СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 4 классе Мягкий знак после шипящих в глаголах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 4 классе Мягкий знак после шипящих в глаголах

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе Мягкий знак после шипящих в глаголах»


Урок: русский язык

УМК: Начальная школа 21 века

Авторы учебника: С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В. Петленко

Класс: 4 «Г»

Тема урока: Мягкий знак после шипящих в глаголах.

Цель урока: организация деятельности учащихся с целью

открытия новой тайны русского языка – правописания мягкого

знака после шипящих в глаголах.

Задачи урока:

-обучающие: сформировать представление о правописании

мягкого знака после шипящих в глаголах;

отрабатывать навык правописания мягкого знака

после шипящих на конце имен существительных

2 и 3 склонения, имен существительных множес-

твенного числа в форме родительного падежа,

кратких прилагательных.

-развивающие: развивать умственную деятельность учащихся

(выполнять операции анализа, синтеза, способ-

ность наблюдать, делать выводы, строить план

своего ответа); орфографическую зоркость,

устную и письменную речь; расширять

кругозор учащихся; обогащать словарный запас.

-воспитательные: воспитывать интерес к предмету;

чувство взаимного уважения; аккуратности

при выполнении работ.

Тип урока: урок новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: дидактический материал: карточки со словами для

составления предложения; тест на карточке.












«Мягкий знак после шипящих в глаголах»


ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Запись даты и «классная работа».

  1. Работа над словами из словаря.

На интерактивной доске записаны слова:

М_роз, за_тр_к, _бед, д_журный, р_сунок, р_бота, б_седа, м_чта.

-Буквы играют в прятки, найдём их (устная работа, называют букву и вставляют на доске)

Игра «Волшебники».

- Какой частью речи являются все эти слова? (имя сущ-ое).

Итак, вы волшебники, превратите данные имена существительные

в глаголы и запишите их. (Запись на доске и в тетрадях: морозить, завтракать, обедать, дежурить …..)

- В какой форме записаны глаголы? (в начальной форме).

- Почему? Выделите суффикс и основу.(1 около доски)

А в какой ещё форме могут быть употреблены глаголы? (личной).

-Превратите эти же глаголы в глаголы 1 л. ед. и мн. чисел, 2 л.ед. и мн. чисел, 3 л. ед. и мн. чисел. (называют устно)

Морожу, морозим, ;завтракаешь, завтракаем; обедает,обедают.

- Вот мы и повторили, что уже узнали о глаголе.

3. Введение в тему:

- А сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну русского языка о

правописании глаголов.

Назовите одним словом и запишите, (ученик за доску, остальные в

тетради).

- Как называют молодых людей? (молодежь).

- Верхняя одежда применяемая во время дождя? (плащ).

- Мелкое животное из отряда грызунов? (мышь).

- Краткая форма слова хороший? (хорош).

- Я долго не видел родных, и очень жду…..(встреч).

- Синоним к слову доктор? (врач).

- Я Вам желаю много … (удач).

- Краткая форма слова могучий? (могуч).

(Проверка, с чётким проговариванием правил написания мягкого знака

после шипящих в написанных словах.)

Слайд2.


- Какая орфограмма объединяет все эти слова?

- Какие шипящие звуки вы знаете? ш,ж,ч,щ

3. РРРрррррр Работа с предложением.

На доске слова:

могуч,ветер,ты,ветер,волнуешь,стаи,ты, гоняешь,на,туч,сине,ты,море,всюду,просторе,веешь,

- Составьте предложение и запишите.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе.

- Выполните синтаксический анализ предложения, проверка.(основа)

- Назовите глаголы в предложении, определите их лицо и число.

-Что заметили в записи этих глаголов? (ь)

4. Постановка проблемы:

Слайд 3

- А теперь посмотрите на эти слова: ЧИТАЕШ_,СИДИШ_, БЕРЕЧ_, ОТРЕЖ_.

- Какой части речи эти слова?

Уточните тему урока.
« Мягкий знак после шипящих в глаголах.»

Слайд 4


– Какова же цель нашего урока?
Узнать, пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах.

- Ребята, а как вы думаете: надо или не надо у глаголов после шипящих

писать мягкий знак?


