Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации» (психоаналитик Г. Рохайм).

И, наконец, Генетические определения, где культура определяется с точки зрения ее происхождения. Они разделяются на четыре группы: F-I, где культура рассматривается как продукт или артефакт, F-II, где упор делается на идеях, F-II1, где подчеркивается роль символов, и F-IV, где культура определяется как нечто, происходящее из того, что не есть культура. Ниже следуют наиболее характерные образцы определений каждой группы. «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (социолог П. Сорокин). «Культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления» (социолог Г. Беккер). «Культура – это имя для особого порядка, или класса, феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем «символизацией». Говоря точнее, культура состоит из материальных объектов – орудий, приспособлений, орнаментов, амулетов и т.д., – действий, верований и установок, функционирующих в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация экзосоматических путей и средств, используемых животным особого рода, то есть человеком, для борьбы за существование или выживание» (социолог Л. Уайт). «То, что отличает человека от животных, мы называем культурой» (естествоиспытатель и философ В. Оствальд).
Сопоставляя эти явления, мы приходим к выводу о том, что каждое из них сосредоточивается на какой-то одной стороне, или характеристике, или качестве культуры. Как правило, они не являются взаимоисключающими.

Это самые общие суждения о культуре, относительно которых возможно согласие среди исследователей самых разных направлений в социальных и гуманитарных науках. Далее, конечно, начались бы разногласия. На них мы сейчас сосредоточиваться не будем. Для нас важно, что этих, предполагающих консенсус, представлений о культуре достаточно для обоснования культурного анализа. Кроме того, наше исследование посвящено не только культуре, как таковой, но и основано на фольклорных материалах донского края. Поэтому на ряду с понятием культуры необходимо дать и понятие фольклора.

Термин «фольклор» был введен в 1846 году английским ученым Джоном Томсом. Во второй половине 19 века англичанами был введен и термин «фольклористика» для обозначения науки о фольклоре. В переводе с английского «folk» -народ, «lore» - знание, мудрость, предание.

Фольклор – искусство, художественное творчество. По этой причине своеобразие фольклора обычно выявляют через сравнение его с художественной литературой. Таким образом рассматривает специфику фольклора В.П.Аникин в своем пособии «Русский фольклор» (М, 19877).

Один из важнейших признаков фольклора – его коллективность. Коллективная, совместная работа становится возможной только благодаря передаче произведений. Таким образом, массовое, народное становится традицией, устойчиво сохраняемым элементом содержания и формы устного произведения. Отсюда вытекает второй специфический признак фольклора – его традиционность. Фольклору именно как традиционному творчеству народной массы присуще такое качество, как устность.

Если обобщить все выше названные признаки фольклора, то можно сказать, что фольклор – это традиционное коллективное устное художественное творчество народа.Из природы фольклора следует его народность. Народность – категория конкретно-историческая. Народ жил по-разному даже в одну эпоху. Изменения в положении народа всегда отражались в фольклоре. То есть фольклор воспроизводил реальность с конкретных жизненных позиций тех, кто его творил.Показатель принадлежности того или иного произведения к фольклору – это его распространение в соединении с вариативностью. Одна запись фольклорного произведения, почти каждая, чем-то отличается от другой. В фольклоре произведения бытуют среди народа в бесчисленном количестве вариантов.

И, наконец, еще один признак: фольклор – искусство синкретическое («синкретизм» - с греческого «смешение»), так как для него свойственно соединение различных искусств – искусства слова, музыкального искусства, хореографического (которое мы можем наблюдать в хороводном пении), драматического искусства. Поэтому кроме фольклористики его изучают многие науки: литературоведение – общие особенности фольклора и литературы и их различия; диалектология по записям текстов изучает диалекты той или иной местности; этнография изучает роль фольклора в народном быту и его связь с обрядами; история – выражение в нем народного понимания исторических событий; искусствоведение – музыкальные и театральные элементы в фольклоре.

