Мотивационный | Учитель заявляет общий замысел, создаёт настрой, организует анкетирование с целью выбора темы проекта – «Отпечатки пальцев человека» Анкету заполняет индивидуально каждый. Результаты анкетирования показывает через документ-камеру. | Обсуждение идеи и предложение своих, положительная мотивация к деятельности, выбор темы – «Отпечатки пальцев человека». | Результаты анкетирования по выборе темы проекта |
Подготовительный (планирующий) | Организует формулирование цели проекта: выявление уникальности отпечатков пальцев человека Задачи для учителя: - Расширить понятия «дактилоскопия», «дактилоскопическая карта»; - Организовать изучение литературы по данной теме; - Организовать исследование детьми уникальности отпечатков пальцев человека; - Организовать изготовление продукта - дактилоскопической картотеки класса; - Организовать обобщение результатов исследования и их представление. - Развивать исследовательские навыки и умения учащихся; - Воспитывать умение работать в мини-группах. Обсуждают проблему проекта: поможет ли знание способов снятия отпечатков пальцев установить их уникальность у каждого человека? Актуальность: тело каждого человека уникально: начиная от цвета глаз или волос и заканчивая формой ногтей и даже структурой волос. А что же на счёт отпечатков пальцев? Различаются ли они у разных людей? Данный вопрос интересен младшим школьникам и является для них актуальным. Формулирует гипотезу проекта: если снять отпечатки всех пальцев, то мы сможем их сравнить и прийти к выводу об их уникальности. Сообщает критерии оценки проекта: 1.Есть продукт проекта; 2. В группе работали все; 3. Защита проекта каждой группой; 4. Аккуратность; 5. Соблюдение техники безопасности; 6.Достигнута цель проекта. Учитель осуществляют оценку созданной карточки исследователя по заранее заготовленному эталону. | Формулируют цель проекта: выявление уникальности отпечатков пальцев человека Формулируют задачи проекта: Задачи для детей: Изучить литературу по теме; Провести исследование; Создать продукт проекта; Обобщить и представить результаты исследования Обсуждают проблему проекта: мы не знаем, уникальны ли отпечатки пальцев человека. Актуальность: тело каждого человека уникально: начиная от цвета глаз или волос и заканчивая формой ногтей и даже структурой волос. А что же на счёт отпечатков пальцев? Различаются ли они у разных людей? Данный вопрос интересен и является актуальным. Формулируют гипотезу проекта: мы предполагаем, что все отпечатки пальцев у всех разные. Слушают критерии оценки проекта. Создают карточку исследователя с данными проекта. При необходимости корректируют карточки исследователя. | Карточка исследователя с краткими сведениями о проекте |
Основной. Теоретический | Организует целеполагание этапа. Цель этапа: познакомиться с отпечатками пальцев. Задачи этапа: - Вспомнить, что такое дактилоскопия, дактилоскопическая карта; Актуализирует правила работы в парах и организует парную работу со словарём. - Узнать о типах отпечатков пальцев; о способах их снятия и выявления; - Создать памятку. Расширяет у учащихся понятия «дактилоскопия», «дактилоскопическая карта»; Наглядное сопровождение осуществляется с помощью интерактивной доски. Организует групповую работу по сбору материала из источников о типах отпечатков пальцев, способах их снятия и выявления. Учитель консультирует учащихся и контролирует процесс. Организует обмен памяток группами. Организует взаимооценку по эталону, демонстрируемому на интерактивной панели. | Формулируют цель и задачи этапа проекта. Вспоминают правила работы в парах. Работают со словарём: ищут понятия «дактилоскопия» и «дактилоскопическая карта». Актуализируют и углубляют понятия «дактилоскопия» и «дактилоскопическая карта». Подгруппы собирают материал из своих источников, каждый в соответствии со своей ролью и сообща), консультируются по необходимости, добывают новые знания о типах отпечатков пальцев и способах их снятия и выявления. Полученные знания заносят в памятку. Группы обмениваются памятками и оценивают их по эталону. | Памятка «Об отпечатках пальцев» |
Основной. Практический | Организует целеполагание этапа: Цель этапа: исследование уникальности отпечатков пальцев человека. Инструкция для учащихся: Снять свои отпечатки пальцев; Сравнить отпечатки пальцев в группе и в классе; Создать карточку с отпечатками пальцев и их описанием. Организует работу над проектом по задачам. Учитель проверяет правильность выполнения карточек. Смотрит на оформление карточки. Чтобы все отпечатки были на месте и тип был определен верно. | Формулируют цель и задачи этапа проекта. Цель этапа: исследование уникальности отпечатков пальцев человека. Инструкция по выполнению практического задания: Снять свои отпечатки пальцев; Сравнить отпечатки пальцев в группе и в классе с помощью лупы и микроскопа; Создать карточку с отпечатками пальцев и их описанием. Работают над проектом в группах, проводят исследование. Сравнивают отпечатки пальцев в группе, определяют их тип. Создают карточку с отпечатками пальцев. | Карточки каждого ребёнка с их отпечатками пальцев и описанием. |
Основной. Аналитический | Организует формулирование выводов и анализ результатов исследования. Выводы: Существует три типа отпечатков пальцев; Каждый может снять и выявить отпечаток пальца; Отпечатки пальцев человека уникальны. Организует подготовку презентаций к проекту. Создают продукт проекта – дактилоскопическую картотеку класса. | Формулируют выводы, осуществляют анализ результатов исследования. Готовят презентацию к защите проекта. Создают продукт проекта – дактилоскопическую картотеку класса | Дактилоскопическая картотека класса. |
Презентация проекта и рефлексия | Организует презентацию результатов проекта, рефлексию (самооценку) деятельности. Рефлексия проекта – «5 пальцев» | Группы защищают свой проект, презентуют результаты исследования. Осуществляют самооценку своей деятельности. | Мультимедийная презентация по результатам исследования |