СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мой первый учитель: каким должен быть педагог начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой первый учитель: каким должен быть педагог начальных классов

«Учительство – это искусство, труд не менее титанический,

чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку,

как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую.

Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

Д.С. Лихачев

Становление личности ребенка происходит в общении с широким кругом окружающих его людей – прежде всего родителей, а также сверстников. На определенном этапе возрастного развития в этот круг включаются педагоги, которым принадлежит исключительно важная роль в процессе формирования личности ребенка.

Именно поэтому учеников должен встречать компетентный педагог, профессионал своего дела, который при этом любит детей и готов вкладывать все свои силы и умения в развитие юных школьников. И название этой должности – педагог начальных классов, воспитатель.

Учителя начальных классов помогают детям адаптироваться в новой для них реальности, прививают навыки работы в коллективе, учат видеть доброе и прекрасное в этом непростом мире. Для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это, прежде всего, встреча с новым, особо значимым человеком. Эта встреча может помочь ребёнку стать хорошим человеком, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем.

Секрет успеха учителя начальной школы напрямую зависит от таких его личных качеств, как:

  • любовь к детям, чуткость и внимание к детским потребностям;
  • психологическая грамотность и умение грамотно реагировать на детские конфликты;
  • деликатность и гуманизм;
  • коммуникативные способности, развитая память и внимание;
  • высокая духовная и общая культура;
  • чувство такта и толерантности;
  • твердые нравственные принципы.

Одним из наиболее значимых условий во взаимодействии учителя с учениками является чуткость педагога, его любовь к ученикам. Атмосфера, где учитель принимает ребенка таким, каков он есть, старается поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявляет искренность и открытость, способствует становлению и совершенствованию личности ученика.

Общение – одна из самых сложных сторон педагогического труда. Важнейшей задачей педагогического общения выступает положительное влияние педагога на учащихся с целью организовать их поведение таким образом, чтобы это благотворно сказывалось на формировании их личности. Для этого учителю необходимо организовать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися.

В младшем школьном возрасте ребенок еще не обладает необходимым потенциалом равноправного участника обмена информацией в связи с недостатком знаний. Учитель здесь выступает носителем человеческого опыта, который воплощен в заложенных в образовательную программу знаниях. Однако даже в этом случае педагогу необходимо способствовать активизации усилий детей по усвоению знаний. Задача учителя - найти так называемую «золотую середину»: с одной стороны, быть авторитетом для ребенка, а с другой стороны, - по мере взросления ученика воспринимать его как равноправного участника педагогического взаимодействия.

Особенности личности педагога, его индивидуально-психологические и профессиональные качества выступают важным условием, определяющим характер диалога. К необходимым профессиональным качествам учителя относится его умение отмечать и оценивать индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности, настроения. Очень важно уметь разбираться в мимике и жестах ребёнка, анализировать с помощью наблюдения его поведение и связывать наблюдаемое с внутренним миром, мотивами и намерениями.

Безусловно, жизненный и профессиональный опыт учителя имеет огромное значение в области межличностного восприятия и оценивания ученика. Но не стоит забывать и о субъективном факторе: все мы люди, и порой наше личное восприятие может помешать адекватной оценке воспитанников. Поэтому для педагога очень важно постоянно отдавать себе отчет в действии психологических механизмов и внутренних установок, искажающих межличностное восприятие (эффект первого впечатления, чужая оценка и т.д.) и не позволять им влиять на взаимоотношение с учащимися. Способность отвлечься от собственной предвзятости и сосредоточиться на чертах, по-настоящему важных, и составляет искусство «разбираться в людях».

Важным условием в сохранении душевной близости с учениками является школьная атмосфера, психологический климат в классе. Класс для ребенка должен стать местом, где он чувствует себя равным среди других детей и защищённым. Роль учителя здесь ключевая. Учитель наводит порядок, помогает разрешать возникающие конфликты, слушает и переживает с детьми их приключения. Здесь проявляются коммуникативные способностей педагога – умение применять поощрение и наказание с целью воспитательного воздействия на ученика. Если поощрения и наказания справедливы, они стимулируют стремление воспитанника к успеху, к достижениям.

Большое значение для воспитателя имеют невербальные формы педагогического общения. Здесь на первое место выходят такие коммуникативные способности педагога, как:

  • умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
  • умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;
  • умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;
  • умение создавать возможность для другого человека в проявлении своих интересов и чувств;
  • умение извлекать из общения максимум информации для себя.

Классный руководитель должен уметь «читать» не только ребёнка, но и себя в каждой ситуации общения. Взрослому необходимо попробовать увидеть себя со стороны и адекватно оценить себя в глазах окружающих. Умение правильно оценить ситуацию общения – это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные её признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

Таким образом, современный педагог начальных классов помимо исчерпывающих знаний в области учебных предметов должен обладать дополнительными компетенциями, быть экспертом, тьютором, прекрасно понимающим детей, содействующим их творческому развитию и одновременно обеспечивающим постоянное саморазвитие в новых образовательных условиях.

22.10.2022 00:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!