СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к написанию обучающего изложения с творческим заданием по тексту Ю. Дмитриева "Необычные путешественники" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к написанию обучающего изложения с творческим заданием по тексту Ю. Дмитриева "Необычные путешественники" (5 класс)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Подготовка к написанию обучающего изложения с творческим заданием по тексту Ю. Дмитриева "Необычные путешественники" (5 класс)»

Тема урока: «Подготовка к написанию обучающего изложения с творческим заданием по тексту Ю. Дмитриева «Необычные путешественники»

Класс: 5



Цели

  1. обучающие:



  1. обучение приёмам анализа текста;

  2. отработка алгоритма написания подробного изложения;



  1. развивающие:



  1. развитие умения создания собственного текста на основе личных наблюдений и полученной информации;

  2. формирование умения отбора языковых средств в соответствии со стилем и типом речи;



  1. воспитывающие:



  1. воспитание любви к природе и ко всему живому;

  2. формирование интереса к русскому языку и его богатым возможностям.



Тип урока: урок развития речи.



Оборудование: презентация; электронная доска.



Ход урока

  1. Организационный момент



  1. Приветствие класса. Проверка готовности учащихся к уроку.



  1. Определение темы урока.



  1. Совместное формулирование целей урока:

  • отработка алгоритма написания подробного изложения;

  • развитие умения создания собственного текста на основе личных наблюдений и полученной информации;

  • формирование умения отбора языковых средств в соответствии со стилем и типом речи;





  1. Актуализация опорных знаний



  1. Беседа с учащимися по вопросам:



  • Что такое текст?

  • Каковы признаки текста?

  • Что значит «написать подробное изложение текста»?



  1. Работа с исходным текстом



  1. Знакомство с текстом Ю. Дмитриева «Необычные путешественники» (текст читает учитель)



Семена деревьев – великие путешественники. У них даже специальные приспособления есть, чтоб путешествовать. Например, у семени ясеня есть крылышко, а у семечка берёзы даже два. Благодаря этим крылышкам ветер переносит их и на большие расстояния. Семена тополя тоже хорошо приспособились к путешествиям – они окружены лёгкой ваткой, а у ивы к семенам прикреплены маленькие парашютики. Переносить их ветру ничего не стоит.

Ветер сильный. Он, правда, не может перенести семена дуба – жёлуди, но зато может переносить довольно тяжёлые семена клёна с большими крылатками.

В сумерках я вышел на опушку леса. Деревья стояли молчаливые и неподвижные. Навек прикованные к одному месту. И всё-таки они – путешественники. Я знаю, что они разослали миллионы и миллионы гонцов своих в разные стороны. Летят крылатые гонцы, чтоб где-то сесть и прорасти тихими и стройными берёзками, пушистыми ёлочками, пугливыми осинками.

Летят по ветру будущие деревья. Счастливого им пути! Попутного ветра!

  1. Словарная работа





  • Приспособления – 1. Процесс действия по знач. глаголов: приспособлять, приспособить. 2. Состояние по знач. глаг.: приспособляться, приспособиться. 3. Устройство, посредством которого совершается какая-либо работа, действие.

  • Ясень – род древесных растений из семейства маслиновых.

  • Ива – род древесных растений семейства Ивовые. В русском языке по отношению к видам ивы используется много других названий: ветлА, ракИта, лозА, лозИна, вЕрба, тАльник.

  • Сумерки – переходный период между днём и ночью, когда уже солнца не видно, но ещё не темно.

  • Прикованные (к месту) – неподвижные, статичные, прикреплённые.

  • Гонцы – люди, посылаемые куда-нибудь со срочным известием; посланцы; вестники.



  1. Анализ исходного текста по плану:



а) стиль (художественный; публицистический; официально-деловой; разговорный; научный);

б) тип речи (повествование; описание; рассуждение);

в) тема (о чём текст?);

г) основная мысль (зачем?);

д) возможные варианты заглавий текста.



4. Работа с микротемами и составление плана текста.



  1. определение понятия «микротема» (микротема - - это составная часть общей темы текста, в которой раскрывается какая-то конкретная мысль)

  2. количество абзацев и количество микротем текста равны (микротемы совпадают с абзацным делением текста);

  3. учащиеся по очереди вслух читают каждый абзац текста;

  4. самостоятельное составление плана текста и запись его в тетрадь;

  5. проверка и корректировка планов текста каждым учащимся;

  6. примерный план текста:



  • семена деревьев – великие путешественники;

  • ветер – сильный;

  • неподвижные деревья всё-таки путешествуют;

  • счастливого пути, будущие деревья!



5.Анализ языковых средств выразительности:



  • эпитеты (молчаливые и неподвижные деревья; тихие и стройные берёзки; пушистые ёлочки; пугливые осинки);



  • метафоры (семена деревьев – великие путешественники; к семенам прикреплены парашютики; деревья навек прикованы к одному месту; летят по ветру будущие деревья);



  • олицетворения (ветер переносит их на большие расстояния; семена приспособились к путешествиям; деревья разослали миллионы гонцов);



  • восклицательные предложения (Счастливого пути! Попутного ветра!)–1. Процесс действия по знач.

  1. Анализ творческого задания



  1. Варианты творческого задания:



  • История одного дерева

  • Лесная сказка

  • Забавный случай в мире природы…



  1. Обсуждение истории бальзамического тополя, посаженного С.А. Есениным перед домом своего деда в селе Константиново Рязанской губернии.

Бальзамический тополь был посажен Сергеем Александровичем Есениным в 1924 году перед домом родителей его матери в селе Константиново Рязанской губернии.

Изначально таких тополей, посаженных поэтом, было три, но прижился только один, который и помнит Есенина. В 1925 году он был свидетелем слез матери по безвременно ушедшему сыну, и сейчас, когда этому тополю около 95 лет, дерево продолжает радовать посетителей музея-заповедника великого русского поэта.



  1. Лесная сказка Михаила Пришвина «Беличья память»

Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.

Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.

Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!



  1. Забавный случай в мире природы… (рассказ Михаила Пришвина «Журка»)



Михаил Пришвин «Журка»

Раз было у нас — поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую — проглотил. Третью, четвёртую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.

— Умница! — сказала моя жена и спросила меня; — А сколько он может съесть их? Десять может?

— Десять, — говорю, — может. +

— А ежели двадцать?

— Двадцать, — говорю, — едва ли...

Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить — и Журка с ней, она в огород — и Журке там надо... Привыкла к нему жена... и без него ей уж скучно, без него никуда. Но только ежели случится —- нет его, крикнет только одно: «Фру-фру!», и он к ней бежит. Такой умница!.. одно: «Фру-фру!», и он к ней бежит. Такой умница!

Так живёт у нас журавль, а подрезанные крылья его всё растут и растут.

Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула — и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может. И в слёзы, и к нам: «Ах, ах, горе какое! Ах, ах!» Мы все прибежали к колодцу. Видим — Журка далеко, на середине нашего болота сидит.

— Фру-фру! — кричу я.

И все ребята за мной тоже кричат:

— Фру-фру!

И такой умница! Как только услыхал он это наше «фру-фру», сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять — проглотил, дали десять — проглотил, двадцать и тридцать, — да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки.



  1. Рефлексия



  • Какова роль средств языковой выразительности в прослушанном тексте?

  • Какой вариант творческого задания вы выбирает? Аргументируйте свой выбор.

  • Понравился ли вам рассказ Михаила Пришвина «Журка»? В чём его смысл?



  1. Домашнее задание



  • Подготовьтесь к написанию творческого задания (1. История одного дерева. 2. Лесная сказка. 3. Забавный случай в мире природы…)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!