СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме: "Спряжение глаголов (общее понятие)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка по теме: "Спряжение глаголов (общее понятие)" для 4 класса по учебнику Канакиной.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: "Спряжение глаголов (общее понятие)"»

Тема: Спряжение глаголов (общее понятие)

Тип урока: освоение нового материала.

Задачи: создать условия для ознакомления с понятиями «спряжение глагола», «личное окончание глагола»; совершенствовать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; способствовать развитию умений определять лицо глагола в предложении по форме личного местоимения, указывать время и число глаголов, выделять личные окончания глаголов; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные: Познакомятся с понятиями «спряжение глагола», «личное окончание глагола», научатся определять лицо глагола в предложении по форме личного местоимения, указывать время и число глаголов, выделять личные окончания глаголов;спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; орфоэпически правильно произносить слова; соотносить глагол с вопросом, на который он отвечает.

Метапредметные:

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятниках) при работе с учебным материалом;

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

Личностные: осмысливать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие», «добро», «терпение», «родина», «природа», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «желание понимать позицию другого» и т.д., пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.


Ход урока

  1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята.

2. Мотивация к уроку

- Закончите предложение:

«Что делать, что сделать учащимся школ?

На эти вопросы ответит …(глагол)

- О глаголе мы еще поговорим сегодня. А пока у меня к вам один вопрос: Вы знаете, что надо делать учащимся школ? (учиться, добывать знания)

- Вы готовы добывать знания? Ну а я желаю вам в этом успехов.

3. Открытие новых знаний

А) Наблюдение над языковым материалом

- Прочитайте текст

Тихо, темно. Но вот донеслись откуда-то странные звуки, будто падают капельки. Это поёт глухарь. Проснутся другие птицы, и вы уже не услышите глухаря.

- Найдите в последнем предложении грамматическую основу. Сколько грамматических основ? (две)

- Какое это предложение простое или сложное? Какими частями речи выражена грамматическая основа во второй части предложения? (местоимением и глаголом) - Какое это местоимение? (личное)

- Что вы о них знаете? (имеют категорию лица и числа)

- Да, они бывают 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа.

- Запишем местоимения по лицам и числам.

Ед.ч. 1-е л. Я

2-е л. Ты

3-е л. Он

Мн.ч. 1-е л. Мы

2-е л. Вы

3-е л. Они

- Вернёмся к тексту. Прочитайте выделенные слова, определите часть речи. (глаголы)

- В каком времени употреблены глаголы? (донеслись (прош.вр.), падают (наст.вр.), услышите (буд.вр.).

- Давайте составим нераспространенные предложения с глаголом настоящего времени и личными местоимениями.

Ед.ч. 1-е л. Я падаю

2-е л. Ты падаешь

3-е л. Он падает

Мн.ч. 1-е л. Мы падаем

2-е л. Вы падаете

3-е л. Они падают

- Выделите окончания. Повторим те же действия с глаголом будущего времени.

Ед.ч. 1-е л. Я услышу

2-е л. Ты услышишь

3-е л. Он услышит

Мн.ч. 1-е л. Мы услышим

2-е л. Вы услышите

3-е л. Они услышат

- Выделите окончания.

- Теперь устно с глаголом прошедшего времени. (Я донёсся. Ты донёсся. Он донёсся. Мы донеслись. Вы донеслись. Они донеслись.)

- Что заметили? (не изменяются окончания)

- Можно ли предположить, что глаголы настоящего и будущего времени имеют форму лица? (да, при изменении глаголов по лицам изменяется окончание)

- Определите лицо глаголов по лицу местоимений.

- Глаголы мы изменяли не только по лицам, но еще и по числам. В русском языке изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением, а окончания при спряжении глаголов называются личными.

Б) работа по учебнику с. 80 (чтение вывода)

- Прочитайте, верный ли вывод мы сделали.

4. Первичное закрепление

А) работа по учебнику с.81 №164 (работа по таблице)

- Прочитайте таблицу «Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени»

- Прочитайте вопросы, на которые отвечают глаголы в форме настоящего и будущего времени каждого лица и числа. (читают вопросы)

- Назовите глаголы в этом лице и числе, четко проговаривая их личные окончания.

