СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Расширение возможностей художественного выражения через освоение многообразия изобразительных форм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Юрий Федорович ПЕТРУШКИН (Донецк)

Заслуженный художник Украины, доцент,старший преподаватель кафедры Национального Университета

Судьба представила мне возможность учиться у прекрасных мудрых учителей Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.

Благодарю своды прекрасного здания академии художеств, коридоры, мастерские, аудитории, где ходил, учился, думал, бродил и впитывал дух великой культуры, дух художников, оставленные нам в наследство многих поколений.

Михаилу Таранову - декану графического факультета, сильному художнику, который отличался строгостью к себе и студентам, большой ответственностью к своей профессии и внутренней добротой. Большой любитель греческого эпоса, поэзии.

Алексею Пахомову, за мудрость видеть в своих студентах художников, за способность сохранять внутренний мир каждого, самобытность, за терпение и раскрытие таланта студентов.

Василию Звонцову - прекрасному, тонкому художнику, почитателю поэзии А.С.Пушкина, произведений Рембрандта и японских художников. Чародею- рассказчику, который научил нас видеть и тонко воспринимать окружающий мир, отношения, настроение природы, за любовь к офорту.

Владимиру Ветрогонскому, мастеру и прекрасному художнику литографии. За практику в Череповце - города металлургов, где мы с восторгом смотрели, писали и рисовали в мартене людей, разлив стали, в доменных печах- разлив чугуна, в огне и дыме.

Николаю Ламакину - живописцу, рисовальщику, который привил нам видеть и рисовать по связям, мыслить, думать, рисовать без помощи карандаша, представляя работу завершенную.

Каждая линия должна быть направлена на выявление характера человека или обнаженной натуры.

Александру Трошичеву - тонкому живописцу, умел видеть, чувствовать окружающую среду во взаимосвязи предметов друг с другом, фигуру человека в среде которой она находится.

Вадиму Смирнову - художнику и большому мастеру ксилографии и обрезной гравюры.

Расширение возможностей художественного выражения через освоение многообразия изобразительных форм

Этот небольшой труд поможет быстрее овладеть сложным искусством, сильнее и свободно переходить от реалистического восприятия натурык к стилизации формы.

С позиции изобразительного искусства, главной особенностью прикладной графики является однотипный рисунок, выполненный на бумаге карандашом, пером, кистью или другим материалом, полиграфическим способом на бумаге (эстамп).

Графика, где цвет не имеет самостоятельного звучания.

Прикладная графика, проект, план, рисунок, вид деятельности, связаны с проектированием гармонично целостного предметно - пространственного восприятия - разновидность художественно - проектной деятельности, которая соединяет экономичность и красоту.

Художественно - проектная деятельность и графика, цель визуализации информации предназначенной для массового расширения с помощью полиграфии, кино, телевидения, а также использования графических элементов для промышленных целей.

«Основная роль декоративно- прикладного искусства, графического дизайна идентификационное определение предмета и его принадлежности (вывеска гостиницы, знамена, щиты, масонская символика установок)».

Ригард Холлис

Вторая функция - информативно- декоративные отражения и направления масштаба и расположение предметов относительно друг друга (карты, диаграммы, указатели).

Третья функция – презентация и продвижение продукта (плакаты, рекламы, объявления), когда подчинено двум целям: привлечь внимание и сделать текстовое сообщение легко запоминающимся.

Стилизация – первичный вид эстетично-технического творчества, связанный с близким ему декоративно-прикладным искусством.

До стимуляции форм середины ХХ - столетия сложилось негативное отношение, которое часто проявляется и сегодня. Однако истинное искусство, прекрасные работы пользуются особым спросом. Как бы не трактовались мотивы природы графично, реалистично или стилизовано символично, задача художника никогда не сводится к простому украшению и декорированию предметов, мебели, ткани, помещения, исполнения плаката или упаковки.

Каждая композиция несет в себе переживания художника и результат его творческого поиска.

Тема стилизации занимает одно из основных ключевых мест, поскольку в ней четко проявляются композиционные принципы системной организации материала.

Студентам необходимо глубоко освоить принципы стилизации, что позволяет легко решать художественные задачи – выход из стереотипа формы за счет логического « препарирования» и расчленения на составляющие части.

Начальный творческий процесс может основываться на выполнении основной части задания, на трансформацию основных структурных элементов выходного понятия (например, для дерева – корневая система, корона, ствол). Возможность переключать видение на особую форму, где художник видит ее в другом ключе, используя новые формы отбора и максимум выражения. Ничего лишнего не должно мешать целевому направлению задуманного.

Современная прикладная графика – динамичная развивающаяся область профессиональной деятельности, к которой неизменно растет интерес молодежи из года в год.