Н.П.Колпакова дает следующее определение фольклорного жанра: Жанр есть исторически сложившийся тип художественной формы, обусловленный определенной общественной функцией данного вида искусства и соответствующим характером содержания.

Жанры возникали постепенно, и на каждом лежит печать времени. Жанры в фольклоре обладают особой устойчивостью, и смена фольклорных жанров не наступает без веских оснований.

Фольклор развивался в зависимости от изменений в быту, социальной жизни народа и его сознании. Многие элементы фольклора менялись, перерабатывались, трансформировались. Происходила постепенная замена устаревшей системы жанров новой художественной системой.
Фольклорные жанры:

I. Раннетрадиционный фольклор (трудовые песни, гадания, заговоры).

II. Классический фольклор:

1. Обрядовое.

2. Необрядовое:

а) Прозаические жанры (сказка, предание, легенда, быличка);

б) Стихотворные жанры (былина, историческая песня, баллада);

в) Детский фольклор (прибаутка, дразнилка, пестушка, потешка, поддевка, считалка и т.д.);

г) Малые жанры (пословица, поговорка, примета, проклятье, скороговорка и т.д.).

III. Позднетрадиционный фольклор: (частушки, поэзия ВОВ, рабочий фольклор).

Фольклорные произведения дают основание судить о культуре Донского края.

Глава 2. КУЛЬТУРА ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА


Казачество есть яркая самобытная часть русского народа, первопроходцы и вечные защитники земли, народа и традиций Руси. От древних стен Азова до современности, через лишения и испытания пронесли свою самобытную и колоритную культуру кубанские, запорожские, донские казаки и сделали ее неотъемлемой частью великой культуры России. До нас дошли лишь отголоски мощной культуры казачества.

Своеобразие фольклора донских казаков состоит в том, что казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт многих народов, поэтому в традиционной культуре донских казаков мы можем найти много схожего в бытовании фольклора с традициями южнорусских областей России и, отчасти, украинской культуры, выявить присутствие восточных мотивов и сюжетов, и в то же время обнаружить массу самобытных черт.

2.1. О некоторых особенностях названий в культуре казаков.

Конники Асии - самое древнее Сибирское воинство, берущее начало от славяно-арийских племен, т.е. от скифов, саков, сарматов и др. Все они также относятся к Великому Турану, а туры - это те же скифы. Кочевые племена скифов персы называли "тура", поскольку за крепкое телосложение и отвагу, скифов самих стали ассоциировать с быками Турами. Подобное сравнение подчеркивало мужественность и храбрость воинов. Так, например, в русских летописях можно встретить такие обороты: "Храбр бо бе, яко и тур" или "Буй тур Всеволод" (так говорится о брате князе Игоря в "Слове о полку Игореве"). И вот тут-то возникает самое любопытное. Оказывается, во времена Юлия Цезаря (на это дают ссылку Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон в своем Энциклопедическом словаре) диких быков Туров называли "Urus"! ... И сегодня для всего тюркоязычного мира русские - это "урусы". Для персов мы были "уры", для греков - "скифы", для англичан - "скоты", для остальных - "tartarien" (татары, дикие) и "урусы". От них и произошли многие, основные с Урала, Сибири и древней Индии, откуда распространилось воинское учение уже в искаженном виде, известное нам по Китаю как восточные единоборства.

Есть одна известная казачья песня , имеющая шуточную и серьезную вариации. Припев ее звучит , как «орада-райда». Мало кто знает, но этот фольклорный напев имеет глубокие исторические корни.

Редедя был верховным князем адыгского союза племён (главным образом зихов и касогов) . Его высоко ценили в черкесских (западно-адыгских) преданиях, «своё племя и родину любил больше своей головы». Те же предания и русские летописи сообщают, что Редедя обладал большой физической силой, «не было в адыхейском народе никого, кто мог устоять против силы Редеди». Хвалу Редеде поныне воспевают в адыгских песнях, напев «Уэ Ридадэ» – это обязательная часть многих песен адыгского фольклора.

