СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Донские Казаки

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие у детей представлений о человека в истории и культуре донского казачества

Воспитание уважения к традициям и обычаям донского казачества

 

Просмотр содержимого документа
«Проект Донские Казаки»

Донские казаки



Вид проекта:

Познавательно – творческий.

Срок реализации:

Длительный (ноябрь - май)

Формы и методы реализации проекта:

Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.

Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.

Участники проекта: дети группы, воспитатели, родители, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.




Цели: – развитие у детей представлений о человеке в истории и культуре донского казачества;

- воспитание уважения к традициям и обычаям донского казачества, положительного отношения, толерантности ребенка к детям и взрослым разных национальностей, проживающих на Дону;

- развитие осознания детьми принадлежности к своему роду.

Задачи:

- способствовать воспитанию любви к своей семье, соотечественникам, осознанию ребенком себя как гражданина Донского края, своей страны, уважительно, с гордостью относящегося к символике РФ и донского казачества (флагу, гербу, гимну); достижений своего края, осознанию торжественности национальных праздников;

- развивать представления об устройстве человеческого жилья, предметах домашнего обихода, хозяйственной деятельности, познавать их практическое назначение (свойства);

- развивать познавательные способности: находить причины и следствия событий, происходящих в историко – географическом пространстве, классифицировать материальные свидетельства в хронологическом и функциональном порядке;

- обогащать субъективный опыт ребенка на основе совместного проживания, познания, переживания, преобразования регионального содержания;

- развивать интерес к слову, умение называть существенные признаки, качества, действия с помощью эпитетов, сравнений, метафор (казак по характеру лихой, свободный, смелый, честный, отважный, добрый);

- составлять небольшие рассказы на основе жизненных впечатлений, связанных с родным краем;

- создавать условия для восприятия и понимания донского фольклора (колыбельные, песенки – потешки, пословицы, заклички, поговорки, сказки), отражающего взаимоотношения казаков с миром природы и друг с другом;

- отследить динамику формирования знаний об истории казачества у детей и родителей.

Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого казачества:

- формирование представлений о традиционной семье казака; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;

- знакомство детей с понятием «курень» – дом, избой - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;

- ознакомление с основными занятиями казачества: земледелием, пчеловодством, рыболовством, орудиями производства;

- знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел – ткачество, вышивка, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и бересты и т.д.

- знакомство детей с фольклором казачества. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;

- освоение старинных детских игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;

- через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников;

- ознакомление детей с понятием «музей» и формирование представлений о том, какие бывают музеи.

Основные идеи проекта:

- чередование будней и праздников, объективно зависящее от смены природных циклов и духовно осмысленное в рамках того или иного мировоззрения – сезонные обряды и обычаи, приуроченные к духовным событиям православного календаря;

- цикл человеческой жизни от рождения до кончины, духовно осмысленный в обрядах и обычаях семейной традиции;

- исторический ход жизни края, села с древности и до наших дней, запечатленный в эпической традиции, в архитектуре, в системе государственных праздников и памятных дат, во вкладе наших земляков в кубанскую культуру.

В работе по гражданско-патриотическому воспитанию предлагается развитие нескольких направлений:

1. Нравственно- патриотическое;

2. Эмоционально- эстетическое;

3. Экологическое (краеведческое).

Основные принципы проекта:

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно- нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное воспитание.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учетом традиций своего края и возможностями восприятия старшего дошкольника.

Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии в школьный музей, храм для накопления чувственного опыта.

Принцип отбора содержания: светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ), учет требований типовых программ, многоуровневость.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду на основе сотрудничества







«Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,

наша любовь к Родине имеет своим истоком

тот «уголок земли», где мы родились и выросли »

(Н. Смирнов)

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящий период коренных социальных изменений, отмечаемых во многих сферах общества, особую актуальность приобретает воспитание у подрастающего поколения гражданской ответственности, патриотизма, развитие чувства сопричастности к отечественной культуре и истории.

Возрождение казачества – свершившийся факт. Заслуги казачества перед Отечеством неоспоримы. Восстанавливается разорванная связь времен, потомки казаков начали активно интересоваться своей историей, изучать историко – культурное наследие казачества.

В дошкольное образование переживает этап преобразования, определения приоритетов и переосмысления системы ценностей.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается значимость «…разработки и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных, социально – экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации…».

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что часть образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать специфику национально – культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Поэтому одной из важнейших задач дошкольной организации является формирование у воспитанников интереса к истории, этнографии родного края, приобщение детей к духовному и культурному наследию жителей Дона.

