СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 7 класс. Тема: "Текст"

Категория: Русский язык
Тема: 7. Текст

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока позволит вам успешно провести урок русского языка в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 7 класс. Тема: "Текст"»

Тема урока: Текст

7 класс

Дата: 17.09.2021

Выполнил

учитель русского языка и литературы

МБОУ ООШ 7

Андриященко Алина Сергеевна

Тип урока: урок развития речи.

Цели урока:

1) обучающие повторить и систематизировать информацию о тексте, способствовать формированию навыков анализа текста, составления собственного высказывания; 

2) развивающие продолжить работу по развитию мыслительных процессов, развитие связной речи учащихся; 

3) воспитательная способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика, воспитывать любовь к Родине, родной природе.

Оборудование: компьютер,  презентация в PowerPoint.

Планируемые результаты обучения:

1) личностные сохранять доброжелательное отношение к собеседнику; 

2) предметные знать основные признаки текста, определять тему и основную мысль текста; уметь анализировать готовые тексты, составлять свои тексты; 

3) метапредметные понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, высказывать свое мнение, осуществлять деятельность в соответствии с планом, оценивать результаты своей деятельности

Ход урока.

  1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте готовность к уроку.

Каким было ваше домашнее задание? (Написать сочинение-миниатюру по картине И.И.Бродского «Летний сад осенью»)

- …, прочитай нам своё сочинение.

- …,прочитай свою работу.

- Скажите, ребята, у вас получились разрозненные предложения или связанные по смыслу?

(Связанные по смыслу)

- Значит, при выполнении домашнего задания вы создавали текст.

2. - Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? (Текст)

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа, тему урока)

- Поскольку тема урока – Текст, о чём мы сегодня должны вспомнить, чему должны научиться? Какова цель урока?

- Что же такое текст? (Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически)

- Посмотрите на экран. Перед вами две группы предложений.

(1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Издалека видны васильки в поле.

2 Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно падают на землю жёлтые листья. Ещё цветут поздние осенние цветы.)

Прочитайте предложения первой группы. Второй группы. Скажите, какая группа предложений является текстом? Обоснуйте свой ответ.

(Текстом является вторая группа предложений, так как они связаны по смыслу и грамматически. Говорится об осени, её приметах. В предложениях 1 группы нарушена смысловая связь, говорится о явлениях разных времён года.)

3. - А теперь обратимся к Толковому словарю. Прочитайте определение текста, данное в словаре С.И.Ожегова.

- Оказывается, ребята, текст и ткань произошли от одного латинского слова текстус(текстум. Если мы посмотрим на тканое полотно, то увидим, что все нити в нём крепко сплетены. Тёмная ткань не радует глаз, а вот кусочек цветной ткани поднимает настроение. Почему, как вы думаете?

(Потому что для создания этого вида ткани использовали нити разных, ярких цветов)

- Текст – это тоже ткань, только не из нитей, а из предложений. При каком условии текст становится ярким и выразительным? (Яркость и выразительность тексту придают художественные средства)

- Какие художественные средства вам известны? (Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения)

4. - Обратимся к учебнику. Прочитайте задание к упражнению 50.

- Прочитаем текст.

- Как можно его озаглавить? (Тихая, ласковая осень)

- Почему вы считаете, что этот заголовок лучше, чем Осень? (Этот заголовок отражает основную мысль текста)

- Попробуем разделить текст на абзацы. Перечитайте текст внимательно. - Прочитайте 1 абзац.

- Прочитайте 2 абзац.

- Почему вы так разделили текст на абзацы? (Каждый абзац содержит отдельную микротему)

- К какому стилю относится текст?

(К художественному, так как автор рисует картину, используя худ. средства)

- Вернёмся к заголовку текста. Какое художественное средство использует автор, характеризуя осень? (Эпитет)

- Ребята, сейчас вам предстоит переписать 1 абзац, вставляя пропущенные буквы, обозначая условия выбора орфограмм. Затем укажите художественные средства.

- К доске пойдёт…Он выполнит синтаксический разбор предложения из текста.

- …выпишет из 1 абзаца слова с пропусками и объяснит условия выбора букв.

- Проверим вашу работу в тетрадях. Назовите художественные средства.

5. Ребята, давайте обобщим сведения о тексте. Составим кластер. Назовите основные признаки текста. (Тема, микротема, заголовок, основная мысль, ключевые слова, связность, средства связи, завершённость,)

6 . Ребята, прошу вас разделиться на группы по 5 человек. У нас получилось 4 группы, перед каждой лист с заданиями. Вам необходимо подготовиться выразительно прочитать стихотворение, определить тему и основную мысль, указать виды связи, а также художественные средства, помогающие передать мысли и чувства автора.

- Молодцы, ребята, каждая группа успешно справилась с заданиями. Прошу вернуться на свои места.

7. - У каждого из вас на парте лежит лист с тестом. Прошу внимательно прочитать задания с выбором ответов и отметить правильные ответы галочкой. (Самостоятельная работа)

За безошибочную работу поставьте себе отметку 5, при наличии 1-2 ошибок – 4, за 3 ошибки – 3.

Поднимите руки, у кого все ответы правильные. - У кого 1-2 ошибки? - Молодцы! Справились на «хорошо» и «отлично»!

9.Откройте дневники, запишите домашнее задание: написать текст из 7-10 предложений на тему: «Мой город в осенний день».

Тест.

  1. Текст – это (выберите один ответ)

А) группа слов, связанных по смыслу и грамматически,

Б) группа предложений, связанных по смыслу и грамматически,

В) отдельные предложения.

  1. По заголовку текста можно определить (выберите один ответ):

А) то, о чём говорится в тексте,

Б) кто автор текста,

В) сколько предложений в тексте.

  1. Основные признаки текста (выберите несколько ответов):

А) тема,

Б) основная мысль,

В) связность,

Г) композиционная завершённость.

  1. Части текста располагаются в такой последовательности (выберите один ответ):

А) основная часть, вступление, заключение,

Б) вступление, основная часть, заключение,

В) заключение, вступление, основная часть.

  1. Текст становится ярче и выразительнее, если в нём использованы (выберите один ответ):

А) местоимения,

Б) художественные средства,

В) союзы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!