Исстари казаков принято считать воинами, защищавшими южные степи. Естественно, как для любого степного воина конь играл для казака огромное значение.

На Дону отношение к коню было особым. Это отношение впитало в себя почитание коня прежде всего евразийскими кочевниками. Казаков недаром называли «степными кентаврами», с рождения и до смерти конь сопутствовал ему во всех земных делах. Об умершем и сейчас на Дону говорят: «привязал коня», или «пошел бурных коней ловить». Конь, по воззрениям казаков, находился в тесной связи со своим хозяином, от чего возникло большое количество примет и гаданий . По записям Х. И. Попова, в старину, как рассказывают, часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары: а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается на Дон, прямо на двор своего хозяина, и тут-то начинаются над ним слезные причитания престарелой матери или молодой жены .

В фольклорной традиции боевому другу посвящены следующие строки:

Верный мой товарищ – конь горячий вороной.

С песней разудалой мы пойдем на смертный бой.


Коня вороного.

Седелица нова.

Под седелицей попона

Зеленого шелка.

«Казак без коня кругом сирота»- гласит казачья пословица.Разумеется, для воина важна амуниция, «справа» , как называли ее на Дону.

2.2. Одежда казаков.

Донское казачество с 1671 года признало протекторат московского царя Алексея Михайловича, то есть отказалось от самостоятельной внешней политики, подчинив интересы Войска интересам Москвы, Внутренний распорядок остался прежним. И только когда Романовская колонизация юга продвинулась до границ Земли Войска Донского, тогда Петром I была проведена инкорпорация Земли Войска Донского в состав Российского государства.

Папаха - согласно приказу ВВ № 380 от 1871г. была черной из смушки или мерлушки /шкура ягненка/ высотой от 15 до 25 см. Носились и так называемые «трухменки»- мохнатые папахи туркменского образца, принятые в Сибирском и Оренбургском войсках. Выпуклое, выступающее несколько выше меха верха папахи донце, было из светло-голубого сукна с крестообразно пришитой серебряной или белой лентой, которая проходила и по окружности папахи. Кокарда носилась по центру передней части папахи, или не носилась вовсе если казак находился на льготе. Вне строя на молебне папаху следовало держать в левой руке, донышком от себя и кокардой вверх, положив большой палец в сторону кокарды, а остальные внутрь папахи /Пр.ВВ № 191 от 1910 г./. Вне строя могли носиться белые и серые папахи.

      Кокарда  была металлической или фарфоровой георгиевских цветов, т.е. с черным центром и черным овалом через оранжевый овал. Наружный овал был у урядников серебристым, у рядовых казаков- белым. Офицерская кокарда имела наружный гофрированный овал. Цвета кокарды были общевойсковыми для всех родов войск. Во время первой мировой войны кокарды могли закрашиваться в защитный цвет. 

Черкески и гимнастерки перепоясывались узким кавказским наборным поясом черного или белого цвета. Офицеры носили на форменной одежде или кавказский пояс или офицерский полевой ремень шириной до 60 мм. образца 1912 года, имевший два плечевых ремня, перекрещивающихся на спине. Пояс имел сзади кожаную муфту с двумя кольцами, за которые крепились плечевые ремни, что предотвращало их сползание и соединение вместе. На поясе слева имелась муфта длиной 10 см, для ношения на двух пассовых ремешках шашки. 

