СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Каким должен быть педагог дошкольного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отвечая на вопрос, каким должен быть воспитатель, следует выделять два аспекта. Во-первых, это обладание педагогом теми личностными качествами, которые позволяют успешно работать: доверие и уважение к каждому ребенку, поддержка детской инициативы и творчества, что приносит детям радость. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Для ребенка очень важно, чтобы в течение дня воспитатель одобрил его, отметил хороший поступок, помощь кому-то из детей или педагогу, помощнику воспитателя. Тогда, приходя после дня, проведенного в детском саду, домой, ребенок говорит родителям: «Марина Алексеевна меня любит: она погладила меня по голове и сказала: „Милая ты наша!“».

Во-вторых, повышение профессионального мастерства, которое позволит педагогу сформировать себя как всесторонне развитую творческую личность, активную, обладающую высокими нравственными качествами.

Обладать личностными качествами для успешной работы с детьми

Одно из важнейших качеств педагога — любовь к детям. Это подчеркивают все ученые в области педагогики. Педагогу необходимы такие качества, как искренность, открытость, доброжелательность, уважительное отношение к ребенку.

От того, как воспитатель общается, взаимодействует с воспитанниками, их родителями, коллегами, зависит эмоционально-положительное состояние детей и какими мы их воспитаем. Педагог должен воспитать в себе такое качество, как терпение. В работе с детьми оно просто необходимо.

Педагогу важно формировать у дошкольников умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Отечественные психологи и педагоги Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.И. Радина и др. придают этому большое значение, подчеркивая, что это умение само по себе очень важно для развития каждого ребенка. Вместе с тем включение общения в любую деятельность детей повышает ее эффективность.

Можно считать, что характер общения и взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми является одним из основных критериев оценки работы педагога.

Совершенно необходимо и общение воспитателя с родителями воспитанников. Оно должно быть эмоционально положительным, доброжелательным, уважительным. Хороший педагог не будет жаловаться родителям на плохое поведение ребенка, его неуспехи, а постарается разобраться в причинах подобных явлений и привлечь родителей к преодолению негативных проявлений воспитанника.

И, конечно, одно из главных качеств педагога — творческое отношение к педагогической деятельности.

О роли личности педагога в воспитании и обучении ребенка писали многие. Известна мысль К.Д. Ушинского о том, что личность педагога имеет определяющее значение для ребенка. Он подчеркивал, что личность педагога ничем заменить невозможно. Никакие программы, никакие учебники не решают успех воспитания, его решает личность учителя. И чем младше ребенок, тем более важно для него, какой педагог.

Большое внимание личности педагога, его подготовке и постоянной работе по повышению своего профессионального мастерства уделял А.С. Макаренко. Особое значение он придавал творчески работающему слаженному педагогическому коллективу, подчеркивая, что в таком коллективе даже молодой неопытный педагог может добиться многого. А если педагоги не объединены в сплоченный творческий коллектив, то даже опытный и творческий педагог не достигнет высоких результатов в работе с детьми.

Чтобы создать творческую атмосферу в коллективе, старший воспитатель, заведующий дошкольной образовательной организацией должны хорошо знать индивидуальные особенности и способности каждого педагога, его сильные и слабые стороны.

Творческая индивидуальность педагога проявляется в его педагогической деятельности, в организации творческой обстановки в группе детей. Выявить способности каждого воспитателя, члена коллектива организации — важная задача старшего воспитателя.

Вместе с тем у родителей необходимо тактично формировать уважение к воспитателям, объясняя сложность и ответственность их деятельности.

Развивать свое профессиональное мастерство

К.Д. Ушинский отмечал, что настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится науке и искусству воспитания, постоянно занимается самовоспитанием и самообразованием. Обозначим важные моменты в работе с детьми, о которых должен помнить педагог.

На каждом возрастном этапе развития ребенка от рождения до окончания школы могут проявляться способности, имеющие приоритетное для него значение.

Так, на этапе дошкольного детства могут ярче проявиться художественно-творческие способности: к изобразительной, музыкальной, театрализованной, проектной деятельности, двигательные способности и др. Это не значит, что именно они станут основой последующей жизни. Но то, что дети приобретут, занимаясь интересной для них деятельностью, ляжет в основу той способности, которая определит направление их взрослой жизни. Из этого также не следует, что не надо к детским увлечениям относиться несерьезно.

