СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка (изложение)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка "Подробное изложение".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка (изложение)»

Подробное изложение в 5-м классе

Отважный пингвинёнок.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок, страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном море.

(96 слов)

 Ход урока

  1. Постановка задачи урока.

  2. Вступительная беседа.

  3. Чтение текста.

  4. Анализ текста.

  5. Работа над планом.

  6. Повторное чтение текста.

  7. Написание изложения.

  8. Самоконтроль.

1.Постановка задачи урока.

- Откроем тетради, запишем число, изложение.

Учитель сообщает о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

2.Вступительная беседа.

- Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

- В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?

3.Чтение текста.

Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: “Как купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”, “Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста).

4.Анализ текста.

О чем говорится в тексте (его тема)?

- Запишем тему текста в виде его названия – «Отважный пингвинёнок».

- Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?

- От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? («Однажды я…»)

- Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, три пушинки на голове и маленький хвостик).

- Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.

- При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.

- Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок – птенец – малыш).

- Как автор оценивает поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном море.)

Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.

Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.

- Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть. В которой говорится, как искупался пингвиненок.

5. Работа над планом.

Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие. Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста, так ярче будет выражена главная мысль всего изложения. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.

Примерный план

  1. Маленький пингвиненок.

  2. Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.

  3. Наконец малыш решился и бросился в море.

  4. «Это был самый отважный пингвиненок».

6.Повторное чтение текста.

7.Написание изложения.

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался…увидел…). Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. (трёхэтажный, удивлённо).

8. Самоконтроль.

После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!