Нижние чины плечевых ремней не носили. Шашка носилась в этом случае на узком плечевом ремне, утвержденном приказом по ВВ. 
Офицеры и нижние чины могли носить шашку и на кавказском поясе, имевшем узкие пассовые ремешки с креплениями для шашки. 
При ношении офицером шашки на плечевом ремне вне строя, поясной ремень мог и не одеваться. Только к походно караульной форме одежды относился башлык из голубого сукна, обшитый накрест от лобовой части белой тесьмой, При отсутствии зимней формы одежды башлык не надевался. Существовали определённые /неписаные/ правила ношения и заправки концов башлыка старослужащими и молодыми казаками.  Бурки - черного цвета носились казаками, как во время службы, так и при нахождении на льготе, но преимущественно в соответствующее времени года состояние погоды. 

   Все казаки имели как принадлежность формы плетку /нагайку/ из сыромятной кожи и сплетенную определенным способом. Плетка имела деревянную рукоять с петлей для ношения на кисти руки или на эфесе шашки.

За голенищем сапога казак плетку не носил. 

   Холодное оружие - терского казака состояло из шашки и кинжала. До 1904 г. вооружение шашки и кинжалы ККВ - Кавказского казачьего войска. Изготовлялись в Златоусте, имели клеймо ККВ и год выпуска. С 1913 г. разрешено было императором пользоваться любым, даже «дедовским» холодным оружием.В народной песне «снежочки» ярко описаны предметы казачьей справы:

У казака дом - черна бурочка.

Жена молодая все винтовочка.

Специфический образ жизни терских казаков, связанный с военной службой ощутимо повлиял на их музыкально-поэтическое искусство. Песенный фольклор терского казачества был насыщен картинами освоения Северо–Восточного Кавказа и отражает историю защиты южных рубежей России. Многие песни, строевые, маршевые, воинские составляли наиболее стабильную часть традиционного репертуара не одного поколения, были выучены от дедов и отцов и бережно сохранялись. Мужская традиция исполнения протяжных песен была связана с охраной поселений и защитных линий, а также с многолетней службой, которую вынуждены были нести мужчины данного сословия. Военные походы, привалы обычно сопровождались пением. Благодаря стабильному составу казачьих войск, складывалась благоприятная среда для формирования устойчивого фольклорного репертуара терских казаков.

2.3. Отражение жизни казаков в песнях и стихах.

Казак - это устойчивое понятие русского фольклора, которое связывалось с былинными богатырями. Первыми казаками были Илья Муромец (матёрый казак), Алёша Попович, Добрыня Никитич (Дончак). К ранним былинным казачьим песням можно отнести: «Казак наезжает на разбойников», «Добрыня и Маринка», «Илья Муромец на Соколе-корабле». Первоначально слово казак употреблялось в смысле «храбрец, лихач». Однако в песнях конца XVIII-XIX вв. оно неразрывно связывается с понятием «донцы», появляются различные его оттенки: «казаки лихие», «храбрые казаки», «донцы природные, на все пригодные». Сложились циклы былинных песен: «разинский», «булавинский», об атамане Бакланове, о Полтавском сражении и т.д. Самостоятельную группу составляют былинные песни об Отечественной войне 1812 г. («Слава Платову герою», «Шумел, гремел пожар московский», «Выхвалялся злой французик»). Особое место в песне занимает понятие «служба». Она часто именуется «матушкой» («Служба ли, матушка, тебе надоела»). Со времени начала рекрутских наборов в песнях появляется тема её тягот. Формируется цикл «рекрутских песен», которые относятся к «плачевным».

В XIX в. на Дон стал проникать городской романс. В результате переработки этот жанр приобрёл ряд характерных черт, что позволило ведущему знатоку по казачьему песенному фольклору А.М. Листопадову квалифицировать его как самобытный жанр «казачьего романса», вобравшего в себя лучшие черты «чистого» казачьего фольклора. В казачий фольклорный репертуар прочно вошли песни на стихи А.Ф. Мерзлякова («Среди долины ровныя»), А.С. Пушкина («Чёрная шаль»), С.Т. Аксакова («Ехали казаки со службы домой»).

На основе бытовых песен выделились другие жанры: шуточный, сатирический, кабацкий, застольный.

