Тема: Спряжение глаголов (общее понятие)
Тип урока: освоение нового материала.
Задачи: создать условия для ознакомления с понятиями «спряжение глагола», «личное окончание глагола»; совершенствовать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; способствовать развитию умений определять лицо глагола в предложении по форме личного местоимения, указывать время и число глаголов, выделять личные окончания глаголов; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные: Познакомятся с понятиями «спряжение глагола», «личное окончание глагола», научатся определять лицо глагола в предложении по форме личного местоимения, указывать время и число глаголов, выделять личные окончания глаголов;спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; орфоэпически правильно произносить слова; соотносить глагол с вопросом, на который он отвечает.
Метапредметные:
Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятниках) при работе с учебным материалом;
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
Личностные: осмысливать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие», «добро», «терпение», «родина», «природа», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «желание понимать позицию другого» и т.д., пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.
Ход урока
Орг. момент
- Здравствуйте, ребята.
2. Мотивация к уроку
- Закончите предложение:
«Что делать, что сделать учащимся школ?
На эти вопросы ответит …(глагол)
- О глаголе мы еще поговорим сегодня. А пока у меня к вам один вопрос: Вы знаете, что надо делать учащимся школ? (учиться, добывать знания)
- Вы готовы добывать знания? Ну а я желаю вам в этом успехов.
3. Открытие новых знаний
А) Наблюдение над языковым материалом
- Прочитайте текст
Тихо, темно. Но вот донеслись откуда-то странные звуки, будто падают капельки. Это поёт глухарь. Проснутся другие птицы, и вы уже не услышите глухаря.
- Найдите в последнем предложении грамматическую основу. Сколько грамматических основ? (две)
- Какое это предложение простое или сложное? Какими частями речи выражена грамматическая основа во второй части предложения? (местоимением и глаголом) - Какое это местоимение? (личное)
- Что вы о них знаете? (имеют категорию лица и числа)
- Да, они бывают 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа.
- Запишем местоимения по лицам и числам.
Ед.ч. 1-е л. Я
2-е л. Ты
3-е л. Он
Мн.ч. 1-е л. Мы
2-е л. Вы
3-е л. Они
- Вернёмся к тексту. Прочитайте выделенные слова, определите часть речи. (глаголы)
- В каком времени употреблены глаголы? (донеслись (прош.вр.), падают (наст.вр.), услышите (буд.вр.).
- Давайте составим нераспространенные предложения с глаголом настоящего времени и личными местоимениями.
Ед.ч. 1-е л. Я падаю
2-е л. Ты падаешь
3-е л. Он падает
Мн.ч. 1-е л. Мы падаем
2-е л. Вы падаете
3-е л. Они падают
- Выделите окончания. Повторим те же действия с глаголом будущего времени.
Ед.ч. 1-е л. Я услышу
2-е л. Ты услышишь
3-е л. Он услышит
Мн.ч. 1-е л. Мы услышим
2-е л. Вы услышите
3-е л. Они услышат
- Выделите окончания.
- Теперь устно с глаголом прошедшего времени. (Я донёсся. Ты донёсся. Он донёсся. Мы донеслись. Вы донеслись. Они донеслись.)
- Что заметили? (не изменяются окончания)
- Можно ли предположить, что глаголы настоящего и будущего времени имеют форму лица? (да, при изменении глаголов по лицам изменяется окончание)
- Определите лицо глаголов по лицу местоимений.
- Глаголы мы изменяли не только по лицам, но еще и по числам. В русском языке изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением, а окончания при спряжении глаголов называются личными.
Б) работа по учебнику с. 80 (чтение вывода)
- Прочитайте, верный ли вывод мы сделали.
4. Первичное закрепление
А) работа по учебнику с.81 №164 (работа по таблице)
- Прочитайте таблицу «Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени»
- Прочитайте вопросы, на которые отвечают глаголы в форме настоящего и будущего времени каждого лица и числа. (читают вопросы)
- Назовите глаголы в этом лице и числе, четко проговаривая их личные окончания.
