СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация была подготовлена после анализа (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большого количества технологических карт урока, разработанных учителями-практиками.

Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности. Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и виды вышеназванных предполагаемые образовательные результаты.Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возмож­ ной корректировкой (заложенной изначаль­ но вариативностью урока).

Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразитьдеятельностную составляющую взаимодействия­ учителя и ученика на уроке, что является­ актуальным, прежде всего, для развивающего образования. Исходя из определения “технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

• должны быть указаны операции, их составные части.

Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно отразить в технологической карте урока специфику педагогической деятельности, и необходимо обратиться к понятию деятельности. В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть

возможность:

• тщательного планирования каждого этапа деятельности;

• максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

• координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

Технологическая карта - инновационный инструмент реализации ФГОС; - новый вид методической продукции.

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий – требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Технологическая карта урока поможет организовать учебный процесс в соответствии с данным требованием. Она может стать для заместителя директора школы по учебно -воспитательной работе основой для анализа работы педагога по формированию у детей универсальных учебных действий.

По итогам проведенного анализа были выявлены следующие тенденции в планировании учителями урочной деятельности:

• популярность планирования урочной деятельности в форме технологических карт достаточно высока;

• карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;

• разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими предмета.

Предполагается что, Технологическая карта позволит учителю: -реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; -определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; -системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; -осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; -определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); -проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

-освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы, -определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); -на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса; -выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы. -решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); -соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт. -обеспечить повышение качества образования.

выделить в структуре карты блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса*:

• блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);

• инструментальный (какими средствами это достижимо);

• организационно-деятельностный (структуризация на действия и опе рации).

Четко утвержденной Технологической карты нет. Предлагаю технокарты уже опробированные.

Поскольку планируемые результаты обучения представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, отпадает необходимость выделения в структуре карты отдельной графы, посвященной целевому назначению проектируемого урока. В таблице представлена примерная форма технологической карты урока.

Сравнение Конспекта урока и ТКУ

В традиционном плане в основном расписана содержательная сторона урока, которая не позволяет провести его системно-педагогический анализ. Форма записи урока в виде ТК дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока

Как работать с ТКУ

  • Внимательно ознакомьтесь с темой и найдите её в учебнике, рабочей тетради.
  • Познакомьтесь с задачами урока, соотнесите с планируемыми результатами и с пройденным ранее материалом.
  • Прочитайте выделенные основные понятия, посмотрите, в каких предметах они ещё изучаются (межпредметные связи).
  • Придерживайтесь алгоритма, предложенного в карте.
  • Мотивируя учащихся на изучение темы, можете использовать задание, данное в карте, взять из учебника или предложить своё.
  • Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите.
  • Убедитесь, что именно ученик знает, понимает, умеет в изучаемом материале, и только после этого переходите к следующему этапу.
  • На завершающем этапе постарайтесь выполнить все предложенные задания.

Учителями начальной школы города Сургут был выпущен сборник для учителей «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС» в котором представлены технологических карт урока, алгоритма проектирования образовательной среды с использованием ИКТ

Категория: Всем учителям
03.10.2017 20:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!