СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Знакомство с культурой донского казачества через приобщение к народному фольклору"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как знакомить детей с культурой донского казачества, чтобы им было интересно? Конечно, через то, что им особенно близко, сказки, потешки, пословицы... Хочу поделиться своим опытом с педагогами...

Просмотр содержимого документа
«"Знакомство с культурой донского казачества через приобщение к народному фольклору"»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №61 г. Новочеркасска

Знакомство детей с культурой донского казачества через приобщение к народному фольклору


Консультация для педагогов (из опыта работы)





Новочеркасск






Консультация для педагогов

Знакомство детей с культурой донского казачества через приобщение к народному фольклору

Цель. Представление опыта работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и ценностями наших предков.

Ход консультации.

В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования важнейшим аспектом в воспитании является патриотическое воспитание дошкольников. Наш регион – край донских казаков, которые всегда были ярким примером истинного патриотизма и подлинной любви к Родине. Кроме того, целью регионального образования и воспитания является:

1. формирование интеллектуального потенциала области;

2. развитие с раннего детства и воплощение в реальность межнационального согласия;

3. воспитание поколения, связанного духовно с малой родиной, ее культурой, национальными традициями.

Как познакомить детей с культурой и ценностями наших предков, соединить невидимую связь поколений и сделать это так, чтобы детям было интересно, развивало их личности? Оказывается, можно! Надо только обратить внимание на окружающий мир и облечь это в сказочную и поэтическую форму. Тогда все станет понятным и близким! В этом и состоит замечательное свойство русского фольклора. Очень много пословиц, потешек, сказок сложили сами казаки, вложив в них свой жизненный опыт, народную мудрость и юмор. В народе любимец – трудолюбивый весельчак, а поговорки, пословицы, сказки, сказания и юмор помогал воспитать в молодом поколении патриотизм, духовность, гражданственность и ответственность. Казак – это Воин, его сила идет от Матушки – земли, оберегать и охранять ее – главный Долг и священное Право.

Мы с детьми и родителями провели акцию «Пословицы и поговорки донских казаков» и открыли для себя неисчерпаемый кладезь народной мудрости, который у нас, взрослых, оставил в душе след восхищения точностью, ёмкостью, глубоким смыслом и огромным воспитательным потенциалом.

- «Казак скорей умрет, чем с земли родной уйдет»

- «Казачья смелость порушит любую крепость»

- «Смекалка во всяком деле казака выручает»

- «И один в поле воин, если он по-казачьи скроен»

- «Чем слабее твоя воля, тем труднее доля»

- «От безделья не бывает у казака веселья»

Наши ребята полюбили казачьи игры, развивающие удаль, ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность. Дети заражались этой неистовой энергией, соревновались с полной отдачей, старались показать свои лучшие качества. Было ощущение, что в них проснулся какой – то зов предков, ведь, возможно, в них течет казачья кровь воинов – богатырей, и говорит их опыт и даже мудрость! Ведь в 7 лет казачата скакали на конях, учились на скаку владеть саблей. В семь лет мальчик уходил жить в мужскую половину дома, чувствовал ответственность за дом, работал в поле, ухаживал за скотом, и спрашивали с него за то, что сделано, а что не сделано. «Чтобы больше иметь, надо больше уметь». Так учили казачат!

Знакомя детей с культурой донского казачества, мы проводили тематические дни, посвященные темам:

- «Хлеб – святыня»

- «Всякому мила своя сторона»

- «О пороке и добродетели»

- «Мать праведна –ограда каменна»

- «Чтобы больше иметь, надо больше уметь»

И надо сказать, что с тех пор дети твердо усвоили поговорку «Хлеб – всему голова!» Как трудно вырастить хлеб! Его может спалить солнце, залить дождь, убить мороз, а сколько труда в него вложено! Хлеб – дар Божий и относились к нему как к святыне!

- «Каков у хлеба, таков у дела»

- «Не держи денег в узлу, держи хлеб в углу»

- «Дай, Бог, покой, да хлеб святой!»

Не всегда хлеб был на столе, но уж в праздники столы ломились от пирогов, блинов, помпушек! Мы узнали, как «хлеб на стол пришел». Дети перестали оставлять недоеденный хлеб и старались доесть весь.

Казаки почитали свою землю, малую родину.

- «На какой земле родился, там и Богу молись»

- «Разлученный с родиной всю жизнь плачет»

В этот день мы с ребятами совершили вертуальную экскурсию по Новочеркасску, говорили о красоте и уюте родного города, его достопримечательностях. Читали наизусть стихи о Родине, рисовали свой дом и двор, достопримечательности Новочеркасска.

Рассуждая о «пороке и добродетели», мы философствовали. «Что такое добродетель? Как вы это понимаете?», - на этот вопрос дети ответили достоточно быстро. «А что значит делать добро?», - ответов было много и самые разные, но самый распространенный – помогать другим, никого не обижать и все делать хорошо, стараться. Далее мы шли от противного. А как вы думаете, порок – это тоже добро или зло? Подумайте, даже слово само резкое! Порок… Что, по-вашему, может быть пороком? Выяснили, что все плохое: воровство, обман, злость… Чужое брать нельзя! Потешки и прибаутки учили этому и малышей.

- Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух дуду,

А я дудочку нашла,

Пастушку отдала:

-На-ка, милый пастушок,

Ты спеши на лужок,

Там Буренка лежит,

На теляток глядит, а домой не идет,

Молочка не несет,

Надо кашку варить,

Казачат накормить!

Храбрость, щедрость, почтение к старшим – вот главные добродетели наших предков.

- «В доме, где нет старших, много плача»

- «Старшему нос подотри, да держи его для совета»

Мы рассуждали над смыслом этих пословиц, учились быть терпимее, добрее, дети рассказывали мне о своих замечательных бабушках и дедушках. Мы выучили:

Бабушка старенька,

Бабушка добренька

Внучат любит,

Всех приголубит,

Погладит по головке,

Сошьет обновки!

А еще старались делать добрые дела – кормили птиц, котят, помогали близким, ходили в магазин… Идя к этой теме, мы много читали рассказов В. Осеевой, Н. Носова, А. Барто. Дети с восхищением восприняли то, что казаки бедным помогали тайно, чтоб не обидеть человека, и чтоб никто об этом не знал, к этому приучали и детей. Почти половину своих доходов казаки отдавали на бедных, сирот, стариков, школу, церковь.

- «Идет сирота – отворяй ворота»

- «Руки будут, деньги будут»

- «Всей воды не выпьешь, всех денег не в карман не положишь»

Надо сказать, что это общение очень сблизило нас, мы лучше узнали своих детей и родителей.

Отношение к семье, к своему роду – очень важная сторона казачьей культуры и ценность эта выражалась в культе матери и отца. Дети росли на бабушкиных песнях и сказках, на народных играх, в атмосфере любви и доброго народного юмора.

Пошла Маня на базар,

Принесла домой товар:

Родной матушке – платок,

Посередочке цветок.

Братьям – соколам

По козловым сапогам,

Сестрицам-лебедицам –

Да по бедым рукавицам!

«Никто еще не заплатил долг матери» Почему? Просто его невозможно заплатить, он бесценен! Этот день мы приурочили ко Дню матери и приготовили для наших мам настоящий праздник. Здесь были шутки и песни, сценки и веселые частушки, забавные соревнования и игры, вернисаж портретов мам, музей памятных вещей и подарки дорогим мамам. Все были счастливы, растроганы и, уверена, этот день надолго всем запомнился.

Трудолюбие воспитывалось через живой пример старших и фольклор:

Аленка- малёнка шустра и быстра!

Воды наносила, сарафан дошила,

Носок довязала, ягод насобирала,

Везде поспела – в охотку ей дело!

Наш сынок – удалой казачок,

Он рано встает, скотину уберет,

Травы накосит, воды наносит!

Чок-чок- малышок, донской казачок!

Быстрые ножки, красные сапожки,

Всюду мелькают, везде успевают!

Допускалось мягкое порицание, признавалось право на ошибочное поведение, но с пониманием правильного поступка.

- Красна девица, сходи за водицей!

- Волка боюся, медведя страшуся!

- Волк на работе, медведь на заботе!

Сходи, не ленись, добром покажись!

Или:

Нескладёнушка наша Манюшка:

Пирожок пекла- вышла шанежка.

Положила студить на сквозняк, на порог-

Поднял шанежку и унес ветерок.

Зайчик в кустиках скушал шанежку.

- Мастерица! – сказал всем про Манюшку.

Т. е. все у тебя получится, ты только делай, не ленись! Кому хочется быть похожим на Манюшку? – спросила я у детей. – Никому! А на Аленушку? -Всем!

У всех живых существ свои заботы, своя работа, и это было всем понятно.

Коза-хлопота день-деньской занята:

Ей – травы нащипать, ей на речку бежать,

Ей – козляток стеречь, малых деток беречь,

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал,

Чтобы лисонька-лиса

Их с собой не унесла.

Или:

Казачок Якимка,

Сходи за мякинкой,

Накорми скотинку:

Пеструю свинку,

Коровку чернуху,

Кобылку рыжуху,

Теляток, козляток,

Овечек, ягняток,

Курочку с хохолком,

Петушка с гребешком.

На кота- потягушки,

Казачку – порастушки

А в ручки хватушки,

А в роток говорунок,

А в голову разумок!

Казаки все делали своими руками – портной, гончар, сапожник… То, что делается руками человека, должно быть прочным!!!

Все это всегда было перед глазами детей.

Важнейшую роль в воспитании патриотизма, трудолюбия, честности, порядочности, самостоятельности и ответственности был и остается живой пример близких и фольклор – непринужденный, легкий, точный, искрометный учитель подлинной человечности и нравственности.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!