СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка на тему "Спряжение глаголов"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме:

«Спряжение глаголов. Закрепление»


  1. Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята. Каким бы сегодня вы хотели увидеть урок? (интересным, познавательным)

- Чтобы урок получился таким, мне необходима ваша помощь. Какими должны быть ученики? (активными, внимательными)

-Внимание на экран. Вы видите следующие высказывания:

Сделал дело - гуляй смело.

Делу время – потехе час.

И петух свой час знает.

Упустишь минуту – потеряешь часы.

- Что объединяет эти высказывания? (они о времени, о работе)

-Понятно ли вам значение всех слов? (потеха – в толковом словаре Ожегова)

- Так давай те же, не теряя времени, приступим к делу. А к какому литературному жанру относится данные высказывания? (пословицы).

- Что такое пословица? ()

- Какие еще произведения относятся к устному народному творчеству? (легенды, сказки, былины, небылицы, скороговорки, прибаутки, потешки, заклички и т.д.)

- В пословицах запечатлен жизненный опыт народа, сила его ума. Пусть и эти пословицы пополнят нашу копилку знаний.

2. Актуализация знаний.

- Запишите последнюю пословицу в тетрадь (я – на доску). Вспомним орфограммы, которые можно встретить в предложении. (Один человек к доске с комментированием).

- Какое задание можно выполнить с данным предложением? (Синтаксический разбор)

(Один человек с комментированием к доске).

Упустишь минуту – потеряешь час. (Повест, невоскл, распр, упустишь, потеряешь – грамм. основа, с однород. членами).

-Попробуйте догадаться, о чем мы будем сегодня говорить на уроке. Поможет вам в этом стихотворение (на обратной стороне доски).

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду - всё в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят зданья,

Цветут сады

И хлеб в полях растет.

- О какой части речи будет сегодня разговор? (Действительно- глагол).

- Интересно, что слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь человека вообще. Так в толковом словаре Владимира Даля мы читаем: «Глагол – это речь человека, разумный разговор, язык». Постепенно данное слово утратило свое старое значение.

- Скажите, что теперь оно обозначает? (правило)

3. Постановка учебной задачи (темы).

- Что надо знать, чтобы правильно писать окончания глаголов? (Спряжение)

- Что такое спряжение? (Изменение глагола по числам и лицам и система его личных окончаний)

- Мы умеем определять спряжение глаголов? (Да)

- Значит, что будем делать сегодня на уроке? (Закреплять знания о спряжениях, отрабатывать навыки определения спряжения глаголов и написания их личных окончаний)

- Где нам пригодятся эти знания? (Чтобы грамотно писать безударные окончания глаголов)

-Что мы должны знать, чтобы правильно определить спряжение? (порядок определения спряжений)

- Сколько спряжений в русском языке? (1 и 2 спряжения)

- Какие личные окончания относятся к 1 спряжению? (на –е,ё, ут, ют). Ко второму спряжению?(на –и, ат, ят).

-Давайте составим алгоритм определения спряжения, расположив карточки в нужном порядке (на доске – на экране проверка).

1)Если окончание ударное, спряжение определить легко.

2)Если окончание безударное, образуй форму 3 лица мн.ч.

3) Поставь глагол в начальную форму, если личное окончание глагола в 3 лице мн.ч безударное.

4)Если в начальной форме глагол заканчивается на –ИТЬ (кроме брить, стелить), то это глагол II спряжения.

5) Если в начальной форме глагол не оканчивается на –ИТЬ и не относится к глаголам-исключениям, то это глагол I спряжения.

- Давайте вспомним глаголы-исключения (стихотворение).

Ко второму же спряженью

Отнесем мы, без сомненья,

Все глаголы, что на –ить,

Исключая: брить, стелить.

И еще: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья:

Их на –е спрягать нельзя!

4. Закрепление знаний (типовая и конструктивная ситуации).

1)- Найдите глаголы в пословице. Определите спряжение в глаголах (упустишь – 2 спр., потеряешь – 1 спр.)

- Какие еще признаки глаголов вы помните? (спряжение, лицо, число, род, наклонение, время, вид). Подпишите их над глаголами (2л. Ед.ч., сов.в., буд.вр.)

2) Работа с учебником.

- Урок 50 упр. 4. Прочитайте задание. Выпишите глаголы из 1 абзаца, определите спряжение. Объясните выбор. Те глаголы, которые повторяются, списывать не надо. (один человек у доски).

Учится (2 спр.), состоит (2 спр.), встаёт (1 спр.), тратит (2 спр), чистит (2 спр), ходит (2 спр.), одевается (1 спр.), читает (1 спр.).

- Оцените работу…у доски (светофоры). Оцени свою работу у доски.

- (когда ученик сядет, делаю сама и говорю) Выделите личные окончания.

Физкультминутка.

Как живешь?

Как идешь?

А бежишь?

Ночью спишь?

Как плывешь?

Как берешь?

А даешь?

Как молчишь?

А грозишь?

Как сидишь?


5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

1) Работа в парах.

-Следующее задание называется «Режим дня». Вы знаете, что правильный режим дня является одним из залогов крепкого здоровья. Особенно в вашем возрасте. Давайте попробуем составить свой режим дня.

