СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Спряжение глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Спряжение глагола"»


Технологическая карта урока русского языка в 4 «В» классе.


УМК: учебный комплекс «Школа России». Учебник Русский язык 4 класс под редакцией В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого

Тема урока: Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели: Создать условия для ознакомления с понятиями «спряжение глагола», «личное окончание глагола»; совершенствовать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; способствовать развитию умений определять лицо глагола в предложении по форме личного местоимения, указывать время и число глаголов, выделять личные окончания глаголов; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

- За окном прекрасная погода. В классе  тепло и уютно. Улыбнитесь друг другу, пожмите руку соседу. У всех я вижу прекрасное настроение. Я надеюсь, что оно сохранится до конца урока. А мы начинаем урок русского языка. Вы способные, умные и, конечно же, мне поможете вести урок. У нас много работы: нужно думать, запоминать.

- А чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).

- Ушки внимательно слушают и всё (слышат).

- Голова хорошо (думает).

- Молодцы! Какой частью речи являются слова, которые вы добавили? (глаголами)

Пусть девизом нашего урока станет пословица: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Приветствие учащихся













Продолжают предложения.

Личностные: положительное отношение друг к другу

Метапредметные: положительное отношение к знаниям, учебной деятельности

Физминутка для пальчиков

Цель: подготовить руку к письму


Массаж для пальчиков

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту мнем.

Учащиеся выполняют пальчиковую гимнастику.


Минутка чистописания

1-я буква находится в корне существительного м.р. и обозначает парный согласный.

2-я буква непроизносимая согласная, находится в существительном ср.р.

Снег

Солнце

Проверка. Это буквы глгл

Запишите, повторяя 3 раза. Проверить написание. Оценить по критериям.

А какое слово спряталось? Глагол.

Называют буквы, отвечают на вопросы.





Записывают сочетание.


2.Актуализация знаний.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

- Догадайтесь, о какой части речи едёт речь:

Что без меня предметы?

Лишь  названья.

А я приду -

Все в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- Кто догадался,  о какой части речи идёт речь? (о глаголе)

- Докажите.

Учащиеся отвечают на вопросы.


Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.


Игра «Узнай глагол»

Цель: повторение.


- Предлагаю поиграть в игру «Узнай глагол»?: Я называю разные слова, вы встаёте, услышав глагол. Готовы? Начинаем:

Петь, директор, читать, двадцать, говорить, беседа, закончить, фойе, шептать, ураган, решить, серебряный.

- Что вы знаете о глаголе? Какая часть речи так называется? Что обозначает?


Учащиеся встают, когда слышат глагол.




Дети составляют портрет глагола. Выбирают картинки с записями: действие предмета, что делать? что сделать? Настоящее, будущее, прошедшее время. Единственное и множественное число. Женский, мужской, средний род.

Познавательные: закрепелние полученной ранее информации.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

3.Проблемное задание.

Цель: активация умственной деятельности, развитие умения логически мыслить.


Целеполагание урока.



– Разгадайте кроссворд, в который надо вписать глаголы, поставив их в неопределенную форму. Ключевое слово подскажет тему урока.




– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Сегодня мы узнаем, что такое спряжение, будем учиться спрягать глаголы

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Глаголы для кроссворда.

1. Прошу. 2. Терплю. 3. Соберу. 4. Пойму. 5. Бегу.

6. Тру. 7. Подниму. 8. Ловлю. 9. Берегу.

Решают кроссворд. Читают ключевое слово «спряжение».

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваемого содержания.

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом.


Работа по учебнику (упражнение 163)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте предложения. Местоимения какого лица и числа пропущены?

– Запишите составленные предложения. Определите лицо каждого местоимения. Можно ли предположить, что глагол тоже имеет форму лица?

Объясните свой ответ.

– Определите лицо глагола в каждом предложении по лицу местоимения.

– Определите время и число глаголов. Почему изменились окончания глаголов? Выделите окончания.

Стр. 80 – Обратите внимание!

Стр. 81 – работа с правилом

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Делают вывод.

– Глаголы настоящего и будущего времени, как и личные местоимения, имеют форму лица. Глаголы имеют личные окончания. При изменении глагола по лицам изменяется и окончание.

Записывают составленные предложения. Определяют лицо глаголов.

Я рисую (1-е л.). Ты рисуешь (2-е л.). Он рисует (3-е л.). Мы рисуем (1-е л.). Вы рисуете (2-е л.). Они рисуют (3-е л.). Я нарисую (1-е л.). Ты нарисуешь (2-е л.). Он нарисует (3-е л.). Мы нарисуем (1-е л.). Вы нарисуете (2-е л.). Они нарисуют (3-е л.).


Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Мы спряжения глаголов изучали

И немножечко устали

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

-Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец)

-Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте и т.д.)

-Как бежишь? - Вот так!

-Как летишь? - Вот так!

-Как плывёшь? - Вот так!

-Как сидишь? - Вот так!

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, потянитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.


Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

V. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику (упражнение 164).

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

– Прочитайте таблицу «Изменение глаголов
по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени».

– Прочитайте вопросы, на которые отвечают глаголы в форме настоящего и будущего времени каждого лица и числа. Назовите глаголы в этом лице и числе, четко проговаривая их личные окончания.

– Какая часть слова меняется при изменении глагола по лицам и числам?

– Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Делают вывод: при изменении глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени меняется окончание.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: умение работать в парах, сопереживать другим.

Работа по учебнику (упражнение 165).

Работа по учебнику (упражнение 166)

– Обсудите: какой из данных глаголов не изменяется по лицам и числам (не спрягается)? Объясните свой ответ.



– Запишите личные окончания глаголов каждого лица и числа

Работают в парах.

Делают вывод: глагол «рассказал» не спрягается, так как стоит в форме прошедшего времени.

Записывают личные окончания.


Единственное число

Множественное число

1-е лицо

-у, -ю

-ем, -им

2-е лицо

-ешь, -ишь

-ете, -ите

3-е лицо

-ет, -ит

-ут, -ют


Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

Физминутка для глаз

Цель: выполнить разрядку для глаз

Презентация

Учащиеся выполняют упражнения


VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Организует работу с раздаточным материалом, распределение глаголов на 3 группы

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения.

Понимать
на слух ответы одноклассников. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Адекватно

использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

VII. Итог урока. Рефлексия

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Что называют спряжением глагола?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Рефлексия

Прием «Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

Урок мне -------- понравился.

Я _____ доволен своей работой на уроке.

Или показывают смайлы с разным выражением настроения.

Или записывают в тетради: Я – молодец!

Могу и лучше!

Надо постараться!

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Домашнее
задание

Домашнее задание: упр. 167 стр.82, правило стр.81





6







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!