СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности»

Дорожная карта организации внеурочной проектной деятельности


ФИО участника Остапчук Аделина Валерьевна

Класс 2 класс

Предмет внеурочная деятельность. Озорной счёт

Раздел озорной счёт

Тема озорной карандаш

Тема проекта математические головоломки

Исследуемый объект математические головоломки

Цель проекта создать галерею математических головоломок

Продукт проекта математические головоломки, буклет с инструкциями

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Предметные: развивать логическое мышление, быстроту реакции, внимание.

Метапредметные: подобрать и изучить литературу по проблеме исследования. Планировать и организовывать исследовательскую деятельность.

Обобщить полученные результаты и сделать выводы, подготовить продукт исследовательского проекта (головоломки, буклет). Подготовить и продемонстрировать проект.

Личностные: развить способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Формировать выраженную устойчивую учебно-познавательную мо­тивации учения.



Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Продукт

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП


1.Определение содержания работы.

Предмет: Внеурочная деятельность. Озорной счёт.

Определение темы исследования: Математические головоломки

Актуальность: данная тема является актуальной, так как головоломка - гимнастика ума. Решение головоломок развивает память, воображение, находчивость, сообразительность, наблюдательность, логическое мышление и помогает усваивать предметы математического цикла.

Проблема исследования: как научиться решать головоломки?

Объект исследования: математические головоломки.

Цель проекта: создать галерею математических головоломок

Задачи проекта:

1.Изучить историю возникновения головоломок.

2.Рассмотреть какие есть головоломки.

3. Создать свои математические головоломки.

4. Сделать вывод.

Гипотеза исследования: учащиеся будут проявлять интерес и вдохновение, которое может принести решение головоломок.

Методы исследования:

Изучение теоретических материалов, поиск информации в сети Интернет, составление головоломок, поиск математических головоломок.

2.Планирование исследовательской деятельности.

Построение плана

План:

1.Познакомиться с историей головоломок.

2.Виды математических головоломок.

3.Создание математических головоломок.

4.Сделать буклет (инструкция) как правильно создавать головоломки.

3. Оборудование.

Оборудование: картон, ножницы, клей, ручка, карандаши, цветная бумага.


Сбор и анализ информации по исследуемой проблеме.


Сформулирована тема, определена проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, составлен план.

II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Для подтверждения гипотезы проведем исследовательские опыты.


История возникновения головоломок Некоторые головоломки известны с глубокой древности. Оригинальные логические задачи находят на стенах египетских пирамид, в древнегреческих манускриптах и в других исторических памятниках. Эпохой расцвета в средневековой истории головоломок можно считать конец IX века. Рост уровня образования и снижение религиозной нетерпимости к наукам привели к расширению круга любителей логических задач. В это время появилась и первая книга головоломок в Европе - сборник ирландского просветителя Алкуина «Задачи для развития молодого ума». По сути, многие древние задачи представляли собой головоломки, которые использовались в обучении. Решение каких-то из них влекло за собой дальнейшие успехи математики, что, в свою очередь, способствовало разнообразию самих головоломок, так как расширяло их тематическую содержательность. Уже в древней Месопотамии, почти пять тысяч лет назад, составляли и решали достаточно сложные алгебраические задачи на определение неизвестной величины. Позже в Древнем Египте появились первые задачники. Задачи, помещенные в них, были просты с точки зрения сегодняшнего дня, но уже тогда многие из них имели житейскую наполненность, а это приближало бесстрастные вычисления к реальности. Их безошибочно можно отнести к головоломкам, так как относительная простота сочеталась с изрядной долей содержательности, превращая поиски решения в увлекательное занятие. Виды математических головоломок: Танграм, ребусы, головоломки в картинках.

Задание 1.

Создание Танграма.

Танграм можно сделать из картона или бумаги, распечатав шаблон и разрезав по линиям.

Можно и без шаблона. В квадрате чертим диагональ - получается 2 треугольника. Один из них разрезаем пополам на 2 небольших треугольника. Отмечаем на каждой стороне второго большого треугольника середину. Отсекаем по этим отметкам средний треугольник и остальные фигуры. Есть и другие варианты, как расчертить танграм, но когда вы его разрежете на части, они будут абсолютно те же самые.

Более практичный и долговечный танграм можно вырезать из жесткой офисной папки или пластиковой коробки из под DVD. Можно немного усложнить себе задачу, вырезав танграм из кусочков разного фетра, обметав их по краям, или вовсе из фанеры или дерева.

Задание 2.

Создание ребуса.

Можно сказать, что ребус – это зашифрованное слово. В задании присутствуют картинки, буквы, знаки препинания. Как составлять ребусы и как их отгадывать? Познакомимся с основными правилами:

  • Слово, обозначенное картинкой, должно стоять в именительном падеже единственного числа.

  • Когда нужно вычеркнуть букву или несколько букв, это обозначается запятыми. Если этот знак слева – выкидываем первую букву. Справа – последнюю.

  • Когда одна картинка нарисована в другой, читают: «изображение предмета» + в + «второе изображение», или: в + «второй предмет» + «первый».

Бывает, что какая-нибудь одна буква представляет собой узор, составленный из другой. Тогда читают: «первая» + из + «вторая». Или: из + «вторая» + «первая».

  • Те же принципы действуют, когда картинка находятся за, над, под или перед другой.

  • Рисунок из другой буквы может периодически повторяться, как на ткани. Тогда читают: «узор» + по + «полотно», или: по + «полотно» + «узор».

  • Еще ребусы часто используют одну букву, прислоненную к другой или лежащую рядом. В таком случае читают: «прислоненная буква» + у + «другая буква», или: у + «стоящая буква» + «прислоненная буква».

  • Перевернутое изображение означает, что читают его задом наперед.

  • Порой рядом с изображением помещают перечеркнутую букву. Значит, ее выкидывают из слова. Если стоит еще одна буква, как бы исправляющая зачеркнутую, в слове делают замену.

  • Цифры над картинкой означают порядок читаемых букв.

  • Если буква бежит, лежит, сидит – прибавляют это слово. Например, у + бежит.

  • Часто слоги изображают нотами.

  • Принципы составления ребусов.

Зная правила, легко разобраться с тем, как составлять ребусы:

  • Прежде всего разбиваем слово на слоги или части, которые можно изобразить с помощью картинки. Здесь не стоит забывать, что некоторые буквы можно заменять на другие. Поэтому рифмующиеся слова подойдут для ребуса.

  • Находим слоги, которые можно изобразить буквами и их заменой или отменой. Части слова, впрочем, могут быть представлены не только слогами. Почти все буквенные сочетания можно найти в других словах. Их и используем.

  • Корректируем наш ребус с помощью запятых. Это универсальный способ. С его помощью легко превращать одно слово в другое.

Задание 3.

  1. Создание головоломки в картинках.

  2. Придумать самостоятельно картинку, и по ней составить задание.

Изготавливают математические головоломки.


Математические головоломки.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Вывод:

В результате проведённого исследования гипотеза полностью подтвердилась, Увлечение математическими головоломками помогает в дальнейшем хорошо решать задачи и разбираться в математических упражнениях. Занимательные задачи-головоломки - это надежное, проверенное временем средство, помогающее научиться логически мыслить. Эти задачи развивают разум так же, как занятия физкультурой развивают тело. Эти задачи существовали и приносили пользу и радость людям во все века.


Делают выводы,

оформляют результаты исследования.

Создают буклет с памяткой как решать головоломки.


Выставка математических головоломок.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!