СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Подробное изложение деформированного повествовательного текста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по теме: "Подробное изложение деформированного повествовательного текста" для 4 класса по программе "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Подробное изложение деформированного повествовательного текста"»

2


Тема: Подробное изложение деформированного повествовательного текста.

Цели:

Предметные

1.Обобщение представлений о композиции повествовательного текста.

2.Формирование умения определять тему и главную мысль текста.

3.Формирование умения устанавливать связи между частями текста.

4. Формирование умения составлять план в соответствии с композицией текста.

5. Формирование умения записывать текст изложения по плану.

Метапредметные

Осуществлять анализ, синтез, делать выводы, обобщения.

Регулятивные

Умение прогнозировать, определять цели урока, осуществлять самоконтроль написанного.

Коммуникативные

Умение вступать в речевое общение, строить высказывания, работать в парах.

Личностные

Бережно относиться к природе

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Постановка учебной задачи.



- Ребята, мы знаем, что об одном и том же можно рассказывать и кратко, и подробно. Всё зависит от условий нашего общения. Например, придя домой, мы иногда подробно рассказываем родителям о целом дне школы или класса.

- Где ещё вы используете подробный пересказ?



- Умение подробно излагать - очень сложное, но в жизни оно необходимо каждому. С этой целью мы будем писать подробные изложения.



-Что значит написать изложение?



-Что необходимо для написания изложения?


- Чему вы будете учиться работая над изложением?

Учитель фиксирует цель на доске.




( Рассказываем родителям о школьном дне, товарищам о поездке, своих приключениях).











( Запомнить текст и записать его по памяти).


( Необходим текст).


( Учиться создавать текст, учиться записывать текст).


2.Конструирование текста.


Послушайте текст (читает учитель)

Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.

Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.

Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.

Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.

- Можно ли прочитанное назвать текстом?



-Почему?




-Верно, текста у нас нет, есть лишь отдельные его части. Помогите сложить их так, чтобы получился текст.

Откройте в учебнике стр. 66, найдите упр.110.

Для работы я предлагаю вам объединиться в пары и расположить части по порядку.


- Кто желает прочитать свой текст?


- Есть другие варианты?



















( Нет).



(Нет связи между частями, все события перепутаны, нарушена последовательность).






Учащиеся располагают части по порядку.


Одна пара зачитывает.





3. Беседа по содержанию.

- О чём рассказывается в тексте?




- Что мы определили?


-Что ещё надо определить готовясь к изложению?


-Что главное хотел сказать автор?



-Как вы относитесь к поступку героев?


- Как бы вы поступили в подобной ситуации?

- Подберите заголовок к тексту.








- Какой заголовок точно отражает тему текста? А Какой главную мысль?



О том, как ребята нашли птенца, который выпал из гнезда и положили его обратно.


Тему текста.


Основную мысль. То главное, что хотел сказать автор.


Не проходи мимо если видишь, что кому-то нужна твоя помощь.





Обдумывают и предлагают свои варианты.


Спасение птенцов.

Доброе сердце.

Хороший поступок.

Помощь пришла вовремя.


Соотносят заголовки с темой и главной мыслью текста. Делают вывод.

4.Анализ структуры текста.

- Когда вы слушали текст, перед вами возникла одна картинка или несколько?



- У вас возникло несколько сменяющих друг друга картин, следовательно, к какому типу речи отнесёте текст?



-Вспомним из каких частей состоит любой текст повествования?





Прочитайте первую часть. О чём из неё узнали?






- Как называется первая часть?



- Прочитайте, как дальше развивается действие?







- Какая это часть?



- Какой самый острый момент?









- Как называется самый напряжённый момент?


Прочитайте, чем всё закончилось?




- эта часть называется …


- Что мы составили?


На доске.

  1. Завязка.

  2. Развитие действия.

  3. Кульминация.

  4. Развязка.



Несколько. Сначала увидели птенца на земле, потом как ребята кладут птенца в гнездо.


Вспоминают типы текстов, определяют тип данного текста.


Это текст повествование.


Вспоминают структуру повествовательного текста, называют части.