- Работать будем в паре. Договоритесь и распределите глаголы в нужном порядке (указав номера) и вставьте пропущенные гласные в окончания.

Просыпаемся

Делаем зарядку

Умываемся

Одеваемся

Завтракаем

Идем в школу

Занимаемся в школе

Обедаем

Гуляем

Делаем домашнее задание

Отдыхаем

Ужинаем

Готовимся ко сну

- Самопроверка по эталону. (на экране)

- Глаголы какого спряжения преобладают? (1 спр., кроме готовить – 2 спр.)

- Поднимите руки те пары, которые не допустили ошибок.

6. Контроль знаний, коррекция.

1) Индивидуальная работа по карточкам.

-У вас на столах карточки, выберите те, которые вы считаете вам по силам выполнить. Самопроверка по эталону. (на экране). Вложите ваши индивидуальные карточки в тетрадь.

1 вариант.

1) Отметь ряд, в котором все глаголы II спряжения.

- бежать, молчать, сверкать

- идти, жить, греметь

- дружить, лепить, верить

2) От этих глаголов (те, которые отметили) образуй форму 3 лица множ. числа

_____________________________________________________________________

2 вариант

  1. Отметь ряд, в котором все глаголы I спряжения.

- убирать, дышать, встретить

- встречать, покрывать, слышать

- брить, стелить, улыбаться

2) От этих глаголов (те, которые отметили) образуй форму 3 лица множ. числа

_____________________________________________________________________

Дифф.задание (ОВЗ)

  1. Определите спряжение глаголов из физкультминутки (сверху подписать).

Как живешь? Как идешь? А бежишь? Ночью спишь? Как плывешь? Как берешь?

А даешь? Как молчишь? А грозишь? Как сидишь?

7. Домашнее задание.

- Стихотворение «Умей рассчитывать время на сборы в школу». Выписать в тетрадь глаголы и определить их спряжение.

Утром столько разных дел!

Ты умылся и поел,

Одеваешься, спешишь,

В школу весело бежишь.

 Но запомнить надо всем:

Чтобы утро без проблем

Проходило, нужно вам

Собираться по часам.

 Пять минут - на умыванье,

Пять минут - на одеванье,

Вам на завтрак семь минут!

Три - убрать постель, и тут

 Выходить уже пора,

Собирайтесь, детвора!

Время нужно рассчитать,

Чтобы в класс не опоздать.

8. Рефлексия.

- Ответьте на мои вопросы. (Если да – зеленый светофор, нет – красный) (Самопроверка по эталону на экране)

Тест "Спряжение глаголов"

  1. Спряжение – это  изменение глагола по числам и лицам? (+)

  2. Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос: Что делал? Что делать?(-)

  3. Спряжение можно определять по неопределенной (начальной) форме? (+)

  4. К I спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать,-уть, -ыть, -оть; (+)

  5. Глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить ( кроме брить, стелить) относятся к I спряжению? (-)

  6. Личные окончания глаголов I спряжения:  ЕШЬ, ЕМ, ЕТЕ, УТ-ЮТ?(+)

  7. Личные окончания глаголов 2 спряжения ИШЬ, ИМ, ИТЕ, УТ-ЮТ? (-)           

- Наше занятие подошло к концу, давайте подведем итог.

- На уроке я научился…

- Мне бы хотелось…























Вставь пропущенные гласные, определи спряжение.

1. Реж (е,и) шь, отвеча (е,и) шь, ман (е,и) шь,барабан (е,и) шь, пиш (е,и) шь, вид (е,и) шь.

2. Верт (е,и) те, крут (е,и) те, дума (е,и) те, смотр (е,и) те.

3. Терп (ю,я) т, кле (ю,я) т, кол (ю,я) т.

- Что объединяет глаголы каждой группы? (укажи в скобках)



Вставь пропущенные гласные, определи спряжение.

1. Реж (е,и) шь, отвеча (е,и) шь, ман (е,и) шь,барабан (е,и) шь, пиш (е,и) шь, вид (е,и) шь.

2. Верт (е,и) те, крут (е,и) те, дума (е,и) те, смотр (е,и) те.

3. Терп (ю,я) т, кле (ю,я) т, кол (ю,я) т.

- Что объединяет глаголы каждой группы? (укажи в скобках)



Вставь пропущенные гласные, определи спряжение.

1. Реж (е,и) шь, отвеча (е,и) шь, ман (е,и) шь,барабан (е,и) шь, пиш (е,и) шь, вид (е,и) шь.

2. Верт (е,и) те, крут (е,и) те, дума (е,и) те, смотр (е,и) те.

3. Терп (ю,я) т, кле (ю,я) т, кол (ю,я) т.

- Что объединяет глаголы каждой группы? (укажи в скобках)



Вставь пропущенные гласные, определи спряжение.

1. Реж (е,и) шь, отвеча (е,и) шь, ман (е,и) шь,барабан (е,и) шь, пиш (е,и) шь, вид (е,и) шь.

2. Верт (е,и) те, крут (е,и) те, дума (е,и) те, смотр (е,и) те.

3. Терп (ю,я) т, кле (ю,я) т, кол (ю,я) т.

- Что объединяет глаголы каждой группы? (укажи в скобках)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!