Казаки – это, прежде всего русские, которым дорога родная земля. Ради победы над врагом они не жалели своей жизни, мужественно переносили все тяготы войн. В тревожные для России дни казаки служили верой и правдой, оберегая страну от иноземных врагов. Их песни были полны оптимизма, воспевая силу русского человека, его веру в победу над врагом:

Из – под горки все туман, все туман,

Из тумана серый конь, серый конь,

На коне-то командир наш боевой, боевой.

Он скомандовал: «Казаки, все за мной, все за мной!»

Ведет сотню казаков за собой, за собой:

«За мной, братцы, не робей, не робей,

Опрокинем всех врагов поскорей, поскорей!»[3; 94].

Сама служба в песнях изображается с большой реалистичностью. Военные тяготы казака– один из главных мотивов песен. Встречаются песни, повествующие о “веселой службе” казака с некоторой иронией. Особая тема военных песен – печальные думы казаков, заброшенных на “чужу-дальню сторонушку”, о гибели на чужбине,о доме, о родной стороне:

Сторона ты моя, вот моя сторонушка,

Сторона моя чужая, все чужая.

Я не сам-то зашел на тебя, сторонушка,

Не сам я зашел, заехал.

Занесла-то меня, раздоброго молодца,

Занесла меня неволя, все неволя…


Свой первый и наиболее известный небольшой поэтический сборник «Казак» Е.П. Савельеву удается издать в 1905 году. [8.]:

Казачья песня

За курганом блещут пики,

Пыль несется, кони ржут,

И оттуда слышны клики,

Что донцы домой идут.

Видны синие мундиры,

С красным верхом кивера,

Впереди всех офицеры,

Перед строем юнкера.



 Казаки издревле жили семьями в укрепленных поселениях — «городках», позже названных «станицами» и «хуторами». Основополагающим принципом существования был «принцип рода», который объединял в себе прошлое, настоящее и будущее: заветы предков, достойное воспитание и жизнь настоящих поколений и деяния ради здоровой и активной жизни будущих поколений рода. Деление общины на возрастные «беседы» позволяло не нарушать связи поколений, передавать традиции казачества, отслеживать процессы воспитания и обучения юных казачат и казачек, воздействуя на них всем обществом, не прекращать обучение и воспитание до конца дней своих. В итоге — отсутствие в казачестве проблемы «отцов и детей», передача традиций в первозданном виде из поколения в поколение.

В силу исторически сложившихся обстоятельств казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого числа различных национальностей и этнических групп. Результатом этого многовекового развития явилось то, что в традиционной песенной культуре, например, донских и кубанских казаков можно заметить схожесть с музыкальным фольклором и традициями южнорусских областей России и, отчасти, украинской культурой.

Стилистическими отличиями казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. В репертуаре этнографических коллективов присутствует большое количество песен воинского содержания, как исторических, повествующих о реальном лице или событии, так и песен, посвященных описанию быта казака на военной службе. Местные протяжные песни в большинстве своем исполняются от лица мужчин или передают переживания мужчины. Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), которые мужчинами-казаками исполняются редко.


2.4. Малые жанры фольклора как отражение казачьих законов.


В казачьем фольклоре проявляется образность народной речи. Пословицы, поговорки были важнейшей составной частью казачьего говора. Для казаков острое слово - тот «груз, который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает». В казачьем фольклоре как бы слились воедино поэзия народа и его мудрость.

Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось обучение его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!»

В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. Именно обучения, но не развития. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию — шашке (кинжалу) и умению ездить на лошадях.

Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды или нужды казак обязан приходить на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы со стороны нуждающегося.Казачьи заповеди. Превыше всего в казачестве были казачья воля и народоправство. Честь и доброе имя для казака дороже жизни. Казаки все равны в своих правах. Помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы Божьи». По тебе судят обо всем казачестве — народе твоем. Служи верно своему народу, а не вождям. Держи слово, слово казака дорого. Чти старших, уважай старость. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа. Погибай, а товарища выручай. Будь трудолюбив, не бездействуй. Береги семью свою, служи ей примером.