Детство – это замечательный период времени, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте так важно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его истории и культуре, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Через народную культуру у детей развивается духовно – нравственная сфера и творческие способности.

Национально – региональный компонент, на наш взгляд, должен включаться во все виды и формы детской деятельности. Только так возможно духовно – нравственное развитие патриотических чувств дошкольников посредством приобщения их к культуре донского казачества. Дети, знающие историю и любящие свой родной край, вырастут настоящими патриотами своей Родины.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило нас к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, области, крае и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.

Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.

Опираясь на методические рекомендации, выделенные в парциальных программах по патриотическому воспитанию дошкольников, мы занялись организацией предметно-развивающей среды.



Этапы и сроки проведения проекта.

- 1-й этап. Замысел проекта и его разработка (ноябрь)

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта; составление тематического планирования мероприятий; анкетирование родителей (см. приложение); создание уголка прикладного искусства. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.

- 2-й этап. Реализация проекта (декабрь - апрель)

Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа воспитателей в режиме инновационной деятельности. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

- 3-й этап. Заключительный (май)

Обобщение результатов работы; анализ деятельности; презентация; удовлетворенность всех участников результатами.



Организация деятельности в ходе выполнения проекта

(перспективный план по месяцам)

п/п

Мероприятия

Срок

Ответственный

Подготовительный

1.

Выявление проблемы

Ноябрь


Воспитатели

2 .

Определение темы и цель проекта

Воспитатели

3.

Подборка материала по теме проекта

Воспитатели

4.

Составление плана совместной деятельности

Воспитатели

Анкетирование родителей: «Казачьему роду – нет переводу».

Цель: выявление семей, причастных к казачьему роду, их отношения к православию, осведомленности о традициях предков.

Воспитатели

Основной

1.

Беседа «Донской край – мой край» (рассматривание иллюстраций «Донские пейзажи)

Цель: сформировать представления о малой Родине, Донском крае.

Декабрь

Воспитатели

2.

Беседа: « Символы Ростовской области» (рассматривание герба, флага Ростовской области, рисование флага).

Цель: сформировать представление о том, что такое герб, флаг, гимн. Рассказать о символике цветов флага Ростовской области.

Воспитатели

3.

Беседа: «Дон – река» (рассматривание иллюстраций с изображением реки).

Цель: сформировать представление о реке Дон, о ее судоходстве, об использовании в народном хозяйстве.

Воспитатели

4.

Рассказывание сказа «Почему Дон Ивановичем зовут» В. Моложавенко.

Цель: сформировать представление о том, почему народ так душевно отзывается о реке Дон; проследить по карте Ростовской области течение реки Дон.

Воспитатели

Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции мини – музея культуры и быта.

Воспитатели

2.

Беседа: «Казачья семья» (рассматривание фотографий казачьих семей).

Цель: сформировать представление о том, как складывались семейные отношения на Дону.

Январь


Воспитатели

3.

Беседа: «Казачий костюм» (рассматривание фотографий казачьей одежды).

Цель: сформировать представление об одежде казака; воспитывать интерес к истории Донского края.

Воспитатели

4.

Беседа «Зимние забавы на Дону».

Цель: развивать умение детей строить снежные городки, изготовлять ледяные скульптуры и их раскрашивать.

Воспитатели

5.

Беседа «Раз, два, три, четыре, пять – мы собрались поиграть».

Цель: сформировать представление об играх и развлечениях казаков.

Воспитатели

Участие родителей в составлении генеалогического древа своей семьи, придумывание герба и девиза семьи.

Воспитатели

Родители

1.

Беседа: «Жилище казака» (конструирование куреня).

Цель: познакомить с жилищем донских казаков – куренем, обогащать представление детей о быте казаков.

Февраль


Воспитатели

2.

Беседа: «Символика войска Донского» (рассматривание иллюстраций герба, флага, пернача, булавы, бунчука, насеки, печатей войска Донского).

Цель: познакомить с символикой казаков – герб, печать; вызвать интерес к истории войска Донского, чувство гордости за своих земляков.

Воспитатели

3.

Физкультурный досуг «Казаки – защитники Отечества».

Цель: сформировать представление о казаках – защитниках Отечества (провести соревнования между командами казачат).

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

4.

Развлечение «Широкая Масленица».

Цель: продолжать знакомить с донскими традициями; сформировать представление о праздновании Масленицы на Дону.

