СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по ФГОС "Повторение изученного о глаголе в 5 классе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ФГОС. Урок актуализации предметных знаний по теме "Повторение изученного о глаголе в 5 классе" (6 класс)

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по ФГОС "Повторение изученного о глаголе в 5 классе"»


Предмет: русский язык

Класс: 6Б

Тип урока: Урок актуализации (повторения) предметных знаний

УМК: М.Т Баранов, Т.А Ладыженская


Технологическая карта


Тема

Повторение изученного о глаголе в 5 классе.

Цель

Повторить ранее изученное о глаголе (инфинитив, вид, основные орфограммы), подготовить учащихся к освоению нового материала

Задачи

Образовательные:

  1. Повторить грамматическое значение глагола.

  2. Повторить морфологические признаки глагола.

  3. Определять синтаксическую роль глаголов.

  4. Определять функцию глаголов в тексте.

  5. Определять морфемные признаки глагола

  6. Находить глаголы в тексте, уметь правильно образовывать начальную форму (инфинитив).

  7. Повторить орфограммы в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях глагола.

  8. Развивать поисковые, исследовательские навыки работы со словом.

Развивающие:

  1. Вспомнить о Пасхе, обрядах и традициях, с ней связанных.

  2. Познакомиться с историей праздника Пасхи.

  3. Развивать эстетический вкус у учащихся с помощью.

Воспитывающая:

  1. Воспитывать интерес к истории России и к ее православной культуре.

  2. Формировать учтивое отношение к слову.

  3. Развивать творческий потенциал учащихся.


Формируемые УУД

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка и русской православной культуры; уважительное отношение к культурным традициям, родному языку; стремление к речевому совершенствованию

Регулятивные: понимать и сохранять цели учебной деятельности, определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной речи

Познавательные: знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; определять морфологические признаки глагола

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний, взаимодействовать в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях; проявлять способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме


Основные понятия

Знаменательные части речи, морфологические признаки глагола, грамматическая категория вида, грамматическая категория времени, синтаксическая роль

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Музыкальное сопровождение (классические произведения Ф. Шопена, П.И. Чайковского), компьютер, экран, медиапроектор (презентация), рабочие листы, карточка с кластером, карточка со свечой, зеленая карточка с кроссвордом


Организация пространства


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика


Орг.момент

Цель:

Психологический настрой на урок

- Добрый день, уважаемые гости. Добрый день, дорогие ребята. Присаживайтесь на свои места.

- Как вы думаете, как называется музыкальное произведение, которое вы сейчас услышали?

- Действительно, это прекрасная музыка Фредерика Шопена называется «Весенний вальс»


- Вы посмотрели видеоролик о весне. А с чем у вас ассоциируется весна?


- Как вы думаете, а какого цвета весна?

Эмоционально настраиваются на урок

Слушают музыку, пытаются определить ее настроение




Высказывают свои ассоциации (тепло, солнце, зелень, капель, пробуждение, движение)

(цвета молодой зелени)

Звучит «Весенний вальс» Шопена

На экране видеоролик «Пробуждение природы»

I. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Перед вами светло-зеленые карточки (цвета молодой зелени), на обороте которых вы увидите кроссворд. Разгадайте его и назовите ключевое слово.


- Одна из ваших ассоциаций к слову весна тесно связана с Глаголом. Назовите ее и объясните почему.

(дается определение глагола)



Разгадывают в парах кроссворд и называют ключевое слово ГЛАГОЛ


Вспоминают вариант «движение» (синоним «Действие»), а затем определяют значение глагола

Слайд

«Кроссворд»

II. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

-О чем сегодня пойдет речь на уроке? (О глаголе)

- Зачем? С какой целью? (Повторить сведения о глаголе)


- Глядя на тему, какие мы можем поставить перед собой задачи? (повторить грамматическое значение глагола, его морфологические признаки, синтаксическую роль, а также определять функцию глаголов в тексте, определять морфемные признаки глагола)


- Для чего нам нужны сведения о глаголе? (Чтобы мы могли грамотно передавать в речи динамику событий, глаголы могут «оживить» нашу речь)

-Давайте тогда запишем дату и тему урока в свои рабочие листы.



Слайд «Тема»


Слайд «Цели»

III. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Мотивация учащихся на успех

Хочу напомнить, что сегодняшний наш урок, как многие другие, пойдет по системе накопления оценки, а это значит, что каждый из вас в течение всего урока может корректировать и дополнять свою оценку.

Мы работаем на рабочих листах. Обращаю внимание, что вам предстоит не только выполнить все задания, но и оценить свою работу на некоторых этапах урока, надеюсь на объективность при выставлении оценки.

В процессе работы мы будем с вами заполнять кластер в виде веточки с распускающимися листочками.


Итак, начнем.

Первое задание: прочитайте предложения

- Перед вами текст? Почему?

- Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился текст.

1)Красавец сугроб голубыми искрами св..ркал на солнце, но сейчас пот..мнел, поменял форму, покрылся стеклянной коркой, а корка трескалась и л.малась.

2)Капли падали, звонко уд..ряли о лёд и по всем улицам пели капели песню весны.

3)Пр..шла весна.

4)Толстые сосульки св..сали с крыш и плакали на солнце.

5)И вот уже п..тёк из-под него тоненький прозрачный ручеёк.

- Итак, у нас получился текст, сравните его с текстом на слайде, так ли у вас?

-Обратите внимание на слова с пропущенными буквами, вставьте их, обозначьте орфограммы.



-А теперь оцените в парах работу своего товарища.



- Какие группы орфограмм вам встретились? (правописание приставок и безударная гласная в корне слова)

- Сравните свой вариант с образцом на слайде. Оцените правильность выполнения

- Верните друг другу листочки.

- Какое умение мы сейчас с вами развивали? (умение составлять текст и грамотно писать слова)


-Еще раз посмотрите на слова с пропущенными буквами. Что объединяет эти слова? (Это глаголы).

- По каким признакам вы это определили?

(Обозначают действие и отвечают на вопросы

Что делать? Что сделать?).

- Найдите в тексте глаголы, в которых нет пропущенных букв. Определите их синтаксическую роль.

-Каким членом предложения обычно они являются? (Сказуемым)

КЛАСТЕР

- Какие задачи мы с вами выполнили? (определили грамматическое значение глагола, его синтаксическую функцию)


Инструктаж по работе с таблицей успеха











Работа с деформированным текстом

Вспоминают признаки текста



















Сравнение с образцом




Работа в парах (самопроверка и взаимопроверка), заполнение таблицы успеха

Называют орфограммы, приводят проверочные слова или условия выбора



Высказывают свое мнение



Отвечают на вопросы




Начинают заполнение кластера (грамматическое значение, вопросы, синтаксическая функция)

Слайд «Таблица успеха»


Слайд «Кластер»








Слайд с деформированным текстом


















Слайд с текстом


- Коль мы заговорили о весне, какой традиционный христианский весенний праздник мы скоро будем встречать? (Пасха.)

- А как обычно встречают Пасху?

К сегодняшнему уроку ваши одноклассники подготовили историко- культурологическую справку об этом празднике и пасхальные поделки.



Рассматривают изображение на слайдах


Сообщения учащихся об истории Пасхи и традиции ее празднования в России


Картины русских

художников

Слайд

«В. Нестеров

Воскресение. 1892»


Слайд

«Маковский А.В.

Пасхальный стол. 1916»


IV. Повторение предметных знаний

Цель. Повторить ранее изученное о глаголе (инфинитив, вид, основные орфограммы),



Выборочный диктант

Записать в столбик глаголы, встречающиеся в тексте.

Святая ночь... Залит огнями храм.

Молитвы грешников восходят до небес,

Как в алтаре зажженный фимиам...

Христос воскрес! Воистину воскрес!

Природа нежным трепетом полна,

Мерцают звезды в глубине небес.

Царит над грешным миром тишина…

Христос воскрес! Воистину воскрес!

Как перед бурей замерла трава...

Затих пред Тайною дремучий старый лес.

Лишь ветер шепчет нежные слова:

«Христос воскрес! Воистину воскрес!»


-Какие слова вам были незнакомы? (фимиам, алтарь)

- Сравните выписанные вами глаголы с образцом на доске

- Записать рядом инфинитив, вид и время.

- Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?


- Сравните свою запись с записью на доске. Оцените свою работа и внесите данные в вашу таблицу успеха.


- Почему в слове царит нельзя сделать ошибку в написании окончания, в глаголе шепчет – можно?


КЛАСТЕР


- Как помогают нам глаголы представить очарование праздника Пасхи?


- Какие задачи урока мы свами решили? (повторили постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола, а также роль глаголов в тексте)



Выборочная работа














1 обучающийся работает со словарем (лексическая работа)



1 обучающийся определяет морфологические признаки, учащиеся фиксируют грамматические категории в кластер




Заполнение кластера (спряжение)

(заполнение таблицы успеха)



1 обучающийся работает со словарем (лексическая работа)












Под музыку

П.И. Чайковского

«Утренняя молитва»






слайд «Убранство храма

на Пасху» на фоне музыки






Слайд «Значение слов

фимиам, алтарь»

Физминутка

(муз. сопровождение)

Глагол – это действие, движение, а движение – это основа жизни. Вот таким я представила себе глагол

А теперь вы попробуйте изобразить движениями те образы, о которых я буду вам говорить.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел,

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся


Личностная установка на здоровый образ жизни


Слайд «Дядюшка Глагол»

VI. Обобщение и систематизация знаний

Цель.