- Какая часть слова меняется при изменении глагола по лицам и числам, т.е. при спряжении? (окончание)

Б) Составление памятки

- Чтобы лучше запомнить эти окончания, составим памятку. Возьмите карточки на партах. Запишите личные окончания, пользуясь таблицей на с.81

Ед.ч.1-е л. –у -ю мн. ч.1-е л. –ем -ём -им

2-е л. –ешь -ёшь -ишь 2-е л. –ете -ёте -ите

3-е л. –ет -ёт -ит 3-е л. -ут –ют –ат–ят

5. Физкультминутка

6. Включение новых знаний в систему знаний

А) Работа в парах №165

- Обсудите в парах: какой из данных глаголов не изменяется по лицам и числам (не спрягается). Объясните свой выбор. (глагол «рассказал не спрягается, т.к. стоит в форме прошедшего времени)

-б) Спряжение глаголов.

Проспрягаем письменно глагол «молчать» в настоящем времени. Выделите окончания.

Ед.ч. 1-е л. Я молчу

2-е л. Ты молчишь

3-е л. Он молчит

Мн.ч. 1-е л. Мы молчим

2-е л. Вы молчите

3-е л. Они молчат

- Проспрягайте самостоятельно глагол «пойти» в форме будущего времени. Сверьте выполненное задание с образцом.

Ед.ч. 1-е л. Я пойду

2-е л. Ты пойдёшь

3-е л. Он пойдёт

Мн.ч. 1-е л. Мы пойдём

2-е л. Вы пойдёте

3-е л. Они пойдут


В) Работа по стихотворению И. Сурикова. Прочитайте стихотворение выразительно. О чём оно?

Занялася заря –

Скоро солнце взойдёт.

Слышишь…чу… соловей

Щёлкнул где-то, поёт.

И.Суриков

- Спишите.Укажите над глаголами время. Подчеркните глаголы, которые спрягаются (изменяются по лицам и числам)


7. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

8. Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Что называют спряжением?

Д.з. с.81, правило; проспрягать глагол «упаду»
























Самоанализ урока

Урок русского языка был проведен в 4 классе по учебнику «Русский язык» В.П. Канакиной УМК «Школа России».


Тема: Спряжение глаголов (общее понятие)

Тип урока: открытие новых знаний.

Задачи: создать условия для ознакомления с понятиями «спряжение глагола», «личное окончание глагола»; совершенствовать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; способствовать развитию умений определять лицо глагола в предложении по форме личного местоимения, указывать время и число глаголов, выделять личные окончания глаголов; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные: Познакомятся с понятиями «спряжение глагола», «личное окончание глагола», научатся определять лицо глагола в предложении по форме личного местоимения, указывать время и число глаголов, выделять личные окончания глаголов;спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; орфоэпически правильно произносить слова; соотносить глагол с вопросом, на который он отвечает.

Метапредметные:

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятниках) при работе с учебным материалом;

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

Личностные:осмысливать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие», «добро», «терпение», «родина», «природа», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «желание понимать позицию другого» и т.д., пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.


Основная цель урока – дать определение понятия спряжение глагола. Для достижения данной цели с использованием загадки учащиеся на мотивационно-ориентировочном этапе активировали  знания о глаголе как части речи.

 На этапе объяснения нового материала организовала поисковую деятельность, использовав сравнительный анализ языкового материала (сравнение личных окончаний глаголов). Для этого было предложено составить нераспространенные предложения с глаголами настоящего, будущего, прошедшего времени и личными местоимениями, а затем сравнить окончания у глаголов. Это задание помогло вывести определения «спряжения» и «личных окончаний глагола»

На этапе первичного закрепления происходила работа по таблице «Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени» и составление памятки личных окончаний глаголов.

На этапе закрепления и обобщения я применила различные формы организации деятельности обучающихся: индивидуальную, работу в парах, индивидуальную работу у доски с целью самопроверки. Я дала возможность ребятам поработать в парах, т.к. считаю, что это умение очень важно: дети учатся общаться, помогать друг другу, преодолевать комплексы. Также я использовала в качестве языкового материала стихотворение. Таким образом, развивалась познавательная мотивация детей посредством установления межпредметных связей с литературным чтением. На этом этапе развивалась речь, образное мышление, расширялся словарный запас учащихся.

Была проведена небольшая самостоятельная работа. Очень важной я считаю самопроверку, поскольку часть учеников особо нуждается в развитии самоконтроля.

На уроке учащиеся активно работали, на этапе рефлексии оценили свои достижения на уроке. Для лучшего закрепления материала было задано домашнее задание: проспрягать несколько глаголов.

Таким образом, считаю, что урок своей цели и задач достиг.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!