СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая тема учителя музыки МБОУ СОШ г. Багратионовска Гребневой И.Д.

"Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры".

«Влияние музыки на детей

благотворно, и чем раньше

они начнут его использовать

на себе, тем лучше для них»

В.Г. Белинский

Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека. Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувства родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Люди радуются - это выливается в торжественные радостные звуки музыки; человек горюет – печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает и влияет и формирует личность ребенка всю жизнь.

В развитии духовности ребенка важнейшим средством выступает искусство и особенно музыка. Раскрывая внутренний духовный мир человека, его эмоции, различные идеи, музыкальное искусство оказывает исключительное влияние на личность.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие:

- формируется эмоциональная сфера;

- совершенствуется образное мышление;

- ребенок становится восприимчивым к красоте в искусстве и в жизни.

В начальной школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры человека. Это выражается в том, что ребенка подготавливают к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, развивают у него адекватное музыкальное восприятие, способствуют накоплению им опыта музыкально-творческой деятельности.

На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной культуры, я, как учитель музыки, чувствую себя ответственным за музыкальное воспитание учащихся.

Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем формированию в учащихся музыкальной культуры, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу.

Музыкальное развитие культуры школьника это результат формирование личности ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Задачи музыкального воспитания формирование личности ребенка, подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей школьников.

  1. Воспитывать любовь к музыке. Эта задача решается путем развития восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных музыкальных произведений.
  2. Обобщать музыкальные впечатления детей знакомить их с разнообразными музыкальными произведениями.
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость. Сенсорные способности, чувства ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
  4. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя изобразительное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.
  5. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передачи характерных образовав в играх и хороводах, использование танцевальных движений, импровизации маленьких песен, попевок, инициативу и стремление применять выученный материал в повседневной жизни. Петь и танцевать. Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, это благородное и ответственное влияние музыки на ребенка.

За основу я принимаю методику, разработанную Д.Б. Кабалевским, важной особенностью которой является ее тематическое построение. Это создает условия для достижения цельности урока, единства всех составляющих его элементов, для достижения цельности уроков музыки – музыка и жизнь, помогает сформировать у школьников музыкальную культуру на основе целостного представления о музыкальном материале программы. Музыка и жизнь – это генеральная тема, своего рода "сверхзадача” моих уроков музыки. Стараюсь, чтобы эта тема пронизывала все занятия во всех звеньях с первого до последнего.

Основой формирования музыкальной и духовной культуры школьников является восприятие музыки. В процессе восприятия музыки включается жизненный и музыкальный опыт школьников, относящийся к более широкой сфере музыкальных явлений. Это и опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства, и художественный опыт, связанный с исполнением музыки. Я стремлюсь на уроках научить детей по-настоящему слышать музыку, размышлять о ней. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Моя задача состоит в том, чтобы все 45 минут урока создавали ситуацию, способную формировать состояние человеческого открытия мира музыки.

В своей работе я использую такие методы музыкального обучения, которые направлены на решение поставленной задачи и организацию усвоения содержания, которые способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства. Это метод музыкального обобщения, метод за бегания вперед и возвращения к пройденному, метод драматургии. Для реализации всех методов музыкального обучения я на уроках музыки использую различные формы обучения. Это слушание, исполнение, игра, решение музыкальных кроссвордов, комбинирование музыки с другими предметами (ИЗО, литература, история), для увеличения интереса к музыке использование новых форм работы (компьютер, синтезатор), творческие работы учеников, "Музыкальные копилки”, и другие формы.

Все формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения и формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры.

Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражение многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системе общего музыкального образования, целью которого является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.

Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, в том числе потребности в общении с музыкальной культурой, важную роль, в формировании которой играют различные музыкальные учреждения культуры.

В настоящий момент в российском обществе актуализируется потребность в воспитании самостоятельной личности, обладающей ответственностью, имеющей свою точку зрения на то или иное социальное явление.

Кроме того, современное многообразие музыкальных стилей предопределяет широчайшие возможности в выборе личностью индивидуальных путей для самоактуализации и самоутверждения. В связи с этим необходимо изменение как целей, задач, содержания музыкального образования, так и методов формирования музыкальной культуры современной личности, которые закладываются в детском возрасте.

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками. Это приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов). Такие разновидности современной музыки, как эстрадная песня, “ПЭП”, “диско”, и другие сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в детской и подростковой среде широкой популярностью, в то время как классическая, народная и современная академическая музыка, несущие определенную смысловую нагрузку, остаются за пределами внимания школьников.

Младший школьный возраст характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности — музыкальные вкусы и пристрастия.

Если внимательно присмотреться к тому, как входит музыка в жизнь наших учащихся, то мы заметим и многообразие путей, форм и в то же время нередкое отсутствие их взаимосвязи, последовательности, приводящее к серьезным проблемам в музыкальном развитии и воспитании подрастающего поколения.

Казалось бы, что современная жизнь благодаря кино, радио- и телепередачам, широкому распространению современной аудио-видео техники настолько насыщена музыкой, что беспокоиться о музыкальной культуре детей не приходится. И стихийно, путем «самодеятельного» удовлетворения личных вкусов и интересов, и планомерно, поскольку музыкальной пропагандой ведают многие организации, музыка постоянно сопровождает современного школьника (человека). Но все же сказать, что в этой области духовной культуры ничто не вызывает тревоги, никак нельзя.

Сейчас, когда для улучшения проблемы эстетического воспитания ребенка создана реальная почва, особенно важно хорошо понимать, как, когда и чем «засевать» эту почву. Число «сеятелей» музыкальной культуры в школах сейчас не ограничивается учителями музыки, ими являются и классные руководители, и организаторы внеклассных мероприятий, и различные культурно-воспитательные учреждения.

Вопросами музыкально-эстетического воспитания занимаются многие учреждения, значительное внимание этим вопросам стала уделять и общественность. Но столь многогранная деятельность подчас не имеет единой направленности, целостности, не все, что делается, делается на должном художественно-педагогическом уровне.

Для верного построения системы музыкального воспитания важно правильно понимать его цели, сущность. А опыт показывает, что единства в понимании целей и задач музыкального воспитания нет. Нередко его сводят то к узко техническому обучению навыкам, то приобретению учениками знаний о музыке без достаточного приобщения к самой музыке.

Таким образом, выявлено противоречие между объективной необходимостью формирования музыкальной культуры школьников и, недостаточной разработанностью практики музыкально-просветительской деятельности (по данному направлению).

Формирование музыкальной культуры школьников будет более эффективным, если:

- будут учтены психолого-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста,

- формирование музыкальной культуры будет представлять собой системный и последовательный процесс

- происходит систематическое расширение музыкального кругозора

- будет обеспечена тесная связь содержания формирования музыкальной культуры с истоками русской национальной и других видов музыки

- целью формирования музыкальной культуры школьников будет развитие способности воспринимать и оценивать высокохудожественный музыкальный материал.

Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражение многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системе общего музыкального образования, целью которого является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.

Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, в том числе потребности в общении с музыкальной культурой, важную роль, в формировании которой играют различные музыкальные учреждения культуры.

Работая с детьми по формированию музыкальной культуры посредством концертной деятельности, мы оказываем информационно-психологическое воздействие, как на отдельного ребенка, так и на группу детей в процессе общения, рассчитанного на эмоциональное восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений.

Категория: Музыка
15.07.2015 21:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!