СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О проблемах преподавания литературы сегодня

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всё чаще сталкиваюсь с проблемой, что школьники предпочитают смотреть кинофильм, а не читать оригинал. И бесполезно доказывать, что это разные произведения. Они идут по пути наименьшего сопротивления, или, что ещё хуже, читают в сокращённом варианте, порой не задумываясь о качестве такого «шедевра».

А какое может быть изучение литературы без знания текста? К сожалению, никакого. И прежде, чем говорить об изучении литературы, следует подумать, как пробудить любовь к чтению. Это реальная задача. Я считаю: не следует заставлять учащихся читать то, что им не интересно, что не затрагивает их проблем, не учитывает их возрастные и психологические особенности. Ребята не будут читать то, что они не понимают. Учитель должен иметь альтернативу: увидев, что изучаемое произведение не интересует учащихся, они его не читают, учитель мог бы предположить им что-то взамен. Мир изменился. Мы выросли на других идеалах, мы читали другую литературу — и нам было интересно. Но почему подрастающее поколение, живущее в другую эпоху, определяющее для себя другие идеалы, ориентиры в жизни должны читать то, что их эмоционально не задевает, не даёт пищу для ума.

Как в таких сложных условиях воспитать акмеологическую личность? Изучая роман М. Шолохова «Тихий Дон», столкнулась с тем, что учащиеся не просто посмотрели фильм, а смотрели более позднюю экранизацию, которая была снята за рубежом и не выдерживает никакой критики, и эта картина им больше нравится, чем советская экранизация. Наши дети не имеют даже отдалённого представления о той эпохе, им не интересно; они не жили при социализме. Нам сложно это понять, но ситуацию не изменить. И как бы мы не изощрялись: «Это так интересно, это так поучительно...». Им не интересно, для них ничего поучительного нет. Время другое, и мы должны это принять. Не будут они меняться, нам надо посмотреть на мир их глазами и понять, а что же им интересно. Насильно человека загнать в рай невозможно, сделать счастливым тем более. Почему бы им не предложить то, что доступно для их понимания. Их больше волнуют межличностные отношения, отношения с родителями, интерес к противоположному полу. А мы, вместо того, чтобы помочь ребятам, усугубляем их психическое состояние: фрустрируем, помещаем их в ситуацию неуспеха, оставляя один на один с нерешёнными проблемами. В этот сложный для них период целесообразно предложить для изучения произведения, близкие детям по духу, помогающие разрешить свои сомнения, найти ответы на вопросы, мучающие их. Когда они поймут, что литература — это не один из школьных предметов, а учебник жизни, тогда они будут читать. Психологи доказали, что человек запоминает то, что он пережил эмоционально.

А вот с эмоциями на уроках мы работаем крайне редко, а это одна из главных психических особенностей каждой личности. Эмоции нельзя включить или выключить по заказу. И о личности учителя нельзя забывать, так как многообразие приёмов, используемых учителем, концентрируется в его личности. Аффективный (эмоциональный) элемент педагогических приёмов – это составная часть искусства педагога. Обучение, наполненное личностно значимым содержанием, объясняющим бытие самого ученика, не делает его индифферентным в том случае, если учитель авторски переосмысливает учебный материал, использует нравственные ценности, не только своего предмета, но и других, преобразует в ситуации, личностно утверждающие ученика, в которых ученик является соавтором урока, может делать нравственный и мотивированный выбор, преодолевать препятствия, проявив волю, и пережив радость собственного открытия — инсайт (озарение).

Личностный смысл должен пронизывать все этапы познавательного процесса от постановки цели и содержания до применения методов и приёмов, форм организации учебной работы (парной, групповой, коллективной). Личностный смысл, представляющий субъективное отношение к изучаемому материалу, к применяемым средствам, методам, особенно важен, он должен пронизывать весь урок, от начала и до конца. 

Категория: Литература
08.01.2015 21:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!