В зависимости от объекта различаются следующие виды прикладной графики: книжная и газетно-журнальная графика, рекламная графика и плакат; промышленная графика (товарные знаки, упаковка); системы визуальной коммуникации, анимационная и телевизионная графика; супер графика (крупномасштабные графические элементы городской среды и др.).

Основными средствами являются: шрифты, знаки, символы, которые могут быть, как стандартизованы, так и индивидуально формируемые художником-графиком.

К проектированию относятся: промышленная (прикладная) графика; конструирование упаковки широкого спектра изделий, оформление издания и среды.

К основному принципу можно отнести последовательную, постадийную разработку проекта от стадии эскиза до оригинала - макета.

Очень своеобразным жанром прикладной графики, имеющую большую историю и традицию, является искусство книжного знака. Книжный знак – графическое произведение малого размера, отпечатанного в виде ярлыка. Книжный знак наклеивается на внутреннюю сторону переплета и обозначает, в какую библиотеку входит, кому принадлежит данная книга. Книжный знак часто печатается с авторской печатной формы и отлично вяжется с обликом книги.

Рисунок на книжном знаке отражает профессию, склонность и вкусы владельца книги или указывает характер, направленность библиотеки. Эти черты выражают в форме символа или иносказания, на книжном знаке имеется надпись «ExLibris» (в переводе с латинского (из книг)), фамилия, имя, инициалы владельца.

Собиранием библиотек стало повсеместным явлением, книжный знак, как искусство высокой культуры, должен получить широкое распространение.

Примеры – 3 экслибриса.

История прикладной графики.

История ведет в глубину веков. Символы вырезаны на камне гробниц египетских царей, приблизительно до 3200 г. до н.э. Каменотесы, изготовлявшие блоки, метили их, а потом доставляли их на строительство.

Гончары Древней Греции вырезали имена или инициалы на своих работах. Каждый ремесленник в Египте, Месопотамии имел свою эмблему или торговую марку. В Помпее были настенные надписи, которые указывали, что продается в том или ином доме.

В Европе товарный знак появляется до 1200 г. Пекарей хлеба связывали ставить клеймо на свою продукцию. С 1373 года клеймо ставили уже на бутылки, и в конце средних веков товарные знаки использовались по всей Европе.

В Европе в ХIII – XIX столетии реклама получила широкое развитие. В Англии в 1875 г. был принят закон про регистрацию товарных знаков, который обеспечивал автору монополии права на него. Также была принята постановление публиковать образцы знаков, чтобы можно было проверить оригинал.

Стали появляться в книжном деле экслибрисы, которые указывали принадлежность библиотеке частных собраний. Широкое развитие торговли в конце ХIX ст., появление большого количества товаров, заставило сопровождать знаки небольшим текстом.

На территории Украины были найдены памятники культуры XIV – XII ст. до н. э. Это предметы быта, где использовались – символы Солнца, Земли, огня, воды. Украшение посуды, одежды и других видов изделий несли элементы декоративной функции.

Часто встречается крест, колесо Юпитера в культуре Северной Украины. Прекрасные находки клейма, знаки товара. У племен, которые занимались скотоводством, ставили на животных клеймо. Много знаков было найдено на гончарных изделиях, черепице. Основными знаками были круг, спираль, тризуб. Абстрактные символы: знаки астрального огня, креста. Много знаков несли иллюстративный характер, книжные листы – инициалы, концовки книжных сторон, изображалась растительность, люди, руки, ноги, обувь, разные виды товаров, архитектурные и пейзажные мотивы, солнце, месяц, заря, геометрические фигуры, буквицы.

Развивалась книжная и прикладная графика, видным мастером украинской графики конца XIX ст. были П. Мартинович, О. Сластвец, И. Ижакевич. Они создали серию портретов кобзарей, украинских селян, иллюстрации «Гайдамаки» Т. Шевченко.

Художник и архитектор В. Кричевский создал народный орнамент, нашел своеобразное решение книжной обложки. Появились этикетки, ярлыки, шрифтовые композиции, афиши, плакаты национальной прикладной графики.

Г.И. Нарбут (1886-1920) график, мастер украинской книги, отдал свой талант возрождению украинского искусства. Им были исполнены почтовые марки, гербы денежных знаков, способствовал дальнейшему развитию украинской графики. В оформлении украинской книги присутствуют декоративные элементы и шрифты, которые присутствуют только в украинской культуре.

Благодарю судьбу, что на моем творческом пути я встретился с прекрасным человеком- художником высокого класса Трошкиным А.В., который предложил мне работать в институте последипломного образования инженерно- педагогических работников, где он работает деканом факультета дизайна, а также написать небольшой труд о расширении возможностей художественного выражения студентов.