Недаром Дени Дидро, деятель французского просвещения, сказал: «Нация, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все другие во всех науках, искусствах и мастерствах».

Воспитатель и тем более старший воспитатель, заимствуя рекомендуемые другими педагогами, учеными методы, приемы, формы работы с детьми, должны ориентироваться на научные основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, достаточно разработанные отечественными и зарубежным учеными, опираясь на выработанные веками и проверенные практикой ценности: истина, доброта и красота.

К сожалению, до сих пор есть примеры, когда это не соблюдается. Так, обучение чтению, письму и арифметике — программа начальной школы. При этом начальная школа, зачастую тестируя детей при приеме, требует, чтобы ребенок умел читать, писать и знал математику чуть ли не за первый класс, а то и больше. С этой целью школы устраивают краткосрочные курсы для детей дошкольного возраста по подготовке их по названным предметам. Посещать эти курсы могут далеко не все дошкольники.

Родители ориентируются на обучение детей в детском саду, но воспитатели не готовятся к такой работе. В программе подготовки воспитателя детского сада нет такого образования. Да и в любом случае, детям предстоит повторное обучение этим предметам в школе, когда они придут в 1-й класс, а это приводит к снижению интереса к учебной деятельности. К тому же мы столкнулись с тем, что научили детей читать на этих курсах подготовки к школе неправильно.

Важным фактором воспитания и обучения детей является среда, в которой протекает их жизнедеятельность уже с первых дней жизни. ФГОС ДО этому фактору, его включению в дошкольные образовательные организации, уделяет большое внимание. Поэтому среду для развития ребенка необходимо организовать определенным образом: она должна быть спокойной, дружественной, приятной для малыша. Ребенок ощущает, воспринимает, еще не дифференцируя раздражители: звуки, окружающие его (они не должны быть громкими, пугающими), запахи дома, близких взрослых, особенно мамы.

Среде как важному фактору, определяющему развитие ребенка, большое значение придавали в своих произведениях-«мечтах» XV–XVI вв. Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а затем Витторино да Фельтре, Ян Амос Коменский и другие педагоги и общественные деятели, представители эпохи Просвещения: Дени Дидро, Жан-Жак Руссо и др.

У детей необходимо формировать интерес к окружающей жизни: людей, растений, животных, развивать психические процессы, без которых нельзя успешно овладеть любой деятельностью; развивать воображение, мышление, творческие способности (развитие творческих черт по И.Я. Лернеру), формировать эмоционально-положительное отношение к создаваемым изделиям, рисункам, конструкциям своим и других детей группы. Необходимо развивать самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, стремление доводить начатое дело до конца.

Важно воспитывать у детей желание усовершенствовать результат своей деятельности, дополнять созданное изображение, проекты новыми деталями.

Характер общения ребенка со сверстниками, педагогами, родителями должен быть доброжелательным. Это относится к любому виду деятельности. Включенное общение способствует как развитию самой деятельности, так и направленному развитию общения.

«Почти всякое человеческое действие есть не только техническая операция по отношению к вещи, но и поступок по отношению к другому человеку, — писал С.Л. Рубинштейн, — выражающий отношение к нему".

«Педагог должен быть для ребенка образцом», — считал К.Д. Ушинский. Он должен быть добрым, уважать в ребенке человека, но и быть требовательным. Важно помнить слова английского педагога и психолога начала XVIII в. Джона Локка: «Хвалить надо принародно, а укорять в одиночку». Не манипулировать детьми. Оценивать поступки, а не личность ребенка.

Художественно-творческая деятельность является одной из важных в развитии ребенка. Педагогам необходимо знать, что процесс детского творчества эмоционально тонкий и легко ранимый. Резкое вмешательство может разрушить замысел, вызвать отказ выполнять задуманное.

