СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку.6 класс.Тема:"Глагол. Повторение изученного в V классе».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-повторение по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской,Н.М.Шанского 2011г ФГОС. 6 класс.

Просмотр содержимого документа
«откр ур 6 кл»

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по программе «Русский язык» для 5-9 классов под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского 2011г..ФГОС

Учитель МБОУ Маломамлеевская ОШ Новикова Ольга Николаевна.

Тема: «Глагол. Повторение изученного в V классе»

Цель: повторить и закрепить знания учащихся о глаголе как о части речи, формировать умения распознавать морфологические признаки глагола, употреблять их в устной и письменной речи, формировать умение применять знание орфограмм на практике.

Планируемые результаты:

Предметные: умение находить глагол в тексте, определять его морфологические признаки (вид, спряжение, время, число, лицо, род); умение применять орфографические правила на практике (правописание «Тся» и «Ться» в глаголах», «Безударные окончания в окончаниях глаголов I и II спряжения», «Мягкий знак после шипящих во 2-м л., ед.ч.»)

Метапредметные:

Коммуникативные: умение вести диалог, строить монологическую речь, строить развернутые высказывания;

Регулятивные: умение ставить цель, умение обобщать; слушать друг друга, работать в коллективе, в паре; умение управлять своим поведением, умение осуществлять контроль, самоконтроль, коррекцию знаний;

Познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявленные в ходе анализируемых глаголов.

Личностные: воспитание уважительного, бережного отношения к русскому языку, к русской культуре; воспитание толерантности, воспитание любви к природе.

Тип урока: урок актуализации знаний.

Оборудование: меловая доска, мультимедийное оборудование, учебник «Русский язык. 6 класс» (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская).



Ход урока:

  1. Орг. момент. (1 мин.)

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим повторение изученного в 5 классе материала о глаголе.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин.)

.( Зачитать предметные, коммуникативные, регулятивные задачи)

Планируемые результаты:

Коммуникативные: - умение вести диалог, строить развернутые высказывания;

Регулятивные: умение обобщать; слушать друг друга, работать в паре; умение управлять своим поведением, умение осуществлять контроль, самоконтроль, коррекцию знаний;

Личностные: воспитание уважительного, бережного отношения к русскому языку, к русской культуре; воспитание толерантности.

- Помогите, пожалуйста, мне отгадать загадку: (слайд 2)

Он предметы оживляет,

Всех их в дело привлекает.

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго он за тем следит.

Он три времени имеет,

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтобы знали про…

- Верно! Это Глагол! А как вы догадались? Вы молодцы! (слайд 3)

Вы уже догадались, о какой части речи мы будем говорить, но разве вы уже не знакомы с «глаголом»? (Знакомы.) Значит, сегодня мы больше будем изучать или повторять?

- Как мы можем сформулировать тему нашего урока? Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока: «Глагол. Повторение.»

ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ

- Что мы должны сделать в ходе урока? Какую цель перед собой мы можем поставить? (Повторить морфологические признаки глагола, некоторые орфограммы)

3.Актуализация знаний. (30 мин)

. Работа с текстом.

  • Морфологические признаки глагола.

- Я хочу познакомить вас с описанием прекрасного июльского дня, в то время как за окном весна, но так хочется лета. Ваша задача – обратить внимание на то, как автору удалось нарисовать такую яркую и зримую картину природы.

ИЮЛЬСКИЙ ДЕНЬ

 Солнце все выше и выше. Быстро сохн..т трава. Вот уже жарко стало. Небо темн..ет по краям; колючим зноем пыш..т неподвижный воздух. «Где бы, брат, тут напиться?»— спрашиваете вы у косаря. Сквозь густые кусты орешника спускаетесь вы на дно оврага. Под самым обрывом таится источник; дубовый куст жадно раскинул над водой свои лапчатые сучья; большие серебристые пузыри поднимают?ся со дна, покрытого мелким, бархатным мохом. Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнут?ся. Вы в тени, вы дыш..те пахучей сыростью, вам хорошо. Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом – скоро грянет гром … Вы выход..те из оврага. Кругом еще ярче свет..т солнце; охотиться еще можно. Но туча растет: передний ее край вытягивает?ся рукавом, наклоняет?ся сводом. Трава, кусты — все вокруг потемнело. («Лес и степь» И. С. Тургенев)



- Ребята, это отрывок из художественного произведения. Его автора называют мастером пейзажа, а учащимся он представляется чаще всего в образе охотника. Знаком ли вам он? Ребята, это отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Лес и степь», он входит в цикл «Записки охотника», с которым вы уже, наверняка, знакомы на уроке литературы. А какие произведения И. С. Тургенева вам известны?

- Какую картину вам удалось представить?

- А каким образом удалось автору создать такую яркую картину природы? (при помощи слов с переносным значением МЕТАФОР)

- Как называются в литературе слова, имеющие переносное значение? (МЕТАФОРЫ) Какие средства выразительности вы здесь встретили? (Эпитеты: колючим зноем, неподвижный воздух, цепкой травой, серебристые пузыри, бархатным мохом;

Метафоры: таится источник, куст жадно раскинул сучья, ветер промчался, воздух дрогнул, туча растет, край вытягивается рукавом.)