Казачьи пословицы и поговорки:

• Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

• И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.

• Казан проверяют по звону, а казака по слову.

• Казак молодой, а сноровка старая.

• Казаком быть — не разиня рот ходить.

• Казачья смелость порушит любую крепость.

• Веселы привалы, где казаки запевалы.

• Где тревога, туда казаку и дорога.

• Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.

• Чтобы больше иметь, надо больше уметь.

• Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.

• Не хвались казак травою, хвались сеном.

• Пироги на кустах терна не растут.

• Хочешь быть на высоте — выбирай путь в гору.

• Иные казаки за углом кричат до хрипоты, а как до дела — прячутся в кусты.

• Смекалка во всяком деле казака выручает.

• От безделья не бывает у казака веселья.

• Без работы, как без заботы, и умный казак в дураках ходит.

2.5. Образ Дона в фольклоре казаков.

Любовь к родине, воплощением которой служили батюшка Дон, была возвышенной, одухотворенной. Выражение этой любви вылилось в особую форму песенного повествования, соответствующую этим возвышенным чувствам. С Доном связана целая система различных символов – отцовство, вера, путь. Целостный поэтический образ Дона, сложившийся на основе действительной жизни, казачьего мировоззрения, свидетельствует о духовной силе и высокой песенной культуре вольного казачества.

Дон – самый популярный образ казачьей песни. Поэтизация его обусловлена конкретными историческими, экономическими и социально-бытовыми условиями жизни казаков. Казаки группировались в вольные ватаги и длительное время скитались по Руси, не имея семьи. С Доном Ивановичем, взлелеявшим, вскормившим, воспитавшим казака, были связаны у этих людей особые чувства.

Этот период жизни отразился в исторических песнях о Ермаке и Степане Разине, где казаки «донские» собирались во единый круг «думу думати единую». Но правительственная реакция все более и более усиливалась и привела в 18в. к уничтожения казачьего самоуправления. Произошла коренная ломка общественного устройства, нравственно-бытовых традиций, социальная дифференциация в казачьей среде.

Разрушение патриархальных отношений в быту и службе, расширение внешних связей, социальное расслоение оказали влияние на их мировоззрение. Особенности этой эпохи оказали влияние и на развитие казачьего поэтического творчества. Значительно расширяется тематика песен. Развитие песенного творчества идет по линии конкретизации содержания, усиления реалистических элементов, обобщения и социального заострения образов.

В песнях этого периода часто отражается образ Дона. Но он претерпевает значительные изменения, переосмысливается. Он освобождается от идеализации, наполняется конкретным реалистическим содержанием. В связи с этим образ сужается, теряет свой эпический характер и выполняет в песне новые художественные функции.

Содержание песен охватывает период с середины 16 до начала 20 века выборы Ермака атаманом перед походом в Сибирь, набеги турок на главное войско, жалованье.

В эпоху постоянных войн, в которые ввергался народ и казачество, этот мотив становится самостоятельной темой повествования. Образ Дона, в них служит для выражения народной оценки и ненависти к войне. Песни антивоенные; по содержанию получают обличительную окраску, социально заостряются:

Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,

Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами,

Наполнена вода в тихом Доне

Отцовскими, материнскими слезами.

Отрицательное отношение казачества к войне служит также основным мотивом многих песен, включающих образ Дона. Сюжет в песнях выступает как организующее начало, посредством которого историческая действительность, подлинные факты преображаются в художественное произведение. Выбор сюжета казака царской грамоты, смерть Ивана Грозного, борьба за Азов. Песни дают представление о различных аспектах военной действительности, эпизодах военно-походной жизни, поворотных событиях. Донские песни оказывают патриотизм народа через характерный образ казака «на службине государевой», через черты героической боевой жизни и походного быта. В них присутствует упоминания о месте событий «На Усть-Дону было тихо», «На речке было, на Камышинке» (приток Дона). «Как у нас-то было на Дону». В них река становится героем песен, поэтические тексты координируются с напевами уже по комбинаторному принципу, через восприятие состояние реки(быстро-медленно течет Дон, мутная-чистая вода) можно оценить отношение казаков к событиям.