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Консультация для родителей: «Традиции казачества в воспитании казачат».

Воспитатели

1.

Беседа «Донской говор».

Цель: сформировать представление о том, что каждый народ имеет свой язык; познакомить с донским говором.

Март


Воспитатели

2.

«На казачьем кругу» (показ презентации).

Цель: сформировать представление о казачьем круге, кто принимал в нем участие, какие вопросы решались в кругу, как принималось какое-либо решение.

Воспитатели

3.

Рассказывание произведения П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона».

Цель: знакомить детей с казачьими сказками, их особенностями, помочь детям понять их смысл.

Воспитатели

4.

Беседа «Донской народный театр» (настольный театр «Казак и лиса»).

Цель: сформировать представление о донском театре.

Воспитатели

Консультация для родителей: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами казачьего фольклора»

Воспитатели

1.

Беседа: «Весна на Дону».

Цель: познакомить детей с характерными признаками весны; воспитывать любовь к донской природе.

Апрель

Воспитатели

2.

Беседа: «Степное раздолье».

Цель: сформировать представление о степи, о том, как выращивают хлеб.

Воспитатели

3.

Беседа: «История вещей. Посуда» (рассматривание иллюстраций казачьей посуды, лепка из глины посуды)

Воспитатели

4.

Беседа: «Хороши привалы, где казаки запевалы».

Цель: сформировать представление о казачьей песне.

Воспитатели

5.

Музыкальное развлечение «Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать».

Цель: познакомить детей с особенностями казачьей песни, учить отличать ее от других песен; воспитывать любовь к народному творчеству.

Воспитатели

Консультация для родителей: «Растим детей патриотами».

Воспитатели

1.

Досуг «Игры донских казачат».

Цель: сформировать представление об играх и развлечениях донских казачат.

Май

Воспитатели

2.

Рисование «Казачок с казачкой».

Цель: закрепить знания детей об одежде казака и казачки.

Воспитатели

3.

Викторина «Донской край».

Цель: закрепить знания детей о Донском крае; развивать интеллектуальные способности детей, внимание, память, речь.

Воспитатели

4.

Развлечение «На завалинке».

Цель: систематизировать знания детей о донском крае, пословицах, поговорках, песнях донских казаков; воспитывать чувство гордости за родную культуру.

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Консультация для родителей: «Без прошлого нет будущего».

Воспитатели

Заключительный




1.

Подготовка презентации проекта

апрель

Воспитатели

2.

Выступление на педсовете

май

Воспитатели

3.

Флеш – карта с накопленным материалом

май

Воспитатели

4.

Разучивание комплекса казачьих народных игр (картотека)

в течение проекта

Воспитатели




Ожидаемые результаты:

Реализация проекта позволит:

- Сформировать у детей основы этнических инстанций, укрепить оптимальные черты личности детей, оптимизировать позитивное восприятие детьми друг друга и сформировать основы бескорыстности и благотворительности, снизить уровень проявления негативных эмоций, развивая тем самым элементы саморефлексии;

- Изучение истории развития родного края, обычаев православной казачьей семьи, воспитание уважения к прошлому донских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствуют развитию социально – творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые были завещаны предками;

- Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, ее прошлому и настоящему;

- Воспитание гражданина, духовно-нравственной личности дошкольника.

- Собрать фотографии, предметы быта, литературу по истории казачества и создать мини-музей.

- Выявить родителей, связанных с историей казачества;

- В результате осуществленной воспитательной деятельности родители станут активнее включаться в управление содержанием воспитания, отмечаться повышения их интереса к вопросам духовно – нравственного воспитания на основе казачьей семьи, к истории своей семьи;

- Систематизировать уровень работы педагогов по формированию у дошкольников патриотического воспитания (используя региональный компонент) .

Литература

  1. Н.В. Корчаловская, Н.Ш. Лебедева, И.П. Микаелян: Духовно – нравственное и патриотическое воспитание дошкольников на основе этнокультурного казачьего компонента. 1 – 2 части. Ростов – на – Дону издательство ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО 2018г.

  2. Т.И. Агуреева: Казачий костюм: учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учетелей начальной школы, гувернеров, родителей. Москва 2011г.

  3. М.П. Астапенко: Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов – на – Дону 2004 г.

  4. Т.В. Земрах: Культура и быт донского казачества. Шахты 2005г.

  5. Н.В. Елжова: История Донского края. Волгодонск 2006г.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!