СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Глагол. Повторение изученного в 5 классе»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе на тему "Глагол.Повторение изученного в 5 классе". Цель урока: повторить и углубить знания о глаголе, его грамматических признаках, употреблении в речи

Просмотр содержимого документа
««Глагол. Повторение изученного в 5 классе»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ ДУВАНСКОГО РАЙОНА















УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

«Глагол. Повторение изученного в 5 классе»













Учитель русского языка и литературы

Л.А.Мошкина

Месягутово

2018 г.

Урок русского языка в 6 в классе

Учитель Л.А.Мошкина

Дата 11.04.2018 г.

Время 9.15 ч

Тема: «Глагол. Повторение изученного в 5 классе».

Цель урока: Повторить и углубить знания о глаголе, его грамматических признаках, употреблении в речи.

Универсальные учебные действия:

коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

регулятивные: проектировать маршрут пре­одоления затруднений в обучении через вклю­чение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно- контрольного типа и реализа­ции коррекци­онной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности)

Планируемый результат:

научиться опре­делять глагол по грамматиче­ским признакам

Тип урока актуализация знаний и умений (повторение)

Форма урока традиционная

Методы урока: частично-поисковый, приём «Броуновское движение», вопросно-ответная беседа, рефлексия, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, взаимооценивание

Оборудование: сигнальные карточки, мультимедиа система, листы успеха.



План урока

I. Организационный этап

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

IV. Актуализация знаний.

с целью подготовки к изучению новой темы

Игра в паре «Направленный вопрос»

V. Применение знаний и умений в новой ситуации

Практическое задание

Физкультминутка

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации

  1. Работа в мини-группах;

  2. Цифровой диктант с последующей взаимопроверкой

VII. Обобщение и систематизация знаний

Работа по учебнику

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

IX. Рефлексия (подведение итогов урока)



Ход урока

I. Организационный этап

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Здравствуйте, ребята, гости.  Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество. Сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я улыбнусь вам, вы – мне, вместе мы улыбнёмся нашим гостям. Присаживайтесь, пожалуйста. 



II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

- А для начала проверим ваше домашнее задание. Вы должны были придумать 5 предложений с использованием местоимений и определить их разряд.

(Несколько учащихся зачитывают предложения и комментируют)



III. Самоопределение к деятельности

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята в вашем предложении что сделала весна? (пришла) А что обозначает это слово? (действие)

- А какой частью речи оно является?

- Верно. Глагол. Вот вы и назвали тему сегодняшнего урока.

- Посмотрите по сторонам, вы обратили внимание на карточки со словами, развешенные по кабинету. Принесите мне, пожалуйста, только те, которые могут касаться глагола. ( Дети выбирают и несут слова, учитель вешает их на доску)

-Прочитайте, что у нас получилось? Совершенный вид, несовершенный вид, спряжение, неопределённая форма, настоящее время, прошедшее время, будущее время, лицо, сказуемое(Все эти слова обозначают грамматические признаки глагола).

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Повторить и углубить знания о глаголе, его грамматических признаках, употреблении в речи)

- Молодцы! Откройте тетради и запишите число и тему урока

Одиннадцатое апреля.

Классная работа.

Глагол



IV. Актуализация знаний.

с целью подготовки к изучению новой темы

Игра в паре «Вопрос-ответ»

(Дети сами выбирают, кто будет зачитывать вопрос, а кто - отвечать. Раздаются карточки с вопросами, которые они задают друг другу)

- Что такое глагол?

- Что такое неопределённая форма глагола?

- На какие вопросы отвечают глаголы?

- Какие виды имеет глагол?

- Как можно их определить?

- Расскажите о спряжениях глагола. Приведите примеры.

- В какой форме глаголы изменяются по родам?

- Какие формы времени имеют глаголы?

- Как пишется не с глаголами?

- Какова синтаксическая роль глагола?



