СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Основные направления воспитательной работы по формированию личности воспитанников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Современные технологии организации и планирования воспитательного процесса

в коррекционной школе-интернате»

«Основные направления воспитательной работы по формированию личности

воспитанников»

Содержание воспитательного процесса в коррекционных школах-интернатах и детских домах

Воспитательский процесс рассматривается со следующих позиций:

1) средствами образования (воспитания) можно создать условия для развития ребенка независимо от его стартовых возможностей;

2) воспитатель, социальный педагог может создать условия ребенку -инвалиду здоровья (специально конструируемая «деятельность развивания»), которые обеспечат ему формирование успешного жизненного пути;

3) нормальное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья рассматривается нами как процесс, направленный на то, чтобы человек состоялся, на развитие его сущности, т.е. речь идет о саморазвитии как фундаментальной способности человека становиться субъектом собственной жизни;

4) обязательным условием успешного развития является тесный, здоровый, эмоциональный (душевный, духовный) контакт ребенка с взрослым;

5) главным содержанием воспитательной работы с данной категорией детей должна быть подготовка их к будущей по возможности самостоятельной жизни и деятельности, бесконфликтной интеграции в обществе. И уже в процессе решения главной задачи решать проблему «отклоняющегося» поведения. Мы так же предлагаем отказаться от установки, что наличие такой проблемы – это плохо, это трагедия. По нашему мнению, наличие проблем в процессе социальной адаптации – это необходимое условие процесса освоения опыта, традиций, нормативов в различных видах духовной и материальной деятельности.

Рассматривая отклоняющееся поведение, мы вынуждены употреб­лять слова, вызывающие явно негативные ассоциации: девиант, аддикт, асоциальное и антисоциальное поведение и т.п. Вместе с тем в работе с конкретным ребенком воспитатель должен сознательно избегать использования терминов с уничижительным оттенком, а также навешивания ярлыков. Следует помнить, что, во-первых, поведенческие проблемы чрезвычайно широко распространены. Во-вторых, границы отклоняющегося поведения зачастую довольно трудно определить. Изменения в обществе приводят к изменению норм, а, следовательно, и видов поведенческих девиаций. Но сами нормы и отклонения от них являются неотъемлемой частью лю­бой социальной системы. Следовательно, на социальном уровне отклоняющееся поведение это только одна из возмож­ных форм взаимоотношений между обществом и личностью. «Иско­ренение» отклоняющегося поведения как социального явления вряд ли возможно. Более того, при специальном рассмотрении можно доказать, что девиации нормальны и полезны для обще­ства, поскольку стимулируют прогрессивные изменения в нем.

На индивидуальном же уровне девиантное поведение выглядит более проблематичным, так как оказывается связанным с такими негативными феноменами, как реальный ущерб для жизни самой личности или окружающих людей, конфликт девиантной лично­сти с социальным окружением, ее социальная дезадаптация. Следовательно, на личностном уровне отклоняющееся поведение — это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни.

Эти позиции были выбраны нами в качестве ориентиров при отборе содержания воспитания, определении подходов к планированию, к разработке конспектов занятий.

Существующие традиционные подходы к организации воспитательного процесса (а также - педагогические технологии) не обеспечивают в полном объеме учета всех этих факторов. Большинство специалистов рассматривают этот процесс как специально организуемую деятельность по ознакомлению, усвоению и закреплению общепринятых норм поведения. Воспитание нередко сводится к отработке тех форм и моделей поведения, которые с точки зрения воспитывающего взрослого, правильны и необходимы. Такая позиция берет свое начало в административно-управленческой системе образования.

Развивающее образование предполагает, в первую очередь, саморазвитие личности, раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида, какими бы особенностями (недостатками) она не обладала.

Раскрыть внутренние цели и желания ребенка, сделать его готовым к успешному освоению социального опыта, развить адекватную рефлексию, научить жить в мире реальности и пр. становится возможным лишь при условии четкого представления воспитателем стратегии воспитательного процесса, которая должна быть единой для всех специалистов коррекционных школ-интернатов, детских домов.

При разработке данных материалов, основных блоков и направлений мы руководствовались также некоторыми положениями личностно-ориентированной педагогики (В.А. Петровский и др.), предлагающей главное внимание в организации воспитательной работы уделять раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности, формированию устремлений ребенка в направлении "я - хочу" и "я - могу" как основы взаимодействия с воспитателем.

В воспитательской работе особое внимание должно быть уделено проблеме "социальной ситуации развития" ребенка, что обусловлено проблемами освоения социального опыта нашими воспитанниками. Ориентируясь на идею Л.С. Выготского о связи между развитием и деятельностью, особенно в отношении психических функций: "Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на свет дважды - сперва как деятельность коллектива (курсив наш), второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка[1], мы рассматриваем ситуацию развития как условие развития новой ведущей деятельности, обеспечивающей социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Речь идет о важности организуемой воспитателем коллективной деятельности (прогулки, игры, совместное творчество), в ходе которой сам ребенок своими силами решить задачу не может, но в совместной деятельности с воспитателем, детьми он осваивает новые способы обработки информации, которые впоследствии и становятся его формами и способами взаимоотношений с миром.

