Тема урока: «Подготовка к написанию обучающего изложения с творческим заданием по тексту Ю. Дмитриева «Необычные путешественники»
Класс: 5
Цели
обучающие:
обучение приёмам анализа текста;
отработка алгоритма написания подробного изложения;
развивающие:
развитие умения создания собственного текста на основе личных наблюдений и полученной информации;
формирование умения отбора языковых средств в соответствии со стилем и типом речи;
воспитывающие:
воспитание любви к природе и ко всему живому;
формирование интереса к русскому языку и его богатым возможностям.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: презентация; электронная доска.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие класса. Проверка готовности учащихся к уроку.
Определение темы урока.
Совместное формулирование целей урока:
отработка алгоритма написания подробного изложения;
развитие умения создания собственного текста на основе личных наблюдений и полученной информации;
формирование умения отбора языковых средств в соответствии со стилем и типом речи;
Актуализация опорных знаний
Беседа с учащимися по вопросам:
Работа с исходным текстом
Знакомство с текстом Ю. Дмитриева «Необычные путешественники» (текст читает учитель)
Семена деревьев – великие путешественники. У них даже специальные приспособления есть, чтоб путешествовать. Например, у семени ясеня есть крылышко, а у семечка берёзы даже два. Благодаря этим крылышкам ветер переносит их и на большие расстояния. Семена тополя тоже хорошо приспособились к путешествиям – они окружены лёгкой ваткой, а у ивы к семенам прикреплены маленькие парашютики. Переносить их ветру ничего не стоит.
Ветер сильный. Он, правда, не может перенести семена дуба – жёлуди, но зато может переносить довольно тяжёлые семена клёна с большими крылатками.
В сумерках я вышел на опушку леса. Деревья стояли молчаливые и неподвижные. Навек прикованные к одному месту. И всё-таки они – путешественники. Я знаю, что они разослали миллионы и миллионы гонцов своих в разные стороны. Летят крылатые гонцы, чтоб где-то сесть и прорасти тихими и стройными берёзками, пушистыми ёлочками, пугливыми осинками.
Летят по ветру будущие деревья. Счастливого им пути! Попутного ветра!
Словарная работа
Приспособления – 1. Процесс действия по знач. глаголов: приспособлять, приспособить. 2. Состояние по знач. глаг.: приспособляться, приспособиться. 3. Устройство, посредством которого совершается какая-либо работа, действие.
Ясень – род древесных растений из семейства маслиновых.
Ива – род древесных растений семейства Ивовые. В русском языке по отношению к видам ивы используется много других названий: ветлА, ракИта, лозА, лозИна, вЕрба, тАльник.
Сумерки – переходный период между днём и ночью, когда уже солнца не видно, но ещё не темно.
Прикованные (к месту) – неподвижные, статичные, прикреплённые.
Гонцы – люди, посылаемые куда-нибудь со срочным известием; посланцы; вестники.
Анализ исходного текста по плану:
а) стиль (художественный; публицистический; официально-деловой; разговорный; научный);
б) тип речи (повествование; описание; рассуждение);
в) тема (о чём текст?);
г) основная мысль (зачем?);
д) возможные варианты заглавий текста.
4. Работа с микротемами и составление плана текста.
определение понятия «микротема» (микротема - - это составная часть общей темы текста, в которой раскрывается какая-то конкретная мысль)
количество абзацев и количество микротем текста равны (микротемы совпадают с абзацным делением текста);
учащиеся по очереди вслух читают каждый абзац текста;
самостоятельное составление плана текста и запись его в тетрадь;
проверка и корректировка планов текста каждым учащимся;
примерный план текста:
семена деревьев – великие путешественники;
ветер – сильный;
неподвижные деревья всё-таки путешествуют;
счастливого пути, будущие деревья!
5.Анализ языковых средств выразительности:
эпитеты (молчаливые и неподвижные деревья; тихие и стройные берёзки; пушистые ёлочки; пугливые осинки);
метафоры (семена деревьев – великие путешественники; к семенам прикреплены парашютики; деревья навек прикованы к одному месту; летят по ветру будущие деревья);
олицетворения (ветер переносит их на большие расстояния; семена приспособились к путешествиям; деревья разослали миллионы гонцов);
Анализ творческого задания
Варианты творческого задания:
Обсуждение истории бальзамического тополя, посаженного С.А. Есениным перед домом своего деда в селе Константиново Рязанской губернии.
Бальзамический тополь был посажен Сергеем Александровичем Есениным в 1924 году перед домом родителей его матери в селе Константиново Рязанской губернии.
Изначально таких тополей, посаженных поэтом, было три, но прижился только один, который и помнит Есенина. В 1925 году он был свидетелем слез матери по безвременно ушедшему сыну, и сейчас, когда этому тополю около 95 лет, дерево продолжает радовать посетителей музея-заповедника великого русского поэта.
Лесная сказка Михаила Пришвина «Беличья память»
Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.
Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.
Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!
Забавный случай в мире природы… (рассказ Михаила Пришвина «Журка»)
Михаил Пришвин «Журка»
Раз было у нас — поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую — проглотил. Третью, четвёртую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.
— Умница! — сказала моя жена и спросила меня; — А сколько он может съесть их? Десять может?
— Десять, — говорю, — может. +
— А ежели двадцать?
— Двадцать, — говорю, — едва ли...
Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить — и Журка с ней, она в огород — и Журке там надо... Привыкла к нему жена... и без него ей уж скучно, без него никуда. Но только ежели случится —- нет его, крикнет только одно: «Фру-фру!», и он к ней бежит. Такой умница!.. одно: «Фру-фру!», и он к ней бежит. Такой умница!
Так живёт у нас журавль, а подрезанные крылья его всё растут и растут.
Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула — и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может. И в слёзы, и к нам: «Ах, ах, горе какое! Ах, ах!» Мы все прибежали к колодцу. Видим — Журка далеко, на середине нашего болота сидит.
— Фру-фру! — кричу я.
И все ребята за мной тоже кричат:
— Фру-фру!
И такой умница! Как только услыхал он это наше «фру-фру», сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять — проглотил, дали десять — проглотил, двадцать и тридцать, — да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки.
Рефлексия
Какова роль средств языковой выразительности в прослушанном тексте?
Какой вариант творческого задания вы выбирает? Аргументируйте свой выбор.
Понравился ли вам рассказ Михаила Пришвина «Журка»? В чём его смысл?
Домашнее задание
Подготовьтесь к написанию творческого задания (1. История одного дерева. 2. Лесная сказка. 3. Забавный случай в мире природы…)