СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования. Исходя из определения “технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
• должны быть указаны операции, их составные части.
Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Необходимость реализации в образовательном процессе системнодеятельностного и личностноориентированного подходов требует отучителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
• тщательного планирования каждого этапа деятельности;
• максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
• координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителямипрактиками, мы пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.
По итогам проведенного анализа были выявлены следующие тенденции в планировании учителями урочной деятельности:
• популярность планирования урочной деятельности в форме технологических карт достаточно высока;
• карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;
• разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого имипредмета.
Предлагается выделить в структуре карты блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса*:
• блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
• инструментальный (какими средствами это достижимо);
• организационнодеятельностный (структуризация на действия и операции).
Однако, считается, моноструктурная карта для учителяпрактика является более оптимальной – как по времени, так и по усилиям, необходимым для ее составления.
Технологическая карта урока – обобщеннографическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.
Каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных,предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня
знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и виды вышеназванных предполагаемых образовательных результатов.
Поскольку планируемые результаты обучения представляют собой систему личностноориентированных целей образования, отпадает необходимость выделения в структуре карты отдельной графы, посвященной целевому назначению проектируемого урока.
© 2015, Стороженко Валентина Митрофановна 649