V. Применение знаний и умений в новой ситуации

Практическое задание

- По подсчётам учёных, глагол занимает второе место по частоте употребления в речи, причём в текстах разных стилей глаголам отводится неодинаковая роль. Самое большое количество глаголов используется в художественном стиле.

Определите, из какого произведения взят фрагмент. Выпишите глаголы, определите их грамматические признаки(вид, спряжение, число, время, лицо, род) (Текст записан на интерактивной доске. Ученик читает, дети выписывают глаголы и определяют его признаки)

«Здравствуй, Ассоль! - скажет он. - Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство. У тебя будет всё, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали» (А.Грин)

Комментарии детей

Здравствуй - несов.вид, I спр., ед.ч., наст.вр., 2 л.

Скажет - сов.вид, I спр., ед.ч., буд.вр., 3 л.

Увидел - сов.вид, II спр., ед.ч., прош.вр., м.р.

Приехал - сов.вид, I спр., ед.ч., прош.вр., м.р.

Увезти - сов.вид, I спр., н.ф.

Будет - сов.вид, I спр., ед.ч., буд.вр., 3 л.

Пожелаешь - сов.вид, I спр., ед.ч., буд.вр., 2 л.

Жить - несов.вид, I спр., н.ф.

Станем - сов.вид, I спр., мн.ч., буд.вр., 1 л.

Не узнает - сов.вид, I спр., ед.ч., буд.вр., 3 л..

- Давайте сделаем вывод, по каким грамматическим признакам можно определить глагол? (Вид, спряжение, число, время, род и лицо)

Физкультминутка



VI. Применение знаний и умений в новой ситуации

1. Работа в мини-группах

Задание для 1 мини-группы

Прочитайте текст, подчеркните глаголы как члены предложения, а затем определите их время.

В пути много бед ждёт перелётных птиц. Вот стаю ласточек застал ураган над морем - далеко от берега. Свирепый ветер ломает перья, сбивает крылья, гонит птиц совсем не в ту сторону, куда им надо.  Показался  пароход! Птицы опустились прямо на палубу, прижались  к ней,спрятались  под брезентом.(По В.Бианки)

Вывод: Какую синтаксическую роль играют в предложении глаголы, и что помогает определить его время?

Задание для 2 мини-группы

Прочитайте. Определите вид глаголов и обозначьте буквами н. (несовершенный) и с. (совершенный).

В пути много бед ждёт перелётных птиц. Вот стаю ласточек застал ураган над морем - далеко от берега. Свирепый ветер ломает перья, сбивает крылья, гонит птиц совсем не в ту сторону, куда им надо. Показался пароход! Птицы опустились прямо на палубу, прижались  к ней,спрятались под брезентом.(По В.Бианки)



Вывод: Что помогает определить вид глагола?(вопрос)

Задание для 3 мини-группы

Выпишите глаголы и распределите их на две группы: а) стоящие в неопределённой форме; б) употреблённые в форме 3-го лица. Обозначьте окончание -ть (-ти) в неопределённой форме и окончания глаголов 3-го лица. Где стоит суффикс -ся в этих формах глагола - до или после окончания?

Образец. Что делать? Что делает?

Что сделать? Что сделает?

Пригодиться скатится

________________________ ________________________ ________________________ ________________________

________________________ ________________________

1. С тем (не)ужит(?)ся, кто любит бранит(?)ся. 2. И мудрому человеку совет требует(?)ся. 3. Будете друг за дружку держат(?)ся - -можете ничего (не)боят(?)ся. 4. Вместе и беда легче переносит(?)ся. 5. Дело мастера боит(?)ся.

Вывод: Как не ошибиться в правописании тся и ться в глаголах?



Задание для 4 мини-группы

Определите спряжение выделенных глаголов

  1. С тем не ужиться, кто любит браниться. 2. И мудрому человеку совет требуется. 3. Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.

4. Вместе и беда легче переносится. 5. Дело мастера боится.



Вывод: Расскажите какие глаголы относятся к I , а какие ко II спряжению?