Для того чтобы ответить на вопрос, пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем.

Слайд 5

- Давайте разбираться, откройте учебники на странице 107, работа с

рубрикой «Давай подумаем». Чтение пословиц и наблюдение над выде-

ленными словами:

Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.

Семь раз отмерь, один отрежь.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Тише едешь – дальше будешь.

Без теста пирога не испечь.

Запись:в тетради-1 около доски ученик в столбик.

Отмерь – глаг., повелит. накл., отрежь-глаг.,повел.накл.,погонишься– глаг., 2 л, ед. ч., не поймаешь.– глаг., 2 л, ед. ч., едешь -глаг., 2 л, ед. ч., будешь -глаг., 2 л, ед. ч., не испечь – – глаг., 2 л, ед. ч.,

Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь.)
– Какой вывод можно сделать?

(Подсказка: Женя сделала такой вывод: “На конце глаголов в любой форме после шипящих пишется Ь”) – Права ли Женя?

Слайд 6

-Какой вывод можете сделать? Чтение правила в учебнике.

Хоровое чтение правила.

Слайд 7

Слайд 8


Значит, будем писать мягкий знак в словах

ЧИТАЕШЬ, СИДИШ_, БЕРЕЧ_, ОТРЕЖ_ или нет? (да), подписываем мягкий знак.

Вопросы:

Есть ли необходимость при написании мягкого знака после шипящих в глаголах надо ли определять форму, в которой они стоят? (Нет, т.к. ь пишется во всех формах глагола.)
– Чем будет отличаться способ работы при написании имен существительных с шипящим на конце и глаголов с шипящим на конце? (У существительных надо определить склонение, у глаголов ничего определять не надо.)


5. Составление алгоритма.

Систематизация всех имеющихся у учащихся знаний об орфограмме “Мягкий знак после шипящих”.

Слайд 9

Как нам не ошибиться в написании орфограммы “Мягкий знак после шипящих”? Составим алгоритм.

Определим часть речи, если это:

Существительное, то определяем склонение 1, 2 – ь не пишем; 3 скл. – ь пишем.

Краткое прилагательное, то ь знак не пишется.

Глагол, то ь знак пишется во всех формах


6.Работа в парах. 

Слайд 10



Найди лишнее слово. Устно. Докажи.

  • Дочь, карандаш, мышь, веешь.

  • Малыш, свеж, хорош, пахуч.

  • Нет луж, нет крыш, спелая рожь, нет туч.

  • Беречь, дремуч, приедешь, назначь.


7.Закрепление

Выполнение упражнения №1, учебника с 108.

Слайд 11.

Запиши слова в три столбика. В первый – глаголы в начальной форме,

во второй – глаголы в форме 2 – го лица единственного числа, в тре-

тий – глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ.

Проверка: Слайд 12.

- Какой сделаем вывод?

Слайд13

Хоровое проговаривание того же правила.

8. Физкультминутка.

Если  в слове после шипящих пишется ь- руки вверх поднимаем, если не пишется ь-садимся на корточки.

                         Кирпич, помощь, хорош, тишь, ландыш, глушь, молодёжь, богач, могуч, свеж, луж, задач, отрежь, вещь, молчишь, пожарищ, привлечь, рожь, мышь, жгуч, ложь, скрипуч, ласковый.., жечь, стеречь, хорош, глушь, шалаш, скрипач, спишь, дружишь, беречь, пишешь, думаешь.

9. Отработка правила:

Самостоятельная работа. Сделай буквенную запись. Слова записывай

в столбик. Не забывай про мягкий знак!

Слайд14,15

10.Повторение (интерактивная доска)!!!

1)

Сущ. Ж.р. 3 скл 
Сущ. М.р. 
Глаг 2 л.ед.ч..

Ь

кр.прил 
глаг. Н.ф.
глаг. повелит. наклон.

Слайд 16.(повторить)

2)Слайд 17,18.

Упражнение 5стр.110Поставь, где надо мягкий знак.

11. Итог:

- Какую новую тайну русского языка мы открыли на уроке?(Хоровое проговаривание правила.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!