Прочитайте текст. Это отрывок из рассказа писателя, нашего земляка, Е.И. Носова «Алюминиевое солнце»

Приближается 1 мая, когда все православные люди будут праздновать Великий праздник Пасхи.

Воскресный день Пасхи вставал погоже и осиянно. Небо очистилось до самых неимоверных глубин, в нем не было ни облачка, ни даже мгновенных росчерков стрижей. Все пребывало в торжественном отрешении и благодати. Из-за полевого угора доносился перезвон в три разновеликих колокола. Неопытный звонарь иногда сбивался с беглого боя. Но эта его рьяная неровность и заливчатое многоголосье придавали бодрящую праздничность всей округе, побуждали к единению и добру…

  (По Е. Носову)

- Какое настроение вызывает у вас текст?

- В тексте есть слова, с которыми вы раньше не встречались, их значения вы можете прочитать на слайде.

- В тексте встретилось слово благодать А какое значение у слова «благо»? Ваш одноклассник поработал со словарем и вот какую информацию он нашел.

- Вы знаете, я тоже в Словаре Даля нашла очень много слов с этим корнем. Посмотрите на слайд. Выполните следующее задание

- Выпишите только глаголы


благовещение, благодать, благословение, благозвучие, благодетель, благословенный, благосклонный, благородный, благополучный, благодарный, благотворить, благодарить, благоухать, благословить, благоденствовать.

- Как вы определили, что это глаголы? (по грамматическому значению, вопросу, а также по суффиксам)


- Выделите суффиксы глаголов и назовите их.

- В морфемном составе глагола раскрываются его морфологические признаки. На какие из них указывают выделенные вами суффиксы? (-ть –суффикс инфинитива, -и-, -а-,-ова- - глагольные суффиксы, от которых зависит спряжение глагола)



-Ребята, посмотрите, все ли цели и задачи мы с вами выполнили?

- Посмотрите на первые три задачи нашего урока. Что они вам напоминают? (план морфологического разбора)

- Произведите морфологический разбор глагола из первого и второго предложений. (вставал и очистилось)







- Какое умение мы с вами сейчас развивали? (обобщать все изученное о глаголе)




-Сравните заполненный вами КЛАСТЕР с образцом на слайде.

- Как вы думаете, почему у нас остались нераспустившиеся листочки на веточке?


- Мы только начали вести разговор о глаголе, поэтому у вас еще будет возможность получше узнать эту часть речи.



Выразительное чтение






















Выступление подготовленного ученика





Работа в группах, выборочная работа

(заполнение таблицы успеха)






1 учащийся выполняет задание на доске













1 учащийся индивидуально работает у доски и проговаривает свою работу

Второй учащийся у доски и все остальные на местах выполняют разбор второго слова, а потом проверяют по образцу (карточка) и самооценка в Таблице успеха



Ответы учащихся



Сравнение самостоятельно заполненного кластера с образцом на слайде


Задание на перспективу





Слайд «В. Бакшеев

Голубая весна»

под музыку

П. И. Чайковского

«Весна»











Слайд со словами: осиянно,

угор






Слайд со словами

с корнем – благо-





































Слайд

«Заполненный кластер»





VII. Итоги урока. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


- Сегодня на уроке мы повторили с вами основные морфологические признаки глагола. Это наша с вами учебная задача, но решали мы ее материале текстов художественной литературы, с помощью музыки и видео.

- Какой эмоциональный отклик оставил у вас урок? Ответьте на этот вопрос с помощью свечи (еще один символ Пасхи)

-У каждого из вас листочек с изображением свечи. Раскрасьте желтым цветом, если вам было сегодня на уроке легко, оранжевым, если тревожно и не все понятно, красным, если вам было неинтересно.


Выставление оценок за урок.


-Оценки за работу на сегодняшнем уроке я выставляю с учетом ваших таблиц успеха, предварительно их проанализировав. Поскольку ваши оценки будут неодинаковы, то и задание на дом я вам предлагаю выбрать самим, в соответствии с вашим собственным определением своих возможностей







Раскрашивают пламя свечи и поднимают листочек вверх

Слайд «Горящая свеча»

IX. Д/з.

Карточки с домашним заданием

  1. Составьте синквейн с ключевым словом Пасха

(памятка «Синквейн»)

  1. Напишите небольшое сочинение или стихотворение о традиции празднования Пасхи в вашей семье

  2. Составьте словарный диктант по изученным орфограммам глагола (чередующиеся гласные в корне слова и правописание личных окончаний глаголов; 12-15 слов)


Дифференцированное задание (на выбор)

Д/з на слайде


- Я хочу пожелать вам встретить Пасху с радостью в душе, помните об истинном значении этого праздника, не забудьте поздравить всех, кого вы любите.

А наш сегодняшний урок подошёл к концу! Спасибо за работу.


Звучит «Весенний вальс»

Шопена



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!