В своей Программе мы постарались максимально отразить потребности общества в здоровой личности, способной ориентироваться в экстремальных ситуациях, личности, готовой к свободному нравственному постижению действительности; учесть требования к воспитанию, не допускающему, чтобы вступающее в мир существо насильственно приобщалось к цивилизации, но напротив - приучалось самостоятельно оценивать и постигать стадии развития культуры, на которой в данный момент находится общество (педагогика Р. Штейнера).

Наши исследования показывают, что блоки содержания, направления воспитательной работы, их насыщенность должны строиться по принципу преемственности, а не повторяемости тем. Каждому возрасту должны соответствовать свои материалы, учитывающие ведущую деятельность, и ее мотивацию.

Личность будет эффективно развиваться лишь с учетом возрастных интересов ребенка, вот почему в предлагаемой работе в основу отбора содержательных блоков воспитательного процесса положены два момента: мотивы и ведущие виды деятельности.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

Так, для младшего школьного возраста (7-10 лет) основными мотивами являются следующие:

  • потребности во внешних впечатлениях, которые реализуются при участии взрослого; его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
  • потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания;
  • потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно-значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

  • игра в ее наиболее развитой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, основных смыслах человеческой деятельности;
  • учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, так как через нее отрабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми.

Для среднего школьного возраста (10-13 лет) основными будут следующие мотивы:

  • потребность занять свое место в коллективе; стремление как можно лучше соответствовать своим представлениям о лидере;
  • ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого); требования коллектива становятся важнейшим фактором психического развития;
  • потребность личностной самооценки; стремление к взрослости, самостоятельности, к самоутверждению (ближе к 13-ти годам);
  • стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. (Неудовлетворенность этого стремления создает у подростка конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество.)

Ведущие виды деятельности:

  • учебная деятельность (не скучная и однообразная, а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него);
  • разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей; “кодекс товарищества”, доминирующий и организующий мотив поведения подростка;
  • интимно-личное общение (быть с другим, уметь получить от этого удовлетворение, быть значимым в чьих-то глазах).

Для старшего школьного возраста (14-16 лет) основными мотивами являются:

  • желание занять свое место в мире взрослых; утвердиться в компании сверстников, быть уверенным в своей компании и т.п.

Ведущие виды деятельности:

  • интимно-личное общение (друг с другом, с друзьями через позицию своих настроений и желаний);
  • учебно-профессиональная деятельность (в большой степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении).

Как свидетельствует опыт, большое значение для этого возраста приобретает так называемая молодежная культура, под которой подразумевается “торопливое” подражание подростка взрослому. Мгновенно реагируя на все новое, подросток стремится создать свое социальное пространство, в котором он будет самим собой. Пространство это очень разнородно, поскольку сами подростки тоже различаются между собой. Объединяет их лишь одно: ярко выраженное стремление к самостоятельности. Поэтому “жанр” каждодневной, ежечасной и ежеминутной опеки должен быть, по всей видимости, сменен на принципиально новую стратегию: оказание помощи в создании молодежью своей культуры.

Учитывая вышеприведенные данные, мы предлагаем спланировать работу в начальном звене таким образом, чтобы можно было решить следующие задачи:

Личностное развитие. При работе по этому направлению мы предлагаем сконцентрировать усилия на:

  • диагностике уровня воспитанности, самооценке черт характера (доброта-злость, щедрость-жадность, честность-лживость, дружелюбие-драчливость, гордость – гордыня);
  • формирование навыков общения в коллективной деятельности как основе новой социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей ему усвоение новой роли (ученик, успешный ученик) и формирующей его новые отношения к среде.

Охрана здоровья и физическое развитие. Учитывая низкий уровень этих показателей, этому направлению необходимо уделить приоритетное внимание. Воспитание потребности в физических упражнениях, освоение отдельных физкультурно-оздоровительных технологий, формирование убежденности в ответственности за свое здоровье, отработка санитарно-гигиенических навыков до автоматизма - вот далеко неполный перечень аспектов работы воспитателя по этому направлению.

Трудовое воспитание - отработать навыки и умения учебного поведения, сформировать навыки коллективной трудовой деятельности; формирование потребности трудиться.

Творческое воображение - развитие основ творческого мышления и воображение как одно из направлений снятия комплекса депривации; развитие механизмов самостоятельного творчества как "раскрутка" механизмов компенсации дефекта.

Основы социализации и общения - знакомство и отработка норм поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, столовая, спальня, урок, улица, магазин, формирование межличностных отношений в семье.

