УРОК МАТЕМАТИКИ В 4 «А» КЛАССЕ
Дата проведения: 17 октября 2018г.
Учитель: Мустафина А.М.
Тема: «Единицы массы. Тонна. Центнер»
Цели: организовать деятельность учащихся: по формированию представлений о массе конкретных предметов и тел; по знакомству учащихся с новыми единицами массы - тонна, центнер; по усвоению эталона соотношений между единицами массы; совершенствовать навыки решения задач с единицами массы; развивать логическое мышление.
Формировать: Личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные УУД - воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся, выражать положительное отношение к процессу познания. Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач, применять правила делового сотрудничества. Сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельность.
Регулятивные УУД - удерживать цель деятельности до получения ее результата. Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»). Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
Познавательные УУД - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Составлять план простого эксперимента. Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»). Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное. Исследовать собственные нестандартные способы решения. Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Коммуникативные УУД - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи. Находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду).
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме урока, учебник М.И. Моро, М.А. Бантовой Математика в 2-х частях, часть 1, Москва, «Просвещение», 2015г.
Технология проблемного обучения.
Ход урока
СЛАЙД 1
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Включение в деловой ритм.
- Доброе утро, ребята! Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке!
Начинаем ровно в срок наш любимейший урок!!!
Мы друг к другу повернёмся, подмигнём и улыбнёмся!
Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи и успешности в придачу!
-Садитесь, ребята.
СЛАЙД 2
- Посмотрите на доску:
Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий.
(Томас Эдисон)
-Как вы понимаете слова американского изобретателя?
(Для того, чтобы преодолеть препятствия, возникающие на пути, необходимо действовать.
Тот, кто действует, всё равно найдёт верную дорогу (выход).
-Эти слова будут девизом нашего сегодняшнего урока.
-Постарайтесь на уроке мыслить и всё у вас получится.
-Итак, не будем терять время и перейдём к работе.
Подготовка класса к работе.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Откройте тетради и выполните грамотную и аккуратную запись.
Запишите число и «Классная работа».
Любая работа, не обходится без устного счета.
СЛАЙД 3
-Найдите значения выражений, которые я буду называть:
(Учитель называет выражение, ученик - ответ, учитель открывает ответ)
25 х 10 | 76 х 10 | 350.000 : 1000 | 7 х 100 |
10.000 : 100 | 64.000 : 100 | 55.000 : 100 | 10 х 100 |
СЛАЙД 4
-Расставьте числа в порядке убывания и прочитайте слово.
(Ученик расставляет на доске)
1.000 | 760 | 700 | 640 | 550 | 350 | 250 | 100 |
В | Е | Л | И | Ч | И | Н | Ы |
- Какое слово получилось?
(ВЕЛИЧИНЫ)
- О чём пойдёт речь на уроке?
(О ВЕЛИЧИНАХ)
А что такое ВЕЛИЧИНА?
(ВЕЛИЧИНА – ЭТО ТО, ЧТО МОЖНО ИЗМЕРИТЬ И РЕЗУЛЬТАТ ВЫРАЗИТЬ ЧИСЛОМ)
- Какие величины вы знаете?
(МАССЫ, ДЛИНЫ, ВРЕМЕНИ, ОБЪЁМА, ПЛОЩАДИ)
СЛАЙД 5 (1)
- О какой величине мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав ребус.
(Ребус «МАССАЖ’»)
-Да, слово «масса» сегодня очень нужное на нашем уроке.
Какие единицы массы вы уже знаете?
(КГ, Г)
СЛАЙД 5 (2)
-Какая существует взаимосвязь между этими единицами?
(1КГ=1000Г - Запишите это в тетрадь)
-Какая из этих двух величин самая маленькая?
(Г)
– Для чего нужна такая единица массы?
(Чтобы определять массу очень маленьких и очень легких предметов)
-Как называется прибор для измерения массы?
(ВЕСЫ)
-Одна конфета весит 2 г. Сколько весят 10 конфет (20 г), 100 конфет (200 г),
1000 конфет (2000 г)?
– Какую из этих величин можно перевести в большую величину?
(2000 г = 2 кг)
СЛАЙД 6
3.Постановка учебной задачи.