Многие песни – это картины жизни обыденной, в которых отражаются нравственные законы человеческой жизни. Эти правила чисты и прекрасны. Верность, братство, любовь, бескорыстие, трудолюбие, смелость – вот что извечно воспевали казаки. Зависть и корысть, трусость и лень, ложь – вот что судили высшей мерой. Самый уважаемый и любимый герой казачьей песни – тихий Дон, символ вольной жизни, батюшка-кормилец.

К женщинам у казаков было уважительное отношение, она была свободной казачкой.

Особое место в обрядах, существующих на Дону, принадлежит песне, причитания, плачи представлены у казаков в меньшей степени.

Таким образом, в соответствии с изображением пространства в обрядовых песнях образ реки не имел большой смысловой нагрузки, как в исторических песнях. Хотя группы песен разных циклов могут объединяться посредством общего зачина «как бывало Дон бежал, а теперь Дон помутился весь». «Со дна меня, тиха Дона, ключи бьют/посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит (Молодец и девица). «Распустил своих ясных соколов да по тиху Дону». Типизация образов свойственна и поздним песням, в основном литературного происхождения. «Здравствуй, Дон и наш Донец и родные мать-отец». «Здравствуй, Дон, отец родной».

Выявление и описание ключевых слов казачьей культуры плохо изучены, но несомненно, что содержание песен семантически нагружено. По материалам песенного воинского фольклора опорными словами в песнях являются: атаман, битва, войско, жизнь, закон и, конечно, Дон.

Дон – земля-вода донских казаков, кормилец, отец родной, православный, потому что сверху донизу населен православными людьми. Дон – река жизни и путь, по которому осуществляется освоение пространства, Дон называют «столповой рекой».

    2.6. Вера в Бога на Дону.

Как и основное дореволюционное общество, казаки были глубоко верующими людьми. Вера в Бога объясняла мировые проблемы и помогала воинам достойно нести свой крест.    

ОТЧЕ НАШ

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля твоя, Яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущий даждь нам днесь, и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе.


МОЛИТВА СВЯТОМУ ДУХУ

Царю небесный, Утешителю, Душе истины. Иже везде сын и вся исполняй. Сокровище благих и ижзни. Подателю, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Боже души наша.

Спаси, Господи, люди Твоя и благослави достояние Твое, победы благоверным людям на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим живительство.


МОЛИТВА АНГЕЛУ-ХРАНИТЕЛЮ

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя, ты мя днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.


К числу казачьих святых по праву относят  Илью Муромца, былинного героя - защитника Земли Русской. Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память его по церковному календарю – 19 декабря (1 января по новому стилю). Нетленные мощи его покоятся в лаврских пещерах. Илья Муромец был канонизирован еще в 1643 году, и русское воинство сразу признало святого богатыря своим покровителем.

Главным же покровителем казачества считается святой воин Георгий Победоносец.

Историко-культурная специфика предопределила основные черты духовного мира казака: любовь к Родине («Казак скорее умрет, чем с родной земли сойдет»), вольнолюбие («Степь да воля - казачья доля»), воинственность («Казаки все наголо атаманы»), удальство («Лучше голову сложить, да казачьей чести не уронить»), коллективизм («Сам погибай, а товарища выручай»), приверженность традициям («Жизнь казака - Отечеству, сердце - Дону, душа - Богу, честь - никому»), отвагу («И один в поле воин, если он по-казачьи скроен»), предприимчивость («Казак донской, что карась озерской: и икрян, и солон»). Монолитный сплав этих качеств и породил уникальный мир традиционной культуры казаков.