Приведу пример: брат моей аспирантки, шестилетний Миша, очень любил рисовать и в детском саду всегда рисовал с радостью. Однажды дома он взял книгу Л.Н. Толстого «Орел и курица». Его воображение захватила иллюстрация на развороте книги: орел с распростертыми крыльями. Мальчик решил срисовать картинку и увлекся ее воспроизведением. Мама забеспокоилась, где сын, но, увидев его погруженность в рисование, успокоилась. К обеду рисунок был закончен, и мальчик показал его родителям. Они похвалили его рисунок. Миша был обрадован и удавшимся рисунком, и реакцией семьи. К обеду пришел племянник родителей, и Миша показал ему свою работу. И тут 16-летний юноша (который был для маленького художника кумиром) пренебрежительно заявил: «Подумаешь! Ты его срисовал!» Такая оценка сразила Мишу. Он перестал рисовать и в детском саду, и дома, а затем и в начальной школе. Возродил его интерес к рисованию учитель только в пятом классе, видимо, заметив в мальчике живой интерес и в то же время неуверенность.

Задача старшего воспитателя — правильно сориентировать воспитателя на вдумчивое и тактичное руководство деятельностью ребенка. Предложения и замечания должны высказываться в мягкой форме, допускающей возможность детей решить творческую задачу по-своему.

Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека. Споспешествовать развитию искусства воспитания можно только вообще распространением между воспитателями тех разнообразнейших антропологических знаний, на которых оно основывается.

Но если нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут быть почерпаемы основания педагогических правил, то можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждою, чтобы по каждой из них он мог понимать, по крайней мере, популярные сочинения и стремился, насколько может, приобресть всесторонние сведения о человеческой природе, за воспитание которой берется.

Ни в чем, может быть, одностороннее направление знаний и мышления так не вредно, как в педагогической практике.

Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиям.

Приведу другой пример: детям старшей группы предлагается нарисовать, как они гуляют зимой на участке. Дети начинают рисовать, а педагог подходит к каждому ребенку, обращая внимание на то, как он создает картину, отмечает интересные решения. Если у кого-то что-то не получается и возникает вопрос, отвечает, подсказывает. Подходит к Олегу. Он на белой бумаге рисует валенок (так он начал рисовать фигуру ребенка).

Воспитатель говорит ему: «Олег, тебе же будет трудно нарисовать всю фигуру, начиная с валенка». «Нет, — отвечает мальчик, — у меня получится, я уже так рисовал.» «Ну, тогда рисуй, как ты задумал», — сказал педагог. У Олега все получилось пропорционально. Он был удовлетворен и обрадован похвалой воспитателя.

Очень важно, чтобы педагог поверил ребенку. Это вызывает у детей ответное доверие, уважение и знание, что воспитатель всегда поймет, чего хочет ребенок, поддержит его замысел.

Еще пример: детям подготовительной группы я предложила нарисовать иллюстрацию к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Мы с ними любили эту сказку, хорошо знали ее отдельные эпизоды, представляли в театрализованной деятельности. На столе воспитателя лежали листы бумаги разного цвета и оттенков, чтобы каждый мог выбрать тот цвет бумаги, который подходил бы к задуманному содержанию иллюстрации.

Когда все дети выбрали листы бумаги в соответствии со своим замыслом, я стала подходить к каждому, спрашивала, какую картинку задумал. Когда я подошла к Мише, то увидела у него бумагу желтого цвета и спросила, какой эпизод сказки он будет рисовать. Миша ответил, что он нарисует, как «чудо-юдо рыба-кит поперек моря лежит». У меня сразу возник образ: раз море — значит, нужна бумага голубого или синего цвета. И я осторожно спросила: «Может, для этого лучше подойдет бумага голубого цвета?» Миша не согласился со мной. «Нет, Тамара Семеновна, я вот так синей краской нарисую море, — и показал в воздухе рукой, как он рисует волны, — а это, — провел рукой по верхней части листа, — у меня будет солнечный день». Такой самостоятельно определенный сюжет и его план воплощения меня обрадовали. Я похвалила Мишу и сказала: «Молодец! Замечательно придумал!» Иллюстрацию мальчик выполнил очень хорошо. Его рисунок помещен в двух моих книгах.

Таким образом, педагог должен помнить, что детское творчество — весьма хрупкое образование: одно резкое слово или безразличие к созданному ребенком изображению, конструкции может привести к отказу от того или иного замысла или от деятельности в целом. И это не только потеря интереса к весьма полезному делу, это лишение ребенка возможности развиваться, образование пустоты в его душе, которая, может быть, в это время занята менее полезным и даже вредным содержанием.

27.08.2017 05:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!