(На экране картинка яблока, корзины яблок, машины яблок)
– Если нужно узнать массу одного яблока, какой единицей массы вы воспользуетесь?
(Грамм)
– А если нужно узнать массу ящика с яблоками?
(Килограмм)
– Ну а если нужно узнать массу целой машины с яблоками?
(Ни грамм, ни килограмм не подходят для измерения такого большого и тяжелого груза)
-А можно ли с помощью грамма и килограмма измерить массу машины с яблоками?
Выдвижение гипотезы
– Что же мы можем предположить?
(Возможно, для таких больших грузов существуют другие единицы измерения массы)
– Обозначим эту проблему вопросительным знаком.
(Под картинкой фуры «?»)
– Исходя из вышесказанного, давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. Что мы должны сегодня узнать и с чем познакомиться?
СЛАЙД 7
1. Мы познакомимся с другими единицами массы – более крупными.
2. Будем выражать массу в заданных единицах.
3. Будем решать задачи с величинами.
– И чтобы мы могли работать с этими единицами при решении задач, мы должны установить взаимосвязь между всеми единицами массы.
- В учебнике на стр. 45 предлагаю вам самостоятельно найти ответ на вопрос, который мы поставили: «Существуют ли еще какие-либо единицы массы для измерения тяжелых грузов?»
– Прочитайте информацию со знаком «Внимание! Новый материал»
– Какие еще существуют единицы массы?
(ТОННА, ЦЕНТНЕР)
СЛАЙД 8
– Что тяжелее центнер или тонна?
(ТОННА)
– Докажите
(1 ц – 100 кг, 1 т – 1000 кг)
- При числах мы будем записывать слово «тонна» буквой «Т», а центнер – «Ц»
– Запишите в тетради новое соотношение единиц: 1 ц = 100 кг, 1т = 1000 кг.
– Какова же тема нашего урока?
«ЕДИНИЦЫ МАССЫ. ТОННА, ЦЕНТНЕР»
(ТЕМА ВЫВЕШИВАЕТСЯ НА ДОСКУ)
.
СЛАЙД 9
– Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка», слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100»
– Посмотрите внимательно на запись, которую вы сейчас сделали и ответьте на вопрос:
«Во сколько раз тонна больше центнера?» (В 10 раз)
– Значит можно отсюда определить, сколько в 1 тонне центнеров?
– Запишите 1 т = 10 ц
(Вешается таблица единиц масс на доску)
– Посмотрите внимательно на таблицу и ответьте на вопросы:
Какие единицы массы вы уже знали?
(КГ, Г)
Какие единицы массы узнали?
(Т, Ц)
4.Построение проекта выхода из затруднения.
СЛАЙД 10
-Опираясь на составленную таблицу единиц массы выполним коллективно задание «Вырази».
Выразить:
3т = 3000кг | 200кг = 2ц | 9000кг = 9т |
8ц = 800кг | 3000кг = 30ц | 120000кг = 120т |
6ц = 600кг | 500кг = 5ц | 60000кг = 60т |
2т = 2000кг | 4000кг = 40ц | |
17т = 17000кг | 7т = 70ц | |
20т = 20000кг | | |
(Ученики поочередно называют, учитель открывает запись)
-А теперь поработаем в парах:
-У каждого на столе белая карточка с заданием.
-Соедините линией величины среднего столбика с величинами, равными им в левом или в правом столбике.
375 г 1 кг 126 г 1126г
3 кг 21 г 3021 г 7 кг 894 г
1050 г 10 кг 50 г 10050 г
3075 г 3 кг 75 г 30 кг 21 г
СЛАЙД 11 «Проверь себя» (-Оцените свою работу)
1кг 126г = 1126г |
3021г = 3кг 21г |
10кг 50г = 10050г |
3кг 75г = 3075г |
ФИЗМИНУТКА
-А сейчас давайте поиграем в игру «Да-нет»
Показывайте руками «плюс» (да) или «минус» (нет).
99 кг больше 1 ц (нет)
11 г меньше 11 кг (да)
7 кг больше 800 г (да)
600 кг меньше 2000 г (нет)
80 ц больше 80 т (нет)
1001 кг меньше 1001 г (нет)
-А чтобы сравнить разные величины, что для этого нужно сделать?