Заключение

В данной работе были теоретически изучены основы традиционной культуры донского казачества, изучен состав и особенности понятия «исторические сюжеты в фольклоре донского казачества», а также выявлены уровни понимания данного явления в сознании современных «пользователей фольклора» с учётом обозначенных реалий. Следовательно, цель нашего исследования можно считать полностью достигнутой.

По результатам работы возможно сделать следующие выводы. Изучение научной и художественной литературы по проблеме изучения культуры донского казачества показало, что вопрос изучения данной темы сейчас актуален. Доказано, что изучение донского фольклора прежде всего ориентировано на открытие объективных законов, которые выявляют важные и необходимые связи между развитием историко-филологического развития общества и явлениями действительности. Понимание общей картины объективного развития культуры Донского края дают её носителям именно эти законы. В соответствии с поставленной целью, в работе были решены следующие задачи:

– определить роль и место песенного фольклора в культуре донских казаков;

– выявить исторические особенности развития казачьего фольклора и песенного творчества;

– проанализировать процесс сохранности песен исторической тематики в современном казачьем фольклоре;

– продемонстрировать связь исторических событий, происходящих на территории Волго-Донского региона, с истоками традиционного казачьего самосознания;

Очевидно, что изучение основ традиционной культуры донского казачества определяются целями воспитания, обучения, развития молодого поколения дончан и имеют исторический характер. Мы убедились, что в процессе развития казачьего фольклора и песенного творчества развивались и совершенствовались все жанры устного народного творчества, но ряд из них остается неизменным.

Рассмотрев многочисленные попытки разработать систему историко-литературной системы донского фольклора, мы обратились к его анализу, позволившему выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие концепты:

1) особенности названий предметов быта и предметов культуры ;

2) одежда и вооружение казаков;

3) фольклорные песни и стихи донского казачества;

4) малые жанры устного народного творчества;

5) вера в Бога как нравственно-этический аспект культуры казаков.

Проведенное в работе социологическое исследование позволило сделать вывод о недостаточном знании народом казачьей истории и культуры. Данный факт подтверждает актуальность нашего исследования, объясняет редким использованием казачьей обрядовой культуры в повседневной жизни. В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и древо погибнет». Так и народ и нация, не знающая своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще, поэтому очень важно, чтобы работы исследователей-фольклористов, хранителей народных традиций донских казаков, изучались, внедрялись в нашу жизнь как необходимый элемент народной культуры.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аникин В.П. Русский фольклор.-М., 1987.-С.3-82.

  2. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М., 2001.

  3. Аникин В.П. Теория фольклора. – М., 1996. – С.29-182.

  4. Бурняшев В.Г. Гроза с Дона, - г. Сальск, 2004 год

  5. Грут В., Курков Г. Военная энциклопедия казачества. М., «Яуза», «Эксмо», 2009 г.

  6. Данцев А.М. Город на холме. Казачья столица : приметы прошлого. Новочеркасск. « НОК», 2005 г.

  7. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений. – М.,2002.-С.5-14.

  8. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.,1983.- С.7-20, 23-31, 289-298.

  9. Краснов Е.И., Пониделко А.В. Новочеркасск. Столица мирового казачества - М., ВАГРИУС, 2008 г.

  10. Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора. Учебное пособие. – Челябинск, 1998. – С.5-22, 45-86.

  11. Петров Дм. Бирюк. Сказание о казаках. - Ростов – на – Дону. Ростовское книжное издательство, 1998 г.

  12. Русское народное поэтическое творчество. Под ред. А.М.Новиковой. – М.,1986.-С.5-1

  13. Семенихин Г.М. Новочеркасск. М., «Современник», 1984 г.

  14. Федоров Е.М. Ермак. - М., «Эксмо», 1998 г.




26




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!