- Может быть, вам встретились какие-то незнакомые слова? (пышет, пы’хать – излучать жар, быть жарким; свод – дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры; косарь – тот, кто косит траву)

- Ребята, а ведь глаголы в этом тексте тоже выразительны. Найдем все глаголы в тексте. Как мы их найдем? На какие вопросы отвечают глаголы? Что они обозначают?

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ МОРФ.ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА- повторить

Запишите 3 выделенных глагола в столбик. Укажите их морфологические признаки(ВИД, СПРЯЖЕНИЕ,РОД, ЧИСЛО, ВРЕМЯ)

Вызвать к доске.



Сверьте со своими записями в тетради, вы согласны? Спасибо, …, садись.

- Проверьте вашего одноклассника, всё ли у него верно? Спасибо,…, садись

- Итак, глагол имеет два вида. Как мы определяем его вид?

Ответы учащихся.

- Вы согласны с ответами …? Спасибо, …., займи своё место.

- Итак, что вы можете сказать о категории времени у глагола?

На какие вопросы отвечают глагол наст.вр ---прош.вр-----буд.вр.

Ответы учащихся.

Сколько спряжений у глагола?
Какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжениям?


Ответы учащихся

У каких глаголов нельзя определить время и число. Как называется такая форма глагола? (Неопределенная форма не показывает ни времени, ни числа, ни рода)

Орфографическая работа.



  • Орфограмма «Тся» и «Ться» в глаголах».

- Я бы хотела заострить ваше внимание на глаголах «поднимаются» и «охотиться», почему в одном случае мы пишем «мягкий знак», а в другом его писать не следует?

Ответы учащихся. ТСЯ И ТЬСЯ в глаголах.

- Обратимся к тексту. В нем имеются выделенные курсивом слова. Объясните, нужен мягкий знак вместо вопросительного знака или нет?

Ответы учащихся.

- Итак, когда мы пишем мягкий знак в сочетаниях «тся» и «ться»?

Ответы учащихся.

Безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений

Над какими еще орфограммами мы будем работать?
.

Что нужно сделать, чтобы определить спряжение глагола?


Какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжениям?


4. Выборочный диктант

- А теперь, внимание. Послушайте, пожалуйста, следующие строки:

«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоня.шь стаи туч,
Ты волну.шь сине море,
Всюду ве.шь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откаж.шь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее».

- Знакомы ли вы с этим произведением? Кто его автор? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин)

- Выпишите через запятую глаголы. Какая орфограмма их объединяет?

Ответы учащихся

Верно, эти глаголы объединены одной орфограммой «Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице ед.ч.».

- Проверьте себя, правильно ли вы написали эти глаголы.

МОЛОДЦЫ. Так над какими орфограммами в этом тексте мы работали?


5. РАБОТА НА ДОСКЕ

Выполните на доске морф.разбор 2 оставшихся глаголов- светит и выходите

ВЗАИМОПРОВЕРКА.



Физкультминутка (1 мин)

- Пожалуйста, встаньте.

Поднимитесь на носочки, опуститесь, посмотрите вправо, влево, наклоните голову вперед, назад, расслабьте кисти рук, потрясите ими. Можете садиться. Продолжаем работу.

6. Работа с учебником.

Упр.512. Прочитать текс. Выписать глаголы с пропущенными орфограммами. Определить вид, время и спряжение.

ОБМЕНЯЙТЕСЬ ТЕТРАДЯМИ И ПРОВЕРЬТЕ ДРУГ У ДРУГА.

Пунктуационный разбор предложения.

Фонетический разбор слова «кровать»- на доске



Синтаксическая пятиминутка

Ребята, что сегодня на уроке мы повторяем?
Сегодня на уроке мы повторяем правила о глаголе.

Запишите это предложение и выполните синтаксический разбор (на доске)

7. Подведение итогов урока. (5 мин)

Контроль и самоконтроль знаний

- В ходе работы с отрывком из произведения И. С. Тургенева, вы повторили многое из того, что узнали о глаголе еще в 5 классе. Теперь вам необходимо повторить правила о глаголе. Определение глагола, вид, время, спряжение- ответы учеников

Выставление оценок.

- Вы активно отвечали, принимали участие в ходе обсуждений на уроке. Все молодцы. За работу на уроке отметку «5» получают…, отметку «4»…..

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 мин)

В дневники записываем домашнее задание. Повторить правила о глаголе, упр.513. морфемный разбор.

Посмотрите в учебник, прочитайте задание, как вы его поняли?

2) Творческое задание: напишите о том, как НЕ следует поступать с природой, используя в своем тексте глаголы с частицей «Не» (около 10-15 предложений).

Всем ли понятно домашнее задание?

Рефлексия. (3 мин)

Вы сегодня очень хорошо поработали, думаю, для каждого из вас урок оказался полезен. Похвалите вашего соседа по парте за работу на уроке, сделайте ему деловой комплимент.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Спасибо за урок, вы молодцы, удачи вам при выполнении домашнего задания, можете быть свободны






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!