Средняя школа. В этом звене могут решаться следующие задачи:

Личностное развитие; основы социализации и общения - развитие основ личностной самооценки, становление личностной позиции "Я - сам", "Я и другие", воспитание ответственности за свои поступки. Развитие умений оказывать сочувствие и поддержку, принимать помощь другого, адекватно реагировать на попытку другого вступить в контакт и т.п.

При работе по этому направлению воспитателю необходимо делать акцент на развитие общей психологической компетентности у ребенка. Не бойтесь этого сложного понятия! Это работа по развитию личностной позиции ребенка с ОВЗ в направлении его умений оказывать сочувствие и поддержку другому, адекватно реагировать на свой успех и неуспех, нейтрализацию агрессивного реагирования и зависимости от других. Основной вектор стратегии нравственного воспитания направлен не на осознание своих качеств и переживаний и не на усвоение правил и норм поведения, а на развитие сопричастности, чувства общности с другими. Л.С.Выготский неоднократно подчеркивал, что "морально поступает тот, кто не знает, что он поступает морально"[2].

Охрана здоровья и физическое развитие - формирование системы привычек по физической тренировке тела, закаливанию и уходу за организмом.

Трудовое воспитание - развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем; овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с профессиями.

Основы гражданского самосознания - знакомство с истоками национальной культуры, с основами правового поведения; начальное экономическое просвещение.

Творческое развитие - развитие навыка самостоятельного творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций как основа социальной реабилитации воспитанников. Особое внимание здесь должно быть уделено игротерапии, как системе по формированию межличностных отношений, позитивно-эмоционального отношения воспитанника к взрослому, улучшения его психического самочувствия. Игры-драматизации, кукольный театр, строительные игры, творческие конкурсы, телесно-ориентированные психотехники (игры-танцы, музыкальная игровая импровизация) - все это призвано скорригировать эмоциональную сферу воспитанников, снять эмоциональную зажатость и напряжение и тем самым способствовать развитию их способностей.

Основы жизнеобеспечения - развитие навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях. При проведении воспитательских часов по этому разделу акцент необходимо делать на развитие умения программировать свои действия и поступки с учетом сложившихся обстоятельств.

Экономико-бытовой аспект жизни часто носит иллюзорный, призрачный характер; дети не осмысливают истинного хода жизни. Разнообразные сюжетные ситуации призваны сформировать у детей алгоритм решения житейских проблем.

Воспитательная работа с подростками в старшей школе осуществляется по тем же направлениям, что и в средней. Однако она имеет свою специфику, обусловленную особенностями подросткового возраста.

Основными ориентирами здесь будут: работа по профессиональному самоопределению во всей ее полноте. Речь идет о профессиональном самоопределении подростка, об его умении выстраивать возможные варианты будущего на основе полного и адекватного знания ситуации на рынке труда. Профессиональное самоопределение - это событие, в корне меняющее дальнейшее течение жизни и влияющее не только, на профессиональную составляющую, но и на брачно-семейные перспективы, материальное благополучие, на жизнь в целом.

Основное назначение этого блока воспитательской работы - научить подростка выстраивать субъективную картину своего жизненного пути на языке связанных между собой событий жизни, сформировать навык анализа последствий для себя жизненных событий, научиться выстраивать воображаемую картину взаимосвязи жизненных событий и представлять ее в будущем. Важным аспектом этой работы является эмоционально-волевой аспект, позволяющий формировать адекватное реагирование на нежелательные варианты перспектив и содержательно анализировать их возможные последствия.

Личностное развитие. В этой возрастной группе актуальным становится построение временной перспективы будущего воспитанника, как составной части общей стратегии поведения. Речь идет о формировании мотивов, ориентирующих развитие деятельности подростка во временном аспекте на основе рационального прогноза, т.е. речь идет о мотивах, не центрированных на самооценке и защите своего'"Я".

Охрана здоровья и физическое развитие - развитие системы профилактических умений по охране здоровья; воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание - осмысление необходимости трудовой деятельности, развитие потребности трудиться; овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда; овладение навыками профессионального самоопределения, анализа перспектив, развитие способностей строить картину воображаемого будущего, соотнося ее с рядом факторов.

Жизнеобеспечение - это направление по освоению воспитанниками коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях.

Гражданское самосознание - осмысление себя как гражданина общества: права и обязанности; усвоение основ национальной культуры, основы экономической грамотности.

Эстетическое воспитание - развитие чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения; формирование духовных запасов личности каждого воспитанника; формирование адекватной моральной самооценки на основе правильного представления подростка о собственном соответствии положительным моральным эталонам, воплощенным в литературе, искусстве, музыке!

Ниже мы представим наши рекомендации в систематизированном виде. Конечно, предложенная модель планирования не является догмой в работе воспитателя, социального педагога. Мы предлагаем ее использовать в качестве ориентира для системного и поэтапного, пошагового планирования многоплановой деятельности воспитателя.

Категория: Внеурочка
10.06.2015 15:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!