Пояснительная записка по внеурочной деятельности
«Традиции донского казачества» 2 класс
Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности «Традиции донского казачества» составлена на основе следующих нормативных документов:
1. ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373)
2. Образовательная программа общеобразовательного учреждения (утверждена приказом директора от 27.08.2020 № 164)
3. Учебный план ОУ (утвержден приказом директора от 27.08.2020 № 164).
4. Годовой календарный график ОУ (утвержден приказом директора от 29.05.2020 № 127)
5. 7. Авторская программа : Традиции родного края. История и культура казачества. Интегрированная образовательная программа дополнительного образования детей. 1-11 классы. ФГОС. Бурова Наталья Владимировна, Буров Дмитрий Викторович Издательство: Учитель (2015)
Целью изучения программы " Традиции донского казачества " во 2 классе является формирование начального представления о донском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций донского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Основными задачами программы «Традиции донского казачества» во 2 классе являются:
1.Знакомство с укладом жизни донских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;
2.Ознакомление с основными историческими вехами донского казачества, приобщение учащихся к донским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
3.Воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Донского края;
4.Привитие нравственных устоев донских казаков в духе православия;
5.Развитие творческих способностей детей;
6.Формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
На программу «Традиции донского казачества» отводится 34 часа в год (1 час в неделю). В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2020-2021 учебный год данная программа рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты обучения.
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Метапредметные результаты.
- понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
-работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты.
В коммуникативной сфере учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
В познавательной сфере обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Традиционная культура кубанского казачества.
Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.
К концу курса учащиеся должны знать:
• главные символы Ростовской области: флаг, гимн, герб;
• главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка;
понятия: казачество, казак, казачье войско;
•некоторые исторические факты о зарождении и становлении казачества;
• как выглядели казачья хата и подворье;
•обязанности казачат в семье, как казачат учили, поведение и форма казачат, игры донских казачат;
• сказки, народные казачьи песни, считалки, заклички;
• особенности православного праздника – Рождества;
•обычаи, обряды и праздники казаков.
Уметь:
•исполнить народные казачьи песни
• выполнять рисунки на тему «Казачья хата», «Казачьи символы и знаки»;.
Содержание программы
Вводное занятие. - 1ч.
Знакомство с содержанием и тематикой занятий.
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие.
Основные виды учебной деятельности: Знакомство с содержанием и
тематикой занятий.
Ознакомление с понятиями :казачество,казак,казачье войско-2 ч
Знакомство с понятиями .
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие.
Основные виды учебной деятельности: Знакомство с содержанием и
тематикой занятий.
Казачьи символы и знаки.-2 ч
Знакомство с символами и знаками донского казачества.
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие.
Основные виды учебной деятельности: Знакомство с содержанием и
тематикой занятий. Практическое занятие (рисунки символов и знаков)
Главная песня казаков – 2ч.
История создания гимна Ростовской области и его разучивание.
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие.
Основные виды учебной деятельности: разучивание гимна Ростовской. Прослушивание и просмотр аудио- и видеозаписей с песнями казачьих ансамблей
Гимн казачьих войск-2 ч
Знакомство с гимнами казачьих войск.
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие.
Основные виды учебной деятельности: слушание, разучивание и исполнение
гимнов казачьих войск. Прослушивание и просмотр аудио- и видеозаписей с песнями казачьих ансамблей
Малые жанры казачьего фольклора-2 ч
Пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни казачьего народа.
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие.
Основные виды учебной деятельности: конкурс казачьих пословиц и поговорок. Прослушивание и просмотр аудио- и видеозаписей с песнями казачьих ансамблей
Почему Дон Ивановичем зовут? – 1ч.
Исследовательская деятельность. Выяснение расположения истоков реки,
Формы организации учебных занятий: беседа, исследование.
Основные виды учебной деятельности: обогащение знаний и представлений
учащихся о родном крае, стимулирование интереса к изучению легенд и
преданий Дона. Работа с дополнительной литературой.
Сказки Тихого Дона – 2ч.
Знакомство со сказками Дона,их особенностями.
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие(чтение сказок).
Основные виды учебной деятельности: чтение сказок
Традиции и обычаи казаков. Казачья хата. Подворье. – 2ч.
Познакомить с традициями и обычаями казаков.
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие.
Основные виды учебной деятельности: сбор материала о традициях и
обычаях казаков .Выполнение эскиза «казачья хата»
Декоративно –прикладное искусство на Дону -2ч
Познакомить с декоративно-прикладным искусством Дона
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие.
