Русский язык. 5 класс.
Тема: « Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа».
Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с правилом употребления Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа; формировать навыки правописания окончаний глаголов в данной форме, формировать познавательную активность.
Тип урока: комбинированный.
Цели деятельности ученика: пользоваться учебником, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её; договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся узнают правило употребления Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа, будут находить изучаемую орфограмму, графически объяснять условия выбора
Метапредметные:
Познавательные УУД самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений.
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания, стремятся к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Ход урока
1.Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Запишите, пожалуйста, дату, классная работа.
2.Актуализация знаний.
Беседа.
-что такое глагол?
-что такое спряжение?
-в каком времени могут быть глаголы? Как они изменяются?
3.Целеполагание.
Проанализируйте слова в таблице. По какому принципу я разделила их на 2 группы?
Играть
Играешь
Петь
Поёшь
Смотреть
Смотришь
Гнать
Гонишь
Писать
пишешь
(в первой колонке- неопределенная форма глагола, во второй- глаголы в форме 2-го лица)
- А что объединяет эти глаголы? (мягкий знак на конце глагола).В правописании слов какой колонки можно сделать больше ошибок и почему?
Запишите тему «Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа»
- Попробуем с вами определить цели, ведь это важно для нас.
«Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа»- очень важная тема, усвоение которой также является показателем грамотности каждого из вас.
-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Составьте план урока.
- Какое местоимение является вашим помощником в изучении данной темы? (местоимение ТЫ)
- Скажите, для чего нужен в слове мягкий знак?
- Мягкий знак в слове нужен для обозначения мягкости согласных.
- Приведите примеры.
- Уголь, соль, коньки и т. д.
- Еще какую роль выполняет мягкий знак в слове?
- Разделительный мягкий знак.
- Примеры?
- Вьюга, деревья, семья, компьютер и т. д.
- В каких же случаях ставим разделительный мягкий знак?
- Разделительный мягкий знак ставится после мягких согласных перед
е, ё, ю, я, и.
- Сейчас, ребята, посмотрите на доску. На доске слова, написанные в два столбика.
Тишь Дочь рожь | Беречь Стеречь Жечь |
- Скажите, обозначает ли мягкость ь в данных слова? Почему?
-Нет, не обозначает, потому что шипящие ж и ш всегда твердые, а ч и щ всегда
мягкие.
- Почему же ставится мягкий знак в этих словах?
-В первом столбике написаны слова женского рода, а во втором столбике – глаголы
неопределенной формы.
Таблица-круг «Тройная роль мягкого знака в русской орфографии»
Правильно, ребята. Итак, ь знак играет три роли: ь – показатель мягкости,
разделительный знак, ь – грамматический показатель.
4.Закрепление материала.
Самостоятельное наблюдение ( п.121 учебника)
Сделайте выводы.
- Что нового вы узнали по теме урока?
- Что показалось сложным, непонятным?
- Как выделяется данная орфограмма? Какую еще орфограмму необходимо
знать? (правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2
спряжения)
Работа по учебнику.
1. Выполнение упражнений 692 – комментированное письмо.
2.Синтаксический разбор предложения: Без труда не вынешь рыбку из пруда.
-выделить орфограммы, объяснить написание
-произвести морфологический разбор глагола второго лица единственного числа.
- какие еще пословицы и поговорки, где употребляются глаголы данной формы, вы знаете?
3. Самостоятельная работа.
1) В каких частях речи еще может писаться мягкий знак на конце? А где его не должно быть? Выпишите слова в 2 столбика: с мягким знаком на конце и без него:
Много туч.., делаеш.., колюч.., мыш…, пишеш.., дышиш.., камыш…, умоеш…ся, смотриш..,рож..., сторож…, помощ..
2) Задание: Спиши пословицы, вставь пропущенную буквы, обозначь орфограмму.
Не разгрызёш_ ореха, не съеш_ ядра.
Тише ед_ш_ , дальше буд_ш_.
Близок локоть, да не укусиш..;
Целина крепка, а молодёж.. ещё крепче.
Задание: Прочитай текст. Выпиши глаголы 2 лица, единственного числа. Обозначь орфограмму.
Три месяца ты можешь наблюдать ход весны. Хорошо, если ты шагаешь вместе с ней, смотришь, думаешь, запоминаешь.
Вчера ты шёл в школу под зимним небом, а сегодня в небе – весна. Поле чернеет проталинами, и ты чувствуешь запах оттаявшей земли. И ты скажешь: «Этого ещё вчера не было».
6.Итоги. Рефлексия.
- Что вы узнали о правописании глаголов 2-го лица единственного числа?
- Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы?
Сейчас мы проведём небольшой тест. Выпишите буквы с правильным ответом.
1. Выбери слово, которое стоит в 3 лице единственном числе, выпиши букву.
А.) везёшь У) шагает И) учусь
2. Найди глагол 1-го лица, выпиши букву.
Б) звучит П) удивляешься Р) смотрим
3.Выбери слово, которое стоит во 2 лице, единственном числе после шипящих.
А) строишь О) крутит Ю) рисует
7.Домашнее задание
П. 122, записать пословицы и поговорки по теме урока, выделить изученную орфограмму
или упражнение 692 (3 абзац)