(Перевести в одинаковые единицы измерения)
5.Первичное закрепление.
-Для выполнения каких ещё заданий нам может пригодиться таблица?
(ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ)
-Давайте найдем в учебнике задачу № 202 на стр. 45 и решим её.
(К ДОСКЕ ВЫХОДИТ УЧЕНИК, ЧИТАЕТ, РЕШАЕТ)
1275 кг – 275 кг = 1000 кг
Ответ: 1000 кг масса самого автомобиля.
-В какие единицы можно преобразовать массу автомобиля?
(В тонны или центнеры. 1000 кг = 1 т или 10 ц)
-Оцените свою работу
6.Самостоятельная работа.
-А теперь поработаем самостоятельно.
Перед вами карточки зелёного, синего и красного цвета. Выберите уровень сложности заданий. Вашу работу проверю Я. По окончании вложите карточки в тетрадь.
1 уровень
-Какими единицами пользуются при измерении массы конкретных предметов:
Масса лекарства = 2
Масса слона = 5
Масса арбуза = 7
Масса батона = 500
Масса машины = 10
2 уровень
Выразить:
12 т 96 кг = кг
9385 г = кг г
68 ц = кг
7 т 6 ц = ц
560 кг = ц кг
9000 кг = ц
45 т = ц
3 уровень
Из 1 кг макулатуры можно изготовить 25 школьных тетрадей. Сколько таких тетрадей можно изготовить из 1 ц макулатуры, из 1 т макулатуры?
– А знаете ли вы, что среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены, достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто-то признается самым сильным, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастать лишь своим весом.
СЛАЙД 12
-Самым большим и одновременно самым тяжелым животным на нашей планете признан синий кит.
Масса синего кита может достигать 200 т. Детеныш синего кита за сутки прибавляет в весе до 100 кг (75 г каждую минуту).
-На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжелом весе – это слон.
При длине 6 м он весит больше 7 тонн.
-А среди птиц самой крупной считается страус. Масса её может составлять 130 кг.
СЛАЙД 13
В противоположность самым тяжелым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие и мелкие животные.
-Это землеройка. Её длина от 4 до 5 см. Весит она 3-5 г. И колибри. Весит от 1 до 2 г.
-Отдохнули?
-И снова задача. Задача на смекалку!
СЛАЙД 14
Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается?
(Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах)
3 т = 3000 кг = 30 ц
7.Рефлексия деятельности
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок!
-Мы не заметили, как быстро пролетело время, сегодня вы для себя сделали открытие, разгадали тайны.
- Над какой темой мы сегодня работали?
(«ЕДИНИЦЫ МАССЫ»)
- С какими новыми единицами измерения массы познакомились? (ТОННА, ЦЕНТНЕР)
СЛАЙД 15
- Какие цели перед собой ставили?
1. Мы познакомимся с другими единицами массы – более крупными.
2. Будем выражать массу в заданных единицах.
3. Будем решать задачи с величинами.
-Удалось ли достичь поставленных целей?
-А где же пригодятся полученные знания на уроке?
(На уроках математики, в жизни (чтобы знать вес предмета, вес продуктов в магазине, вес тела человека и т.д.)
СЛАЙД 16
-Ребята, те единицы массы, с которыми мы сегодня познакомились на уроке, появились не очень давно. Издавна на Руси пользовались совсем другими мерами массы.
Берковец- 160кг
Пуд- 16кг
Золотник- 4 г
Лот- 12г
- Названия старорусских единиц массы встречаются в пословицах. Так, например, в словаре « Пословицы и поговорки» В. П. Жукова есть пословицы:
Мал золотник, да дорог.
Чтобы человека лучше узнать, съешь с ним пуд соли.
СЛАЙД 17
-Вернёмся к высказыванию американского изобретателя Томаса Эдисона.
Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий.
-Получилось ли у вас осилить тему урока?
-Дома составьте, пожалуйста, задачи с изученными единицами массы.
СЛАЙД 18
-А теперь поделитесь мыслями об уроке. Поднимите смайлики.
Я благодарю вас за урок! Вы молодцы!