2. Цифровой диктант с последующей взаимопроверкой

Цифровой диктант: ходить, летать, кормить, учиться, писать, любить, ненавидеть, смотреть, играть (2,1,2,2,1,2,2,2,1)

Вывод: А как вы думаете, зачем нужно знать спряжения глаголов?



VII. Обобщение и систематизация знаний

1. Работа по учебнику

Упражнение 509 - выразительное чтение стихотворения, обсуждение, выполнение заданий устно.

- Ребята выразительно прочитайте стихотворение. О чём оно? Как бы вы его озаглавили? Вы знаете, что в субботу учащиеся нашей школы участвовали

в акции волонтёров и тоже посадили деревья в парке нашего города. Кто такие волонтёры? Они учат людей жить в гармонии с природой. И призывают нас творить добро. Чтобы в будущем был мир во всём мире.

Комментарии детей

Варианты заглавия стихотворения: «Дерево посадим...», «Дерево».

Глаголы будущего времени: посадим(буд.прост., сов.в.); вырастет(буд.прост., сов.в.); зашуршит(буд.прост., сов.в.); загорится(буд.прост., сов.в.); будут вить(буд.сложн., несов.в.); будут светиться(буд.сложн., несов.в.); будут шелестеть(буд.сложн., несов.в.); проснутся(буд.прост., сов.в.).

- Какой вывод можно сделать в данном упражнении? (глаголы сов.вида имеют форму буд.прост.времени, а глаголы несов.вида - форму буд.сложн.времени)

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Ребята, завтра большой праздник. Какой?– День космонавтики. С которым я вас поздравляю. Поэтому ваше домашнее задание будет связано с освоением человеком космического пространства.

Я предлагаю вам немного помечтать, вспомнить о том, что вы знаете или слышали об этом дне – 12 апреля. (ответы учащихся).Тема космоса всегда манила людей, особенно творческих. Поэтому вам нужно написать мини - сочинение на тему космонавтики, в котором непременно должны быть глаголы. Нужно будет определить грамматические признаки глаголов. А какие знания

о глаголе помогут вам выполнить домашнее задание?

VII. Подведение итогов урока

- Настало время подвести итоги.

-Как вы оцениваете свою работу на уроке? Закончите фразу:

–На уроке я работал…
– Своей работой на уроке я…

– Урок для меня показался…
– За урок я…

–Материал урока мне был…

- Перед вами на партах лежит Лист успеха, в котором вы должны поставить «плюсы», по предложенным мною, критериям. Давайте мы их прочитаем.(Дети проставляют себе «плюсы»)

-Ребята, которые поставили 5 «плюсов», поднимите руки и похлопайте себя по плечу. Вы - молодцы и тему урока освоили полностью, положите листы успеха

в свои тетради. А остальные ребята сдайте их мне , я ознакомлюсь с вашими результатами, и на следующем уроке мы с вами повторим темы, по которым вы затруднялись.

Лист успеха

Фамилия и имя ученика(цы) 6 в класса____________________________________



Критерии

Да + Нет -

На уроке я отвечал всегда устно полным ответом


Я умею определять вид глагола


Я могу определять время глагола


Я умею определять спряжение глагола


Я знаю слова-исключения






Комментирование и выставление оценок.



- Всем спасибо за урок!











Игра "Ремонт"(дополнительное задание)

- Я читаю список слов. Когда называется глагол, вам нужно хлопнуть в ладоши. Итак, приготовились!

Дядюшка Глагол при ремонте вытиралподметалзашивалполивал, самосвал, носиллетелзаплатилугодилповредил, крокодил, выпилвылепилзажёг, флажок, дружок. (Что это за время?)





На карточках, развешанных по кабинету: совершенный вид, несовершенный вид, спряжение, неопределённая форма, настоящее время, прошедшее время, будущее время, лицо, сказуемое, падеж, склонение, личные, указательные, подлежащее, определение, род.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!