Основные виды учебной деятельности: сбор материала о видах декоративно-прикладном искусстве .Выполнение рисунка «Посуда»
Нарядный, казачий костюм (проект) – 3ч.
Проектная деятельность.
Формы организации учебных занятий: беседа, исследование, практическое занятие.
Основные виды учебной деятельности: выполнение эскиза казачьего
костюма.
Обычаи и праздники казаков-2 ч
Познакомить с обычаями и праздниками казаков.
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие.
Основные виды учебной деятельности: сбор материала об обычаях и
праздниках казаков
Женщина-казачка. Сказка «Алёнкин брод» - 2ч.
Знакомство с ролью женщины-казачки в жизни станицы.
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие.
Основные виды учебной деятельности: чтение сказки «Алёнкин брод».
Про анютины глазки и цветок бессмертник – 1ч.
Знакомство с легендой «Про анютины глазки и цветок бессмертник».
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие.
Основные виды учебной деятельности: чтение легенды «Про анютины
глазки и цветок бессмертник».
Делу время - потехе час – 3 ч.
Детские казачьи игры, забавы.
Формы организации учебных занятий: игра, практическое занятие.
Основные виды учебной деятельности: знакомство с играми « Казачьи забавы».
Про Галичью гору-1ч.
Беседа о богатстве растительного мира Ростовской области.
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие.
Основные виды учебной деятельности: чтение рассказа «Про Галичью
Гору»
Диалекты и говоры Донского края- 2ч.
Особенности донского говора.
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие.
Основные виды учебной деятельности: разбор особенностей донского говора. Создание словарика
Казак и конь -2 часа
Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие.
Основные виды учебной деятельности: выполнение рисунков
Викторина «Что? Где? Когда? – 1ч.
Итоговое занятие
Формы организации учебных занятий: практическое занятие
Основные виды учебной деятельности: викторина
Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников:
Особенностью построения данной программы является то, что в течение обучения выделяются темы, помогающие реализовать цель и задачи программы: Фольклор донской земли, «Традиционная культура донских казаков», , «Труд и быт казаков на Дону», «История вещей» «Декоративно-прикладное искусство», «Природа и животные донского края», «Обычаи, обряды и праздники казаков», «Донской народный костюм» «Казак-патриот».
Осознание своей включенности в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Формы занятий:
Основной формой работы являются внеурочные занятия. Занятия нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений, театрализованные представления, игры, викторины), активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, самостоятельный поиск знаний).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия |
| 3.09 | Вводное занятие. |
| 10.09 | Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье войско. |
| 17.09 | Казачьи символы и знаки |
| 24.09 | Казачьи символы и знаки (практическое занятие) |
| 1.10 | Главная песня казаков (гимн Ростовской области) |
| 8.10 | Разучивание гимна Ростовской области |
| 15.10 | Гимн казачьих войск |
| 22.10 | Разучивание гимна «Всколыхнуся, взволновался..» |
| 29.10 | Малые жанры казачьего фольклора |
| 12.11 | Малые жанры казачьего фольклора |
| 19.11 | Почему Дон Ивановичем зовут |
| 26.11 | Сказки Тихого Дона. |
| 3.12 | Сказки Тихого Дона. |
| 10.12 | Традиции и обычаи казаков. Казачья хата. Подворье. |
| 17.12 | Выполнение рисунков на тему «Казачья хата», оформление выставки. |
| 24.12 | Декоративно-прикладное искусство на Дону |
| 14.01 | Выполнение рисунков на тему «Посуда» |
| 21.01 | Нарядный казачий костюм |
| 28.01 | Эскиз казачьего костюма (мужской) |
| 4.02 | Эскиз казачьего костюма (женский) |
| 11.02 | Обычаи и праздники казаков |
| 18.02 | Обычаи и праздники казаков(практическая работа) |
| 25.02 | Женщина-казачка. Сказка «Алёнкин брод» |
| 4.03 | Женщина-казачка. Сказка «Алёнкин брод» |
| 11.03 | Про анютины глазки и цветок бессмертник |
| 18.03 | Делу время-,потехе час |
| 1.04 | Делу время,-потехе час (практическое занятие) |
| 8.04 | Делу время-потехе час (проект) |
| 15.04 | Про Галичью гору |
| 22.04 | Диалекты и говоры Донского края |
| 29.04 | Диалекты и говоры Донского края(проект) |
| 6.05 | Казак и конь |
| 13.05 | Выполнение рисунков на тему «Казак и конь.» |
| 20.05 | Викторина « Что? Где? Когда?» |