Рисунок

Рисунок всегда был и остается основой для художника прикладной графики. Все, что создано в мире прекрасного в живописи, скульптуре и архитектуре, монументально-декоративном искусстве, ландшафтном строительстве, оборудовании и предметах быта, ювелирном искусстве и т.д. - начиналось с рисунка.

Первая мысль о создании произведения углублялась и воплощалась в наброске, далее мысль уточнялась во множестве вариантов и переходила в окончательную среду задуманного.

Учебный процесс в подготовке студента строится от простого к сложному, от общего к частному. Студенты осваивают вначале простые геометрические предметы (квадрат, шар, куб, цилиндры).

Второй этап – студенты осваивают более сложные формы, переходят к освоению частей головы (нос, губы, глаза), только после этого упражнения они переходят к более сложному – рисунок гипсовой головы, анатомические рисунки, связанные со строением мышц головы, рук и ног.

При построении студенты совершают одну и ту же ошибку:

Забывают и не используют принципы композиции. Композиция (рисунок) плавает на поверхности чистого листа – выше, ниже, вправо, влево, нарушая центр композиции. Свое понимание выражают по-разному, одни часами не могу собраться. Возникает сильный психический барьер, который не всем удается перешагнуть его, что со временем нормализуется.

Многие студенты (не имея опыта) начинают вычерчивать фигуру предмета, строят прямоугольники, квадраты, замечают несоответствие и взаимодействие предметов и начинают все стирать – время убито, и все нужно начинать сначала.

Студентам, прежде чем приступать к работе, нужно мысленно представить композицию - расположение всех предметов на листе бумаги, сколько верха, низа займут предметы, расстояние слева, справа, представить всю композицию в какую-нибудь геометрическую фигуру, и только после этой работы осторожно начинать рисовать.

Все сказанное относится ко всем видам искусства, будь-то натюрморт или жанровая композиция, легким прикосновением карандаша к плоскости чистого листа студент начинает размышлять, думать, определяет границы формы, характер, решает массу вопросов.

Многие студенты совершенно не подготовлены к рисованию. Для них 1 и 2 курс - все новое, непонятное, происходит адаптация, формирование знания, которое открывается постепенно.

Приходится рассказывать, показывать, как ставить мольберт, освещение, расположение его по отношению к модели (натюрморту) и многое другое.

Все это составляющие успешной работы, без которых результата не будет.

Следующее препятствие у студентов, студенты не рисуют, а пытаются добротно срисовать представленную модель, исключая взаимосвязь предметов, гармонию и перспективное расположение относительно друг друга. Чтобы научится рисовать, студентам нужно изменить угол зрения, в этом случае они смогут охватить всю композицию сразу и видеть взаимоотношения всех предметов в композиции, он составляет 90' по ширине (минимум) и 52' по высоте (минимум). Есть объяснения различия градусов. По ширине глаз скользит свободно, не встречая сопротивления, вертикаль дается уже труднее - результат - присутствие закона гравитации.

Студент с широким углом видения воспринимает всю композицию целиком, все предметы он видит одновременно, значит и соотношения между ними он видит сразу, и не возникают сложные вопросы, появляются уверенность, смелость, упорство, которые воплощаются в конечный результат.

Важная составляющая при таком видении композиции - происходит раскрепощение психическое преодоление внутреннего барьера от работы к работе, приходит радость и возможность творить, наслаждаться формой сделанной работы.

И это только начало вдохновения, результат мы увидим в более сложных заданиях программы (живопись, прикладная графика).

Для устранения ошибок рекомендуется делать динамические наброски, без проработок характера деталей (для начала). В дальнейшем набросок (рисунок) будет более совершенным с проявлением характера модели, предмета.

Норма - 10 набросков минимум в день, и только тогда студенты на 100-м увидят, что они творцы, они уже двигают форму, управляют процессом - начинается творчество (материал: бумага 1/2 А4, карандаш 2М, перо, тушь на выбор). Рисуем людей, животных, дома, перекрестки, улицы, предметы.

Студенты столкнутся со следующим - наброски будут неудовлетворительны, но упорство преодолеть это вознаградит их.

Немного о наброске. Набросок (короткий рисунок) - это малая форма, где сочетаются сразу все принципы рисунка; композиция, пластика, характер увиденного. В начале предметы, люди не будут вписываться в небольшой лист бумаги (альбома), это сигнал, что с композицией неладно. Задача - предельно использовать листы альбома.

При упорстве и любви к своей профессии, сознавая необходимость и желание, трудности канут в лето.

Дальше все пойдет веселее, для студентов не будет препятствий, маленький лист или большой для постановки курсовой - нет различия.

http://www.art-dialog.net/ru/library/art-education

Категория: ИЗО
14.12.2016 19:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!