- Какая часть слова меняется при изменении глагола по лицам и числам, т.е. при спряжении? (окончание)
Б) Составление памятки
- Чтобы лучше запомнить эти окончания, составим памятку. Возьмите карточки на партах. Запишите личные окончания, пользуясь таблицей на с.81
Ед.ч.1-е л. –у -ю мн. ч.1-е л. –ем -ём -им
2-е л. –ешь -ёшь -ишь 2-е л. –ете -ёте -ите
3-е л. –ет -ёт -ит 3-е л. -ут –ют –ат–ят
5. Физкультминутка
6. Включение новых знаний в систему знаний
А) Работа в парах №165
- Обсудите в парах: какой из данных глаголов не изменяется по лицам и числам (не спрягается). Объясните свой выбор. (глагол «рассказал не спрягается, т.к. стоит в форме прошедшего времени)
-б) Спряжение глаголов.
Проспрягаем письменно глагол «молчать» в настоящем времени. Выделите окончания.
Ед.ч. 1-е л. Я молчу
2-е л. Ты молчишь
3-е л. Он молчит
Мн.ч. 1-е л. Мы молчим
2-е л. Вы молчите
3-е л. Они молчат
- Проспрягайте самостоятельно глагол «пойти» в форме будущего времени. Сверьте выполненное задание с образцом.
Ед.ч. 1-е л. Я пойду
2-е л. Ты пойдёшь
3-е л. Он пойдёт
Мн.ч. 1-е л. Мы пойдём
2-е л. Вы пойдёте
3-е л. Они пойдут
В) Работа по стихотворению И. Сурикова. Прочитайте стихотворение выразительно. О чём оно?
Занялася заря –
Скоро солнце взойдёт.
Слышишь…чу… соловей
Щёлкнул где-то, поёт.
И.Суриков
- Спишите.Укажите над глаголами время. Подчеркните глаголы, которые спрягаются (изменяются по лицам и числам)
7. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
8. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Что называют спряжением?
Д.з. с.81, правило; проспрягать глагол «упаду»
Самоанализ урока
Урок русского языка был проведен в 4 классе по учебнику «Русский язык» В.П. Канакиной УМК «Школа России».
Тема: Спряжение глаголов (общее понятие)
Тип урока: открытие новых знаний.
Задачи: создать условия для ознакомления с понятиями «спряжение глагола», «личное окончание глагола»; совершенствовать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; способствовать развитию умений определять лицо глагола в предложении по форме личного местоимения, указывать время и число глаголов, выделять личные окончания глаголов; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные: Познакомятся с понятиями «спряжение глагола», «личное окончание глагола», научатся определять лицо глагола в предложении по форме личного местоимения, указывать время и число глаголов, выделять личные окончания глаголов;спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; орфоэпически правильно произносить слова; соотносить глагол с вопросом, на который он отвечает.
Метапредметные:
Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятниках) при работе с учебным материалом;
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
Личностные:осмысливать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие», «добро», «терпение», «родина», «природа», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «желание понимать позицию другого» и т.д., пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.
Основная цель урока – дать определение понятия спряжение глагола. Для достижения данной цели с использованием загадки учащиеся на мотивационно-ориентировочном этапе активировали знания о глаголе как части речи.
На этапе объяснения нового материала организовала поисковую деятельность, использовав сравнительный анализ языкового материала (сравнение личных окончаний глаголов). Для этого было предложено составить нераспространенные предложения с глаголами настоящего, будущего, прошедшего времени и личными местоимениями, а затем сравнить окончания у глаголов. Это задание помогло вывести определения «спряжения» и «личных окончаний глагола»
На этапе первичного закрепления происходила работа по таблице «Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени» и составление памятки личных окончаний глаголов.
На этапе закрепления и обобщения я применила различные формы организации деятельности обучающихся: индивидуальную, работу в парах, индивидуальную работу у доски с целью самопроверки. Я дала возможность ребятам поработать в парах, т.к. считаю, что это умение очень важно: дети учатся общаться, помогать друг другу, преодолевать комплексы. Также я использовала в качестве языкового материала стихотворение. Таким образом, развивалась познавательная мотивация детей посредством установления межпредметных связей с литературным чтением. На этом этапе развивалась речь, образное мышление, расширялся словарный запас учащихся.
Была проведена небольшая самостоятельная работа. Очень важной я считаю самопроверку, поскольку часть учеников особо нуждается в развитии самоконтроля.
На уроке учащиеся активно работали, на этапе рефлексии оценили свои достижения на уроке. Для лучшего закрепления материала было задано домашнее задание: проспрягать несколько глаголов.
Таким образом, считаю, что урок своей цели и задач достиг.