Урок русского языка в 4 классе по программе «Школа 21 века».
Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах.
Форма проведения: диалоговая, индивидуальная, работа в парах, группах.
Цель урока: повторить правописание ь после шипящих на конце слов;
расширить знания о правописании ь после шипящих в глаголах.
Задачи урока:
Обобщить и систематизировать изученное ранее о правописании мягкого знака после шипящих; познакомить с написанием мягкого знака после шипящих в глаголах;
Развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительных мотивов учения развивать навыки связной речи, умение слушать; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения этой задачи
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Оборудование: учебник, тетрадь «Пишем грамотно», карточки для работы в группах.
Ход урока
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
На доске: «Если быть, то быть лучшим».
-Прочитайте высказывание на доске.
-Это слова советского летчика – испытателя Валерия Чкалова.
-Как вы понимаете это высказывание?
-В чем человек может быть лучшим?
-В чем ученик может быть лучшим?
-Постарайтесь сегодня на уроке показать себя с лучшей стороны, будьте активными, внимательными, старательными.
Дети записывают в тетрадь дату, место работы.
Чистописание с орфографической нагрузкой.
Учитель диктует слова с непроверяемыми орфограммами, ученики из каждого слова выписывают определенную букву.
-Из слова готов выписать букву, обозначающую звонкий согласный звук.
-Из слова аллея выписать букву, которая обозначает звук согласный, звонкий, мягкий.
-Из слова бассейн выписать букву, обозначающую безударный гласный звук в 1 слоге.
-Из слова горизонт выписать букву, обозначающую звук согласный, звонкий, твердый в 1 слоге.
-Из слова директор выписать букву, обозначающую безударный гласный звук в 3 слоге.
-Из слова альбом выписать букву, которая обозначает звук согласный, звонкий, мягкий.
-Оцените свою работу. ( На полях в тетради: круг зеленого цвета – нет ошибок, круг желтого цвета – 1-2 ошибки, круг красного цвета – 3 и более ошибок).
-Что заметили? (глагол)
-А вы знаете, что такое глагол?
-Проверим. (РАБОТА В ГРУППАХ)
1.Глагол – это _______________________, которая называет __________________________ и ли ______________________________ и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Обязательный, постоянный признак глагола – это ___________________ 2. На вопрос что делать? что делал? что делает? что будет делать? отвечают глаголы _________________________________ вида. На вопросы что сделать? что сделал? Что сделает? отвечают глаголы ____________________________ вида. 3. Глагол имеет следующие формы: _________________________ 4.Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы _________________ ______________________________________________________________ И образуются с помощью ________________________ 5. Какая часть слова не включается в основу глаголов? _______________ |
-Как вы считаете, все ли вы узнали о глаголе?
-Продолжим наше знакомство.
Актуализация знаний.
На доске:
Тише едешь – дальше будешь.
Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
Поспешишь – людей насмешишь.
-Объясните, как вы понимаете эти пословицы?
-Есть ли в пословицах глаголы?
-Выпишите их.
-Что заметили в написании глаголов?
Постановка учебной задачи.
-Какой возникает вопрос? (В каких случаях у глаголов после шипящих пишется мягкий знак)
- Сформулируйте тему урока.(Мягкий знак после шипящих в глаголах)
- Какие цели поставите перед собой?
Открытие учащимися нового знания. (работа в группах)
-Предлагаю вам побыть в роли исследователей. У вас всё получится, если будете работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.
-Обсудите в группах в каких случаях пишется мягкий знак на конце глаголов?
После обсуждения в группах учащиеся представляют результат своей работы.
– Какой вывод можно сделать?
- Как можно проверить, верно ли ваше предположение?
- Сравните свои предположения с правилом в учебнике на стр. 108.
(учащиеся читают правило и делают выводы)
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
А) В паре задайте друг другу вопросы по данной теме.
Б) Работа по учебнику: стр.108 упр.2 (Задание выполняется по цепочке с комментированием).
- Оцените свою работу (на полях)
- У кого задание вызвало затруднение? Почему? Что надо сделать?
- У кого задания не вызвали затруднений?
- Какой вывод вы можете сделать для себя?
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа по учебнику стр.109 упр.3 (по окончании работы проводится самопроверка по эталону на доске)
- Оцените свою работу. (на полях)
- У кого задание вызвало затруднение? Почему? Что надо сделать?
- У кого задания не вызвали затруднений?
- Какой вывод вы можете сделать для себя?
Включение нового знания в систему знаний. Задания по выбору.
Систематизация всех имеющихся у учащихся знаний об орфограмме “Мягкий знак после шипящих”.
-Вспомните о написании мягкого знака после шипящих в словах других частей речи.
-Выберите задание по силам.
а) стр.110, упражнение 5
б) тетрадь «Пишем грамотно» стр 34, упр.2
По окончании работы проводится проверка.
Оцените свою работу. (на полях).
Итог урока. Рефлексия.
-Над какой темой работали?
-Какое "открытие" вы сделали?
-Для чего вам нужны эти знания?
-Оцените свою работу на уроке.
На уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |
- Вы достигли поставленной цели?
- Какие трудности вы преодолели на пути к успеху?
-Над чем ещё нужно поработать?
-Поставьте цели на следующий урок.
Домашнее задание:
Выучить правило на странице 108.
По выбору:
- тетрадь «Пишем грамотно», с. 34, упр. 1;
- найти и выписать 10 глаголов из художественной книги по данной теме.