-Текст повествования состоит из 4 частей.


Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.


Это начало события или завязка.



Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.


Развитие действия.


Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.



Кульминация.


Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.



развязка.


Схему текста повествования.









5.Составление плана текста

Поработаем над каждой частью в отдельности.

В каком предложении отражено основное содержание первой части?


-Как можно короче выразить эту основную мысль. Сократите предложение до пункта плана.



Назовите предложение в котором выражена главная мысль второй части.



Сократите предложение до пункта плана.



Каким предложением выражена главная мысль третьей части?


Как можно озаглавить эту часть?




Каково содержание последней части?



Как одной фразой выразить основную мысль части?



Итак, ребята, у нас получился следующий план рассказа

План

1.Громкие голоса.

2.Крошечный птенчик.

3.Птенец в гнезде.

4.Первая встреча.

- Что ещё кроме плана поможет вам написать рассказ? Что необходимо выписать из текста?


- Какая часть речи поможет вам вспомнить последовательность событий?


Выпишите слова - опоры к первой части.


На доске

1.Громкие голоса.

(услышали подошли кружились донёсся)



- Какая по виду вторая часть рассказа?


-Кого описывает автор?


-Что описывает?


-Если есть элементы описания, то кроме глаголов какую часть речи будем использовать?


Какие слова нужно выписать?



На доске

2.Крошечный птенчик.

(раздвинули , увидели , крошечный, головастый, большой , жёлтый, жалобно попискивал


- Какие слова возьмём из третьей части?

- Что значит водворили, как поняли это слово?


Водворить - поселить на жительство, поместить.


На доске

3. птенец в гнезде.

(водворили , смолкли , доносился, требовали, накормили)

- Какие слова возьмёте из последней части?

На доске


1.Громкие голоса. Услышали подошли кружились донёсся


2.Крошечный птенчик. Раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал


3. птенец в гнезде. Водворили смолкли доносился требовали накормили


4.Первая встреча. Впервые увидели.


- какие разные слова использует автор, чтобы не повторять одно и тоже слово птицы?











Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца.


2.Птенчик.

Крошечный птенчик.



Мы водворили птенца в гнездо.



3.Птенец в гнезде.

Водворение птенца.

Птенец в гнезде и т.д.


Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.


  1. Первая встреча.

Знакомство и т.д.



Читают план.








Опорные слова


Глаголы.



Услышали подошли кружились донёсся






Описание.


Птенца


Тело, голову, клюв



Прилагательные.


Раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал






Водворили смолкли доносился требовали накормили








Впервые увидели
















Птенчик, дрозды, родители,птенцы.

  1. Орфографическая подготовка

- Давайте поиграем в игру «Эхо». Я вам буду говорить слова орфоэпически, как они произносятся, а вы повторять хором орфографически, как пишутся.


Учитель называет слова:

аднажды

Падашли

астарожна

крошычный

Галавастый

Жалобна

Данасился

Штобы

Клюф

Папискивал


- Какие орфограммы вам встретились? Как можно проверить (объяснить написание)?











Однажды

Подошли

Осторожно

крошечный

Головастый

Жалобно

Доносился

Чтобы

клюв

попискивал


(проверяемый безударный гласный, сочетания чк, чн, парный согласный, жи-ши, словарные слова)

  1. Повторное чтение текста

В последний раз перед записью прочитайте текст.

Каждый самостоятельно читает текст.

  1. Самостоятельная запись текста

Закройте учебники, отложите их в сторону.

Откройте тетрадь, спишите с доски число. Название вида работы.

Ниже заголовок.

Пользуясь планом и словами опорами, напишите изложение.


- Когда напишите, чем закончите работу?

- Что будете проверять?



Приступайте к работе.





Открывают тетради, записывают число, заголовок, пишут изложение.




Проверим.

Получился ли текст?

Проверим орфограммы.



  1. Самопроверка написанного


Проверяют работу

  1. Итог урока

-Чему учились на уроке?



Составлять текст. Пересказывать текст. Записывать текст.

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу.

-Мне было интересно…

- Мне было трудно…







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!